Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Социокультурная образовательная среда вуза как фактор развития полисубъектности будущего педагога

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-114-135

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена изменением роли современного педагога, трансформацией ценностных оснований педагогической профессии, усложнением компетенций педагога. Процесс профессиональной подготовки будущего педагога в вузе неизбежно фокусируется на развитии его многомерной субъектной активности, которая характеризуется способностью к выбору вариантов достижения образовательных результатов, построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив. В контексте современных научных исследований выделяется понятие «полисубъектность личности педагога». Важным фактором развития полисубъектности личности будущего педагога выступает социокультурная образовательная среда вуза. Цель исследования заключалась в изучении влияния компонентов социокультурной образовательной среды вуза на развитие полисубъектности будущего педагога. В работе комплексно использовались методы теоретического анализа, синтеза, обобщения, самооценки, анкетирования. Исследовательскую выборку составили 328 студентов 1–5-го курсов педагогического института НИУ «БелГУ», обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Сбор данных осуществлялся в 2020/2021 учебном году. Достоверность результатов проверялась методами математической статистики (непараметрический тест Манна – Уитни) с использованием пакета программ IBM SPSS Statistics. Также применялся качественный анализ рефлексивных суждений студентов в осмыслении феномена полисубъектности и роли образовательной среды вуза в её развитии. В результате эмпирического исследования установлено, что многомерная, насыщенная социокультурная образовательная среда вуза является определяющим развивающим фактором, влияющим на изменения в структуре полисубъектности личности будущего педагога. Наибольшее влияние образовательная среда вуза оказывает на такие компоненты полисубъектности, как способность к взаимодействию, эмоциональный интеллект, ситуативное лидерство.

Об авторах

Е. Н. Кролевецкая
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Кролевецкая Елена Николаевна – канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики

Scopus ID: 57190879019

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85



И. Ф. Исаев
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Исаев Илья Федорович – д-р пед. наук, проф., кафедра педагогики

Scopus ID: 57190879550

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85



Список литературы

1. Дроботенко Ю.Б. Тенденции изменений в вузовской профессиональной подготовке будущих учителей (на основе анализа работ по философии, социологии, культурологии и экономике образования) // Мир науки. 2016. Т. 4. № 1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/05PDMN116.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

2. Rogaleva G. Polysubjective character of modern education // Arctic Dialogue in the Global World: The Proceedings of Joint Science and Education Conference, Ulan-Ude, June 16–17, 2015. Ulan-Ude : Buryat State University Publ. P. 412–413. ISBN 978-5-9793-0754-1

3. Brooks R., McCormack M., Bhopal K. Contemporary Debates in the Sociology of Education. London : The Palgrave Macmillan. 2013. 256 pp. DOI: 10.1057/9781137269881_1

4. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 16–29. DOI: 10.15826/umpa.2017.01.002

5. Вачков И.В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 36–50. URL: https://psy-journal.hse.ru/2014-11-2/132380492.html (дата обращения: 15.05.2022).

6. Иванова С.П.Полисубъектное взаимодействие в социально-педагогической среде как фактор развития профессионально-личностной компетентности учителя // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2013. № 3. С. 161–170. URL: https://arch.pskgu.ru/projects/pgu/storage/wg6110/wgpgu03/wgpgu03_19.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

7. Фалунина Е.В. Психология полисубъектной личности и полисубъектный подход в образовании // Евразийский Союз Учёных (ЕСУ). 2019. № 2 (59). С. 15–16. DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2019.8.59

8. Фалунина Е.В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. Братск, 2012. 475 с.

9. Неверова Л.В., Кузнецова И.В. Реализация добровольческих проектов как условие развития полисубъектной позиции педагога в системе дополнительного образования // Нижегородское образование. 2018. № 1. С. 91–95. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35101622 (дата обращения: 15.05.2022).

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.

11. McInnis C. Researching the first-year experience: Where to from here? // Higher Education Research and Development. 2001. Vol. 20. No. 2. Р. 105–114. DOI: https://doi.org/10.1080/07294360125188

12. Xerri M.J., Radford K., Shacklock K. Student engagement in academic activities: A social support perspective // Higher education. 2018. Vol. 75. P. 589–605. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-017-0162-9

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с. ISBN: 978-5-314-00016-8

14. Мануйлова Е.И. Условия реализации полисубъектного подхода в профессиональной подготовке педагогов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: V Междунар. науч.-практ. конф., 6–7 апреля 2018 г.: Cб. науч. тр. Орёл : Модуль-К, 2018. С. 269–273.

15. Сергеева Т.Ф. Cоциальные и методологические ориентиры развития образования: полисубъектный подход // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2014. № 1 (1). С. 25–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23485130& (дата обращения: 15.05.2022).

16. Анненкова Н.В., Бражник О.Ю. Развитие полисубъектности участников образовательного процесса // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2019 г. В 2 ч. Ч. 1. М. : 5 за знания; МПГУ, 2019. С. 688–691.

17. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2004. 400 с. ISBN: 5-89502-404-1

18. Бодалев А.А. Психология о личности. М. : МГУ, 1988. 187 с. ISBN: 5-87977-027-3

19. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета. Оренбург, 2006. 186 с.

20. Psychological agency: Theory, practice, and culture / Frie R. (Ed). Cambridge, Massachusetts, London : A Bradford Book. The MIT Press, 2008. 261 p. ISBN: 978-0-262-06267-1. URL: https://library.uc.edu.kh/userfiles/pdf/8.Psychological%20agency.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

21. Martin J., Gillespie А. A neo-Meadian approach to human agency: Relating the social and the psychological in the ontogenesis of perspectivecoordinating persons // Integrative psychological & behavioral science. 2010. Vol. 44. Issue 3. Р. 252–272. DOI: 10.1007/s12124-010-9126-7

22. Sugarman J., Martin J. Theorizing relational agency: Reactions to comments // Journal of constructivist psychology. 2011. Vol. 24. Issue 4. P. 321–323. DOI:10.1080/10720537.2011.593472

23. Martin J. Self-regulated learning, social cognitive theory, and agency // Educational psychologist. 2004. Vol. 39. Issue 2. P. 135–145. DOI: 10.1207/s15326985ep3902_4

24. Martin J., Sugarman J., Hickinbottom S. Persons: Understanding psychological selfhood and agency. NY : Springer, 2010. 196 p. DOI: 10.1007/978-1-4419-1065-3

25. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961005.htm (дата обращения: 15.05.2022).

26. Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 7–22. DOI: 10.17323/1813-8918-2014-2

27. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление и квинтэссенция индивидуальности // Личность и бытие: субъектный подход: Материалы науч. конф., посвящённой 75-летию со дня рождения чл.-кор. РАН А.В. Брушлинского, 15–16 октября 2008 г. М. : Институт психологии РАН, 2008. С. 90–93.

28. Алексеенко И.Н. Становление профессиональной субъектности личности в образовательном пространстве. Ростов н/Д : Фонд науки и образования, 2018. 258 с.

29. Охлопкова Н.В., Писарев Л.Ю. Социальный капитал в инновационном социально-экономическом развитии северных регионов России // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 254–257. URL: http://www.meconomy.ru/art.php?nArtId=4343 (дата обращения: 15.05.2022).

30. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М. : АСТ, Ермак, 2008. 736 с. ISBN: 978-5-17-051211-9

31. Грищенко М.А. Новый коллективизм в социальном позиционировании россиян // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6. № 3. С. 215–224. DOI: 10.23683/2227-8656.2017.3.19

32. Тагунова И.А. Мировые тенденции развития школьного образования // Педагогика. 2019. № 6. С. 106–114. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38532298 (дата обращения: 15.05.2022).

33. 10 trends transforming education as we know it. Report for European Union. European Commission, European Political Strategy Centre, 2017. 12 p. URL: https://data.europa.eu/doi/10.2872/800510 (дата обращения: 15.05.2022).

34. Чибисова Н.Г. Социокультурная среда вуза – фундамент накопления студентами культурного капитала // «Alma mater» (Вестник высшей школы). 2010. № 8. C. 18–26. URL: https://almavest.ru/ru/node/1176 (дата обращения: 15.05.2022).

35. Подшивалкина В.И., Бирюкова М.В. Полисубъектность как социальный феномен. Праксиологический дискурс // Социологические исследования. 2014. № 4 (360). С. 13–19. URL: https://www.isras.ru/index.php?page_id=2624&jn=socis&jn=socis&jid=5888 (дата обращения: 15.05.2022).

36. Braslavska O.V., Rozhi I.G. Peculiarities of innovative learning in a modern educational environment // Balkan Scientific Review. 2020. Т. 4. No. 2(8). P. 24–26. DOI: 10.34671/SCH.BSR.2020.0402.0006

37. Ваганова О.И., Лебедева А.А., Лапшова А.В. Формирование комфортной образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35). С. 57–59. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1002-0013

38. Мануйлов Ю.С. Среда в вопросах и ответах // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 12–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23099030 (дата обращения: 15.05.2022).

39. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. М. : Экопсицентр РОСС, 2000. 230 с.

40. Панов В.И. Напряжённость образовательной среды в контексте субъект-средовых взаимодействий // Научное мнение. 2018. № 1. С. 48–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32362544 (дата обращения: 15.05.2022).

41. Ольховая Т.А., Хабарова Т.С. Модель становления субъектности студента медицинского вуза // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-22. С. 5003–5007. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38148 (дата обращения: 15.05.2022).

42. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М. : МГППУ, 2002. 272 с. IBSN: 5-94051-015-9

43. Shaari A.S., Yusoff N.M., Ghazali I.M., Osman R.H., Dzahir N.F.M. The relationship between lecturers’ teaching style and students’ academic engagement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 118. Р. 10–20. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.02.002

44. Messiou K. The missing voices: Students as a catalyst for promoting inclusive education // International Journal of Inclusive Education. 2019. Vol. 23. Issue 7–8. P. 768–781. DOI: 10.1080/13603116.2019.1623326

45. Bryson C., Hand L. The role of engagement in inspiring teaching and learning // Innovations in Education and Teaching International. 2007. Vol. 44. Issue 4. P. 349–362. DOI: 10.1080/14703290701602748

46. Kahu E.R. Framing student engagement in higher education // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 38. Issue 5. Р. 758–773. DOI: 10.1080/03075079.2011.598505

47. Kember D., Ho A., Hong C. Characterising a teaching and learning environment capable of motivating student learning // Learning Environments Research. 2010. Vol. 1. Issue 1. Р. 43–57. DOI: 10.1007/s10984-009-9065-8

48. Nyadanu S.D., Garglo M.Y., Adampah T., Garglo R.L. The impact of lecturer-student relationship on self-esteem and academic performance at higher education // Journal of Social Science Studies. 2015. Vol. 2. Issue 1. Р. 264–281. DOI: 10.5296/jsss.v2i1.6772

49. Ross J., Head K., King L., Perry P.M., Smith S. The personal development tutor role: An exploration of student and lecturer experiences and perceptions of that relationship // Nurse Education Today. 2014. Vol. 34. Issue 9. Р. 1207–1213. DOI: 10.1016/j.nedt.2014.01.001

50. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под общ. ред. А.С. Обухова. М. : Юрайт, 2018. 422 с. ISBN: 978-5-534-02531-6

51. Гейхман Л.К., Кабанов В.С. Становление субъектности магистранта технического университета: новый вызов для инженерного образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 143–156. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-143-156

52. Алексеева Л.В. Психологическая характеристика субъекта и субъекта преступления // Вестник Тюменского гос. ун-та. 2003. № 4. С. 216–227. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20186883 (дата обращения: 15.05.2022).

53. Дерябо С.Д. Личность: от субъективности к субъектности // Развитие личности. 2002. № 3. С. 261–265. URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/143.html (дата обращения: 15.05.2022).

54. Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В.И. Панова. М. : ПИ РАО; СПб. : НесторИстория, 2018. 304 с.

55. Полухин О.Н., Тарабаева В.Б., Гребнева В.В., Шеховская Н.Л., Кролевецкая Е.Н. Подготовка «доброжелательного учителя» в «доброжелательной» образовательной среде вуза (опыт Белгородского государственного национального исследовательского университета) // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы: Сб. науч. статей и докладов XIV Всерос. науч.-практ. конф. c международным участием, 12 мая 2021 г. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. С. 80–86.


Рецензия

Просмотров: 545


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)