Инженерная педагогика в контексте инженерной деятельности
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-152-168
Аннотация
Инженерная педагогика как профессиональная деятельность преподавателей, формирующих и развивающих необходимые будущим инженерам компетенции с использованием соответствующего педагогического инструментария и технологий, нацелена на то, чтобы студенты, окончив вуз/колледж, были эффективными в избранной ими инженерной деятельности/специальности/профессии, конкурентоспособными, готовыми активно участвовать в её инновационном развитии. Непрерывное развитие инженерной деятельности – её модернизация, совершенствование, экспансия в другие сферы деятельности – требует корректировки, обновления целей, средств и методологии образовательной деятельности в целом и инженерной педагогики в частности. Сегодня в фокус инженерной педагогики должны быть поставлены вопросы новой онтологии инженерной деятельности. Задача статьи – прояснить онтологические и методологические основания инженерной деятельности, рассмотреть её как многоаспектную и многомерную систему разделения труда, как открытую динамическую систему, зависящую от других видов деятельности. В этом смысле её можно представить как объект проектирования, обладающий свойством рекурсивности. Именно деятельностная онтология должна быть положена в основу методологии инженерной педагогики, которая готовит инструментарий для подготовки нового поколения инженерных кадров путём целевого непрерывного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вузов.
Об авторах
В. Г. МартыновРоссия
Мартынов Виктор Георгиевич – чл.-корр. РАО, д-р экон. наук, проф., ректор
119991, Москва, Ленинский проспект, 65
В. С. Шейнбаум
Россия
Шейнбаум Виктор Соломонович – канд. техн. наук, проф., советник ректора
119991, Москва, Ленинский проспект, 65
Список литературы
1. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики // Международное сотрудничество. 1996. № 2. С. 20–21. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26056429 (дата обращения: 26.05.2022).
2. Будзинская О.В. Ориентируют ли профессиональные стандарты ТЭК на цифровизацию? // Труд и социальные отношения. 2021. Т. 32. № 2. С. 21–30. DOI: 10.20410/2073-7815-2021-32-2-21-30
3. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
4. Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Формирование предпринимательских университетов в инновационной экономике // Экономическая наука современной России. 2014. № 3. С. 87–104. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22156318 (дата обращения: 26.05.2022).
5. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Колосова О.В. Общепрофессиональные компетенции современного российского инженера // Высшее образование в России 2018. № 2. C. 5–18. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1267 (дата обращения: 26.05.2022).
6. Новиков А.М. Методология образования. М. : Эгвест, 2002. 320 с. ISBN: 5-85449-127-6
7. Владимиров А.И. Подготовка специалистов нефтегазового профиля в вузах РФ и за рубежом // Высшее нефтегазовое образование. Проблемы, перспективы: Сб. статей. М. : РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 1999. 496 с. ISBN: 5-7246-0098-6
8. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М. : Альпина ПРО, 2021. 472 с. ISBN: 978-5-907470-99-6
9. Тестов В.А. Качество и фундаментальность образования // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 89–92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11611484 (дата обращения: 26.05.2022).
10. Казанский Ю.А. Вместо предисловия // Проблемы организации и развития инженерной деятельности: Материалы Всесоюзной науч.- практ. конф. «Методология инженерной деятельности». Вып. 1 / Под ред. К.В. Малиновского и Г.П. Щедровицкого. Обнинск : ИАЭ, 1990.
11. Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности. Курс лекций. М. : Машиностроение, 2005. 282 с. ISBN: 978-5-902278-70-2
12. Губанова А.А., Иванов С.В., Полях Т.С. Введение в инженерную деятельность: Учеб. пособие. Ростов н/Д. Изд-во ДГТУ, 2013. 72 с. ISBN: 978-5-7890-0766-2
13. Рейзлин В.И. Введение в инженерную деятельность: Учеб. пособие. Томск : НИУ ТПУ 2013. 159 с. URL: https://portal.tpu.ru/files/departments/publish/IK_Reizlin.pdf (дата обращения: 26.05.2022).
14. Корнилов И.К. Основы инженерного искусства. М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2014. 372 с. ISBN: 978-5-8122-1274-2
15. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. СПб. : Лань, 2007. 368 с. ISBN: 978-5-8114-0742-2
16. Похолков Ю.П. Инженерная мысль в России – полёт прерван? // Аккредитация в образовании. 2010. № 40. С. 27–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21196738 (дата обращения: 26.05.2022).
17. Щедровицкий Г.П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Г.П. Щедровицкий. Избранные труды. М. : Школа культурной политики, 1995. 800 с. ISBN: 5-88969-001-9
18. Подлесный С.В., Ерфорт Ю.А., Искрицкий В.М., Сущенко Д.Г., Стадник А.Н. История инженерной деятельности: Учеб. пособие. Краматорск : ДГМА, 2010 г. 188 с. ISBN: 978-966-379-442-6
19. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач. М. : Альпина Паблишер., 2019. 404 с. ISBN: 978-5-9614-6874-8
20. Корнилов И.К. Методологические основы инженерной деятельности. М. : МГУП, 1999. 134 с.
21. Глазычев В.Л. Методология проектирования. Лекция на семинаре «Введение в общую прикладную методологию» / Институт культурной политики. Школа культурной политики. Киев, 25.04.2002. URL: http://www.shkp.ru/lib/archive/materials/kyiv2002/1 (дата обращения: 26.05.2022).
22. Гаспарский В. Системная методология. Некоторые замечания о её природе, структуре и применении // Сб. Системные исследования. Ежегодник. М. : Наука, 1977. 262 с. URL: http://www.sci.aha.ru/ots/doc/sys1977.pdf (дата обращения: 26.05.2022).
23. Щедровицкий П.Г. Вызовы III промышленной революции инженерному вузу. Лекция в РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина 25.05.2016. URL: https://gubkin.ru/general/structure/cic/orp/Shablon/Shchedrovitsky%20P.%20G.%20Lecture%2030.05.2016.pdf (дата обращения: 26.05.2022).
24. Шейнбаум В.С. Инженерная деятельность как объект проектирования // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6. C. 18–28. DOI: 10.51379/KPJ.2020.22.64.002
25. Кондратьев В.В. Инженерная педагогика как основа подготовки преподавателей технических вузов // Высшее образование в России. 2018. № 2. С. 29–38. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1270/1074 (дата обращения: 26.05.2022).
26. Мартынов В.Г., Пятибратов П.В., Шейнбаум В.С. Развитие инновационной образовательной технологии обучения студентов в виртуальной среде профессиональной деятельности // Высшее образование сегодня. 2012. № 5. C. 4–8. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17931381 (дата обращения: 26.05.2022).