Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-42-60

Аннотация

Происходящие трансформации в современном мире оказывают существенное влияние на устойчивое развитие национальных экономик, унифицируют требования к человеческому капиталу и его образовательному уровню. С учётом современных тенденций правительствами стран принимаются значительные меры для обеспечения и поддержания связи между образованием, экономикой и социально-экономическим развитием. Принимаемые меры находят своё отражение и в изменении подходов к подготовке специалистов нового формата для инженерной деятельности. Вместе с тем важное значение имеют подготовка, переобучение, дополнительное обучение и повышение квалификации самих преподавателей. Современный преподаватель должен отвечать требованиям динамично меняющейся действительности. С учётом этого целью настоящей работы является оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности (ИППД) в процессе их обучения по модулю «Проблемно-ориентированное, практико-ориентированное, проектно-ориентированное обучение», входящему в программу повышения квалификации преподавателей инженерного профиля iPET-3, разработанную в рамках международного проекта ENTER, софинансируемого программой «Эразмус+» Европейского союза. В статье предлагается модель развития готовности преподавателей вузов к ИППД в рамках программ профессиональной переподготовки, методики оценки компонентного состава ИППД и трёхуровневая характеристическая модель компонентного состава ИППД, применение которых в рамках программы повышения квалификации преподавателей повышает уровень творческих способностей слушателей, объём усваиваемого ими материала и их педагогическое мастерство.

Об авторах

Г. Р. Хусаинова
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Хусаинова Гузель Рафаэлевна – канд. пед. наук, доцент

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



С. Г. Карстина
Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова
Казахстан

Карстина Светлана Геннадьевна – д-р ф-м. н., проф., кафедра физики и нанотехнологий

100024, г. Караганда, ул. Университетская, 28



М. Ф. Галиханов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Галиханов Мансур Флоридович – д-р техн. наук, проф., директор Института дополнительного профессионального образования

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



Список литературы

1. Меркушева А.Е. Анализ мирового опыта поддержки инновационной деятельности // Молодой учёный. 2017. № 5 (139). С. 202-204. URL: https://moluch.ru/archive/139/39096/ (дата обращения: 09.06.2022).

2. Три миссии университета: образование, наука, общество / В.А. Садовничий и др. М. : МАКС Пресс, 2019. Т. 67. 440 с. ISBN: 978-5317-06083-1

3. Спешилова Н.В., Федорова О.И. «Технологическое предпринимательство» как дисциплина практико-ориентированного характера // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием) (23–25 января 2020, г. Оренбург). Оренбург, 2020. С. 2430–2433. ISBN: 978-5-7410-2401-0 URL: https://elibrary.ru/item.asp?pff=1&id=42532588 (дата обращения: 09.06.2022).

4. Кирьякова О.В., Спешилова Н.В., ГореликоваКитаева О.Г. Проблемы и преимущества защиты выпускной квалификационной работы в форме стартапа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 1 (229). C. 47–55. DOI:10.25198/1814-6457-229-47

5. Khusainova G.R., Galikhanov M.F. Work-inProgress: Development of the Discipline “Innovations in Engineering Pedagogy” as Part of an Advanced Professional Training for Educators of Engineering Schools in Higher Education Institutions. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. vol. 1329. Springer, Cham, pp. 3–10. DOI:10.1007/978-3-030-68201-9_1

6. Ёдгорова М. О. Современное инженерное образование и инновации в подготовке инженеров // Молодой учёный. 2018. № 9 (195). С. 147–149. URL: https://moluch.ru/archive/195/48453/ (дата обращения: 09.06.2022).

7. Гурье Л.И. Проектная деятельность преподавателя высшей технической школы. Казань : МОиНРТ, 2010. 224 с.

8. Karstina S.G. Educators Training in the Context of Socio-Economic and Technological Trends of Kazakhstan // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. vol. 1329. Springer, Cham. Р. 68–75. DOI:10.1007/978-3-030-68201-9_7

9. Karstina S. The Role of Inter-Institutional Cooperation in Engineering Training // Mobility for Smart Cities and Regional Development – Challenges for Higher Education. 2022. vol. 389. Springer, Cham. DOI:10.1007/978-3030-93904-5_7

10. Похолков Ю.П, Агранович Б.Л. Опережающая подготовка элитных специалистов и команд специалистов мирового уровня в области техники и технологий // Инженерное образование. 2007. № 4. С. 4–9. URL: http://www.ac-raee.ru/files/io/m4/art_1.pdf (дата обращения: 09.06.2022).

11. Principles of Problem and Project Based Learning. The Aalborg PBL Model. Aalborg University, 2010. 23 p. URL: https://www.en.aau.dk/digitalAssets/66/66555_pbl_aalborg_modellen1.pdf (дата обращения: 09.06.2022).

12. Зиятдинова Ю.Н., Сангер Ф.А. Проектное обучение для подготовки инженера XXI века // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 92–97. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/150?locale=ru_RU (дата обращения: 09.06.2022).

13. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 135–149. DOI:10.31992/0869-36172020-29-1-135-149

14. Latifah L., Maknun J., Mardiana R. Digitizing Project-Based Learning in engineering education // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 330. No. 4. DOI:10.1088/1757-899X/830/4/042072

15. Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф. Преемственная подготовка инженерных кадров для инновационной экономики в исследовательском университете // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 68–78. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1050/0 (дата обращения: 09.06.2022).

16. Вербицкий А.А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. № 4. 2014. С. 13–20. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/617 (дата обращения: 09.06.2022).

17. Mitchell J., Rogers L. Staff perceptions of implementing project-based learning in engineering education // European Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 45, no. 3, pp. 349-362. DOI:10.1080/03043797.2019.1641471

18. Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 93–95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12041700 (дата обращения: 09.06.2022).

19. Ruutmann T. Effective Tools and Models for Engineering Faculty Mastery Teaching Supporting Meaningful Learning // 2020 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 27–30 April 2020. DOI:10.1109/EDUCON45650.2020.9125266

20. Ruutmann T. Development of Critical Thinking and Reflection // Linear and Nonlinear Programming. 2019. Р. 895–906. DOI:10.1007/978-3-03011935-5_85

21. Quadrado J.C., Galikhanov M.F., Zaitseva K.K. Sustainable Development Principles for Engineering Educator // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 75–83. DOI:10.31992/0869-3617-2020-29-6-75-82

22. Fashant Z., Russell L., Ross S., Jacobson J., LaPlant K., Hutchinson S. Designing Effective Teaching and Significant Learning. Stylus Publishing, 2019. 378 p. ISBN: 978-1642670059

23. Fisher D., Frey N. Better Learning Through Structured Teaching: A Framework for the Gradual Release of Responsibility. 2021. ASCD. 165 p. ISBN: 978-1416616290


Рецензия

Просмотров: 626


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)