Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Компетенции преподавателя технического вуза в России и за рубежом

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-61-78

Аннотация

Четвёртой промышленной революции должно соответствовать «Образование 4.0». Реформирование инженерного образования как его компонента повышает требования к преподавателям технических вузов, призванных осуществлять эти преобразования, и, как следствие, возникает потребность в усовершенствовании дополнительных программ их подготовки. На решение этой задачи направлен и проект «Эффективная модель подготовки преподавателей технических дисциплин с целью получения сертификата “Международный преподаватель инженерного вуза” – “ING-PAED IGIP”», который реализуется Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), получившим в 2020 г. статус Федеральной инновационной площадки Министерства науки и высшего образования РФ.

В процессе выполнения проекта должна быть разработана дополнительная программа, направленная на формирование компетенций преподавателя технического вуза, которые, с одной стороны, соответствуют потребностям высшей технической школы России, а с другой – отвечают требованиям звания «ING-PAED IGIP», установленным Международным обществом по инженерной педагогике (IGIP). Для этого необходимо определить, в какой степени компетенции преподавателя технического вуза, актуальные для России, соответствуют компетенциям, определяемыми IGIP.

Для решения этой задачи был предпринят сравнительный анализ компетенций, документально зафиксированных в профессиональном стандарте РФ «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и Четвёртом образовательном стандарте IGIP.

В статье уточняется понятие «компетенция преподавателя технического вуза», принятого при проведении исследования, обосновывается возможность сопоставления избранных для анализа двух указанных выше документов, описывается процедура сравнительного анализа на основе составления сводных таблиц.

В статье приводятся выводы, сделанные на основе предпринятого анализа. Главный из них заключается в том, что Профстандарт педагога РФ отвечает всем требованиям Четвёртого образовательного стандарта IGIP. В нём более чётко, последовательно и подробно представлены действия преподавателя технического вуза, на основе которых определяются его компетенции. Выявлены компетенции, актуальные для российской высшей школы, но не являющиеся требованиями IGIP. Приведены также предварительные рекомендации по составлению учебного плана дополнительной программы повышения квалификации в рамках проекта.

Об авторах

Т. Ю. Полякова
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Полякова Татьяна Юрьевна – д-р пед. наук, доцент, зав. кафедрой «Иностранные языки»

125319, г. Москва, Ленинградский проспект, 64



В. М. Приходько
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
Россия

Приходько Вячеслав Михайлович – чл.-корр. РАН, д-р техн. наук, проф., кафедра технологии конструкционных материалов

125319, г. Москва, Ленинградский проспект, 64



Список литературы

1. Polyakova T. Engineering Pedagogy: On the Way to “Education 4.0” // International Journal of Engineering Pedagogy. 2020. Vol. 10. No. 4. P. 4-8. DOI:10.3991/ijep.v10i4.15021.

2. Чучалин А.И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. 2017. № 8-9 (215). С. 5–21. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1132?locale=ru_RU (дата обращения: 08.06.2022).

3. Шагеева Ф.Т., Мищенко Е.С., Чернышов Н.Г., Нургалиева К.Е., Туреханова К.М., Омиржанов Е.Т. Международный проект ENTER: новый подход к педагогической подготовке преподавателей инженерных дисциплин // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 65–74. DOI:10.31992/0869-3617-2020-6-65-74

4. Rüütmann T. Engineering Pedagogy as the Basis for Effective Teaching Competencies of Engineering Faculty // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 124–132. DOI:10.31992/0869-3617-2019-28-12-123-131

5. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG). Brussels, Belgium, 2015. URL: https://www.enqa.eu/wp-content/uploads/2015/11/ESG_2015.pdf (дата обращения: 08.06.2022).

6. Приходько В.М., Полякова Т.Ю. IGIP. Международное общество по инженерной педагогике. Прошлое, настоящее и будущее. М. : Технополиграфцентр, 2015. 142 с. ISBN: 9785-94385-125-4

7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М. : СИНТЕГ, 2007. 668 с. ISBN: 978-5-89638100-6

8. Байденко В.И. Болонский процесс. М. : Логос, 2004. 207 с. ISBN: 5-94010-351-0

9. Cambridge International Dictionary of English. Cambridge University Press, 1995. 1773 p. ISBN: 978-0521482363

10. Spencer L.M., Spencer, S.M. Competence at Work: Models for Superior Performance. New York : John Wiley & Sons Inc., 2003. 253 p. ISBN:0-471-54809-х

11. Кирсанов А.А., Жураковский В.М., Приходько В.М., Федоров И.В. Методология инженерной педагогики. М. : МАДИ(ГТУ); Казань : КГТУ, 2007. 215 с.

12. Prikhodko V., Polyakova T. The history of MADI and IGIP cooperation // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2022. Vol. 124. P. 704–714. DOI:10.15405/epsbs.2022.02.88

13. Соловьев А.Н., Приходько В.М., Петрова Л.Г., Макаренко Е.И. Новый учебный план IGIP для повышения квалификации преподавателей инженерных вузов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 49–59. DOI:31992/0869-3617-2021-30-1-49-59

14. Hortsch H. Innovation for Excellence in Engineering Education. The New Prototype Curriculum of IGIP for International Engineering Educators. Kazan, 2021.09.01. URL: https://www.книту.рф/servlet/contentblob?id=369195 (дата обращения: 08.06.2022).

15. Gormaz-Lobos D., Galarce-Miranda C, Hortsch H., Kersten S. The Needs-Oriented Approach of the Dresden School of Engineering Pedagogy and Education // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Vol. 1134 AISC. Р. 589–600. DOI:10.1007/978-3-030-40274-7_56


Рецензия

Просмотров: 642


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)