Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Трансформация лекции в современной высшей школе России

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-96-112

Аннотация

Актуальность темы обусловлена противоречием между накопленным высшей школой опытом адаптации лекции как формы организации обучения к новым условиям функционирования образования и недостаточным вниманием исследователей к изучению и обобщению этого опыта для определения роли, места и основных направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Цель исследования заключалась в выявлении роли, места и направлений трансформации лекции в современной высшей школе. Для её достижения был проведён метаанализ публикаций по теме за последние десять лет (2011–2021 гг.). В общей сложности анализу были подвергнуты 52 научные статьи, опубликованные в рецензируемых ведущих отечественных педагогических журналах и других научно-методических изданиях. Отбор статей для анализа проводился по наличию в названии статьи ключевых слов: «лекция», «лекционное занятие».

Результаты исследования показали, что, несмотря на обилие разнообразных и общедоступных источников информации и коммуникаций, лекция не вытесняется из системы высшего образования, но к ней предъявляются новые требования, меняется её роль и место в системе вузовского обучения. Выделены основные требования к современной лекции: проблемность, гибкость структуры, ориентация на диалогические формы коммуникации со студентами, эффективная обратная связь. Ведущей тенденцией развития лекции в современном вузе становится сочетание унаследованной от традиционной лекции научности, информативности и высокого профессионализма с диалогичностью и многообразием типов и видов лекции, повышением доли интерактивных приёмов активизации учебной и коммуникационной деятельности студентов. Установлено, что трансформация лекции в современной высшей школе идёт в трёх основных направлениях, связанных с изменением внешних и внутренних признаков лекции: организационно-содержательном, функциональном и структурно-коммуникационном. Раскрыто содержательное наполнение каждого из выделенных направлений трансформации лекции. Предложены перспективные направления исследований современной лекции.

Об авторах

Г. И. Ибрагимов
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Ибрагимов Гасангусейн Ибрагимович – член-корр. РАО, д-р пед. наук, проф., кафедра педагогики высшей школы

420008, г. Казань. ул. Кремлевская, 18



А. А. Калимуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Калимуллина Алия Айдаровна – аспирантка, кафедра педагогики высшей школы

420008, г. Казань. ул. Кремлевская, 18



Список литературы

1. Виштак Н.М. Лекционный электронный комплекс как средство активизации учебной деятельности студентов вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 18 с.

2. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Образование в конвергентной среде: постановка проблемы // Педагогика. 2020. T. 84. № 12. С. 3–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45694959&ysclid=l50t5jve6x858058981 (дата обращения: 27.06.2022).

3. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus: Электронный научно-публицистический журнал. 2019. №1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 27.06.2022).

4. Гафуров И.Р., Ибрагимов Г.И., Калимуллин А.М., Алишев Т.Б. Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки // Высшее образование в России. 2020. №10. С. 101–112. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-101-112

5. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Гайнутдинов Р.Г. Инновационные модели лекции в современной высшей школе // Инновации в профессиональном и профессиональнопедагогическом образовании: Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 24–25 апреля 2018 г. / Под науч. ред. Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Екатеринбург : РГППУ, 2018. С. 233–236. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35322179&pff=1 (дата обращения: 27.06.2022).

6. Лехциер В.Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология. 2016. №2 (20). С. 62–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27681717&ysclid=l50u850frv962219761 (дата обращения: 27.06.2022).

7. Заболотнева О.Л., Кожухова И.В. Методический потенциал лекции: взгляд обучающихся // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2020. № 6. С. 28–41. DOI:10.24411/2304-120X-2020-11043

8. Кругликов В.Н. Лекция в эпоху информационного общества и ее перспективы в будущем // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. №1. С. 142–151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=l50uzka4wl784565361&id=29333395 (дата обращения: 27.06.2022).

9. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М. : Мысль, 1974. 452 с.

10. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения: теория, история, практика. Казань : Матбугат йорты, 1998. 328 с.

11. Репринцев Д.Д., Писарева С.В. Нужна ли вузовская лекция // Альма матер (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 10–14. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.12-18.010

12. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Отмирает ли лекция в качестве ведущей формы обучения? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 72–85. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-72-85

13. Шестак Н.В. Лекция в вузе в контексте компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2018. T. 27. № 8-9. С. 43–54. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-89-43-53

14. Нестерова Л.Ю. Преимущества лекции-визуализации в условиях распространения среди студентов клипового мышления // Высшее образование сегодня. 2015. №7. С. 28–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=l50xhrnj4a471084633&id=24181894 (дата обращения: 27.06.2022).

15. Таланина А.А. Онлайн-лекция как жанр интернет-дискурса // Мир русского слова. 2018. №2. С. 17–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35440850&ysclid=l50xo0exli832411632 (дата обращения: 27.06.2022).

16. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М. : Высшая школа, 1975. 316 с.

17. Ибрагимов Г.И., Гайнутдинов Р.Г. Лекция в вузе: теория, история, практика. Казань : Школа, 2017. 196 с. ISBN 978-5-906935-13-7

18. Грицевская И.М., Шевяков Е.М. Лекции в современном вузе: интерактивный подход // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2019. № 4. С. 48–56. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-50-4-161

19. Rhett A. The traditional lecture is dead. I would know – I’m a professor // Wired.com. 2017. May 11. URL: https://www.wired.com/2017/05/themechanicaluniverse/

20. Kay R., MacDonald T., DiGiuseppe M.A. Comparison of lecture-based, active, and flipped classroom teaching approaches in higher education // Journal of Computing in Higher Education. 2018. October, 10. DOI: https://doi.org/10.1007/s12528-018-9197-x

21. Waldeck J.H., Weimer M. Sound decision making about the lecture’s role in the college classroom // Communication Education. 2017. Vol. 66. No. 2. P. 247–250. DOI: https://doi.org/10.1080/03634523.2016.1275721

22. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм. Новосибирск : Сибирский хронограф, 2002. 1284 с. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/7269 (дата обращения: 27.06.2022).

23. Гельман В.Я. Проблема реформирования лекционной системы в вузах // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 31–34. DOI: https://doi.org/10.20339/AM.04-19.031

24. Осьмина К.С. Внедрение онлайн-лекции в традиционное образование // Мир науки, культуры, образования. 2019. №4 (77). С. 177–179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39282134&ysclid=l51250lz7i769827074 (дата обращения: 27.06.2022).

25. Панич Н.В. Дискурсивные характеристики МООК-лекции как разновидности дистантной лекции в академическом интернет-дискурсе // Филологические науки в МГИМО. 2021. №7(2). С. 72–78. DOI: https://doi.org/10.24833/2410-2423-2021-2-26-72-78

26. Кузнецова А.Л., Никитина В.Б. Видеолекция как самопрезентация преподавателя вуза в условиях электронного образовательного пространства // Высшее образование в России. 2018. № 4 (27). С. 149–155. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1353 (дата обращения: 27.06.2022).

27. Остроглазова Н.В., Старостина Н.А. Лекция-презентация как инструмент внедрения инноваций в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №6 . С. 97–107. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-697-107

28. Задорина О.С. Вузовская лекция в контексте современной ситуации в образовании // Педагогическое образование в России. 2012. № 4. С. 121–124. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2012-/2012-4tx1c/21.pdf (дата обращения: 27.06.2022).

29. Бережнова Е.В. Университетская лекция и ее роль в повышении качества магистерских диссертаций // Педагогическое образование в России. 2015. №1. C. 16–21. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/JOURNAL/archive2015/2015-1-tx1c/3.pdf (дата обращения: 27.06.2022).

30. Загвязинский В.И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука. 2014. №2 (111). С. 34–46. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-20142-34-46

31. Питанова М.Е. Взгляд психолога на лекцию в высшей школе // Инновации в образовании. 2014. №4. С. 136–144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?ysclid=l51aqla46e567062163&id=21325480 (дата обращения: 27.06.2022).

32. Мандель Б.Р. Лекция: психология, магия, наука, искусство? // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 52–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22859910&ysclid=l51b4h43on677845404 (дата обращения: 27.06.2022).

33. Березуцкий В.И. Психология внимания и эффективность лекции // Педагогика. 2016. № 4. С. 70–75. URL: https://rucont.ru/efd/400814 (дата обращения: 27.06.2022).

34. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. 2011. №4. С. 127–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16357017&ysclid=l51bn9bnwq814735453 (дата обращения: 27.06.2022).

35. Атабекова А.А., Белоусов А.А., Горбатенко Р.Г. Аудиторная лекция: инновационный потенциал для университета ХХI века // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 74–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22015264&ysclid=l51bsx3gap110792099 (дата обращения: 27.06.2022).

36. Рожков К.Л. Интерактивная лекция в обучении маркетологов //Альма-матер (Вестник высшей школы). 2014. №11. С. 59–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22529887&ysclid=l51c0iqyoq127444513 (дата обращения: 27.06.2022).

37. Титова С.В., Талмо Т. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 126–135. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/134 (дата обращения: 27.06.2022).

38. Пухальская В.Г., Кулинкович А.Ю. Работа над лекцией после лекции // Педагогика. 2014. № 6. С. 49–53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22830105&ysclid=l51cimra8q905539333 (дата обращения: 27.06.2022).

39. Thalheimer W. Questioning Strategies for Audience Response Systems: How to Use Questions to Maximize Learning, Engagement, and Satisfaction // Work-Learning Research. 2007. URL: https://www.worklearning.com/wp-content/uploads/2017/10/Questioning_for_Audience_Response_Systems_Jan2009.pdf (дата обращения: 27.06.2022).

40. Красинская Л.Ф. Учимся учить по-новому, или О неиспользованных возможностях лекции // Высшее образование в России. 2011. № 2. С. 98–103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15631405&ysclid=l51cyvxvjl671824230 (дата обращения: 27.06.2022).


Рецензия

Просмотров: 770


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)