Как побудить студентов к чтению сложных текстов: опыт использования цифровых технологий
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-113-122
Аннотация
С приходом новых поколений студентов преподаватели социальных и гуманитарных дисциплин столкнулись с серьёзным кризисом текстовой культуры, когда обучающиеся всё менее охотно читают предлагаемые им сложные академические тексты. Эта проблема приводит к тому, что привычные формы организации практических занятий и самостоятельной работы студентов становятся всё менее эффективными. Цель данной работы заключается в поиске новых возможностей для преодоления сложившегося кризисного состояния. В статье рассматривается вопрос о том, зачем нужно сохранять активное чтение и какую роль выполняет работа со сложными академическими текстами в части формирования критического мышления обучающихся. Помимо специальной литературы, привлекается собственный преподавательский опыт автора. Анализируются традиционные способы организации работы студентов с предлагаемыми текстами, а затем на примере одной из открытых образовательных онлайн-платформ демонстрируются новые возможные способы решения поставленной проблемы, в том числе через стимулирование самостоятельной работы с предложенными текстами, их «активное чтение», связанное с содержательной рефлексивной работой, организацию интерактивных обсуждений в аудитории и в виртуальной среде. Показывается, как подобная организация работы с помощью цифровых технологий при некоторых дополнительных усилиях позволяет преподавателю эффективнее контролировать самостоятельную работу студентов в текущем режиме и более адекватно оценивать достигнутые образовательные результаты.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. РадаевРоссия
Радаев Вадим Валерьевич – д-р экон. наук, проф., первый проректор, руководитель Лаборатории экономико-социологических исследований
109028, г. Москва, Покровский бульвар, 11
Список литературы
1. Деброк Л. Новая эра очного образования: масштабируемая система интерактивного взаимодействия // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 44–59. DOI:10.17323/1814-9545-2018-4-44-59
2. Коэн Д.К. Ловушки преподавания. М. : Изд. дом ВШЭ, 2017. 288 c. ISBN: 978-5-7598-1520-4
3. Astin A.W. Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education // Journal of College Student Personnel. 1984. Vol. 25. No. 4. P. 297–308. URL: https://www.middlesex.mass.edu/ace/downloads/astininv.pdf (дата обращения: 06.06.2022).
4. Щеглова И.А., Корешникова Ю.Н., Паршина О.А. Роль студенческой вовлечённости в развитии критического мышления // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264–289. DOI:10.17323/1814-9545-2019-1-264-289
5. Захарова У.С., Вилкова К.А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. C. 87–96. DOI:10.17759/jmfp.2020090308
6. Радаев В.В. Миллениалы: как меняется российское общество. 2-е изд. М. : Изд. дом ВШЭ, 2020. 224 с. DOI:10.17323/978-5-7598-1985-1
7. Радаев В.В. Преподавание в кризисе. М. : Изд. дом ВШЭ, 2022. 200 с. DOI:10.17323/978-57598-2585-2
8. Губайловский В. Искусственный интеллект и мозг человека. М. : Наука, 2019. 254 с. ISBN: 978-5-02-040221-8
9. Ахапкин Д.Н. Когнитивный подход в современных исследованиях художественных текстов // Новое литературное обозрение. 2012. № 2 (114). 298–312. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/114_nlo_2_2012/article/18656 (дата обращения: 06.06.2022).
10. Черниговская Т.В. Чтение в контексте когнитивного знания // Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера. Язык и сознание. М. : Языки славянской культуры, 2013. 448 с. С. 137–142. ISBN: 978-5-94457-259-2
11. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. 2020. № 6. С. 88–103. DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2020250608
12. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д., Пащенко Т.В. Организационные и педагогические условия формирования навыка критического мышления у студентов российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 5–17. DOI:10.15826/umpa.2021.01.001
13. Ахапкин Д.Н. Аналитическое чтение и письмо в системе современного образования // Либеральное образование в России: теории, дискуссии, методы / Отв. ред. Аврутина А.С., Монахов В.М. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. С. 166–187. ISBN: 978-5-43770052-5
14. Де Ягер Л. Влияние перевёрнутого класса как разновидности онлайн-обучения на преподавателей // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 175–203. DOI:10.17323/1814-9545-2020-2175-203
15. Lai A., Savage P. Learning Management Systems and Principles of Good Teaching: Instructor and Student Perspectives // Canadian Journal of Learning and Technology. 2013. Vol. 39. No. 3. P. 1–21. DOI:https://doi.org/10.21432/T24S39