Языковая среда: от понятия к принципам создания
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-123-136
Аннотация
Являясь предметом создания и культивирования во многих российских университетах, языковая среда как понятие сегодня определено достаточно фрагментарно, а во многих случаях игнорируется вовсе как нечто очевидное и само собой разумеющееся. В данной работе проведён аналитический обзор пониманий языковой среды, заложенных в имеющихся дефинициях данного понятия. На основе выполненного обзора выявлен комплекс признаков, лежащих в основе понимания данного феномена. Предпринята попытка дать более сфокусированное определение понятия языковой среды и обозначить базовые принципы, способствующие её эффективному функционированию и обеспечивающие языковую социализацию индивида. Предложенное определение-допущение и минимальный набор принципов предлагается положить в основу деятельности по созданию иноязычной среды в вузе.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. П. ПохолковРоссия
Похолков Юрий Петрович – д-р техн. наук, проф., руководитель учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования»
634050, г. Томск, проспект Ленина, 30
Л. Н. Горянова
Россия
Горянова Любовь Николаевна – канд. филол. наук, доцент учебно-научного центра «Организация и технологии высшего профессионального образования», доцент кафедры английской филологии
634050, г. Томск, проспект Ленина, 36
Список литературы
1. Altbach P.G., Knight J. The internationalization of higher education: Motivations and realities // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11. No. 3–4. Р. 290–305. DOI:10.1177/1028315307303542
2. Rowley-Jolivet E. English as a Lingua Franca in research articles: The SciELF corpus // ASp. 2017. Vol. 71. Р. 145–158. DOI:10.4000/asp.4987
3. Гирич З.И. Языковая среда как дидактическая категория в методике обучения иностранным языкам // Знание. 2016. № 1–3. С. 26–29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25606704 (дата обращения: 09.06.2022).
4. Соколова О.Л. Возможности создания полиязычной среды в вузе. (Из опыта Уральского государственного экономического университета) // Международная конкурентоспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды: Материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Екатеринбург, 11 апреля 2016 г. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2016. С. 39–44. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/40105 (дата обращения: 09.06.2022).
5. Кечерукова М.А. Создание англоязычной образовательной среды в рамках интернационализации высшего образования в России // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/5/pedagogics/kecherukova.pdf (дата обращения: 09.06.2022).
6. Абрамова И.Е., Ананьина А.В., Шишмолина Е.П. К вопросу о возможностях создания единой образовательной среды на иностранном языке в вузе // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. 2014. №. 6. С. 110– 113. URL: https://www.isuct.ru/e-publ/vgf/node/309 (дата обращения: 09.06.2022).
7. Lee J., Bucholtz M. Language socialization across learning spaces // Handbook of Classroom Discourse and Interaction. John Wiley & Sons, Inc., 2015. P. 319–336. URL: https://escholarship.org/uc/item/4h89b3z0 (дата обращения: 09.06.2022).
8. Милентий Н.Д. Комплекс коммуникативных лексических упражнений как один из актуальных приёмов обучения в русской языковой среде (уровень В1): Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. 25 с.
9. Бондаренко И.П. Роль языковой среды при овладении русским языком (лексический аспект): Дис. … канд. филол. наук. Одесса, 1987. 170 с.
10. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань : Пилигрим, 2010. ISBN: 978-5-98993-133-0. URL: https://ruslingvisticsdict.slovaronline.com/ (дата обращения: 09.06.2022).
11. Журавлева H.A. Языковая среда как обучающий фактор и резерв повышения эффективности краткосрочного обучения русскому языку: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Харьков, 1981. 20 с.
12. Орехова И.А. Обучающий потенциал русской среды в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся: ДДН. Автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 2004. 15 с.
13. Ракитина Е.А., Лыскова В.Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. № 1. С. 19–25.
14. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с. ISBN: 978-5-7974-0207-7 URL: http://learnteachweb.ru/articles/azimov.pdf (дата обращения: 09.06.2022).
15. Безруков А.Н., Зиятдинова Ю.Н. Профессиональная иноязычная среда как условие интернационализации инженерного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=19740 (дата обращения: 09.06.2022).
16. Dulay H., Burt M., Krashen S. Language Two. New York : Oxford University Press, 1982, 315 p. ISBN: 978-0195025538
17. Swain M., Lapkin S. The evolving sociopolitical context of immersion education in Canada: Some implications for program development // International Journal of Applied Linguistics. 2005. Vol. 15. No. 2. Р. 169–186. DOI:10.1111/j.14734192.2005.00086.x
18. Steele J.L., Slater R.O., Zamarro G., Miller T., Li J., Burkhauser S., Bacon M. Effects of dual-language immersion programs on student achievement: Evidence from lottery data // American Educational Research Journal. 2017. Vol. 54. No. 1. Р. 282S–306S. DOI:10.3102/0002831216634463
19. Lenker A., Rhodes N. Foreign language immersion programs: Features and trends over thirtyfive years // The Bridge. ACIE Newsletter. 2007. February. URL: https://carla.umn.edu/immersion/acie/vol10/BridgeFeb07.pdf (дата обращения: 09.06.2022).
20. Dalton-Puffer C. Postscriptum: Research pathways in CLIL/Immersion instructional practices and teacher development // International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2018. Vol. 21. No. 3. Р. 384–387. DOI:10.1080/13670050.2017.1384448
21. Lyster R., Genesee F. Immersion Education // Chapelle C.A. (Ed.). The Encyclopedia of Applied Linguistics. 2019. DOI:https://doi.org/10.1002/9781405198431.wbeal0525.pub2
22. Collier V.P., Thomas W.P. The Astounding Effectiveness of Dual Language Education for All // NABE Journal of Research and Practice. 2004. Vol. 2. No. 1. Р. 1–20. URL: https://www.berkeleyschools.net/wp-content/uploads/2011/10/TWIAstounding_Effectiveness_Dual_Language_Ed.pdf?864d7e (дата обращения: 09.06.2022).
23. Pascual-Leone J. Vygotsky, Piaget and the problems of Plato // Swiss Journal of Psychology. 1996. Vol. 55. No. 2. Р. 84–92. URL: https://www.researchgate.net/publication/283723383_Vygotsky_Piaget_and_the_problems_of_Plato (дата обращения: 09.06.2022).
24. Бурвикова Е.В. Русский язык в Новой Англии: опыт преподавания РКИ в университетах // Русский язык за рубежом. 2012. № 1. С. 116–120. URL: http://www.russianedu.ru/magazine/archive/viewnumber/2012/1.html (дата обращения: 09.06.2022).
25. Орехова И.А. Языковая среда есть. Языковой среды нет // Русский язык за рубежом. 2007. № 3. C. 35–38. URL: http://journal.pushkin.institute/archive/archive/2007/3_(202)/ (дата обращения: 09.06.2022).
26. Меркиш Н.Е. Мультимедийная культурноязыковая среда как фактор успешного овладения иностранным языком и иноязычной культурой // Иностранные языки в школе. 2015. № 8. С. 9–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24272912 (дата обращения: 09.06.2022).
27. Флеров О.В., Алямкина Е.А. Вторичная языковая личность и её развитие в учебном процессе // Психология и Психотехника. 2018. № 3. С. 138–153. DOI:10.7256/24540722.2018.3.27070