Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Концепция примерных программ по дисциплине «Иностранный язык» для неязыковых специальностей и направлений подготовки

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-137-150

Аннотация

В статье поднимается вопрос о необходимости создания примерных программ для каждой укрупнённой группы специальностей и направлений подготовки по предметной области «Иностранный язык», реализуемой в ходе преподавания языковых дисциплин из обязательной и вариативной частей учебных планов. Авторы показывают, что потребность в примерных рабочих программах обосновывается имеющимися противоречиями в современном иноязычном образовании. В этой связи предлагается к обсуждению концепция адресных примерных программ для неязыковых специальностей и направлений подготовки, включающая ряд принципов, с помощью которых возможно проектирование их оптимального содержания. Вводится понятие «зоны ближайшей и дальнейшей предметно-компетентностной интеграции», раскрывается содержание этих зон и показывается их роль в моделировании ключевых компонентов примерных программ. В качестве проекта иноязычной компетентности выпускника вуза рассматривается интегрированная иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность как интегративное понятие, объединяющее в себе традиционно выделяемую лингвистическую составляющую и профессиональные знания, умения и опыт, которые задействуются в процессе овладения межкультурной профессиональной коммуникацией. Реализация принципов концепции в содержании примерных программ нацелена на то, чтобы планируемые результаты обучения отражали реальные иноязычные коммуникативные потребности выпускников в будущей профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО 3++. Авторы выражают уверенность в том, что концепция примерных программ позволит инициировать и направить процесс их создания, став стимулом развития методики преподавания иностранных языков в неязыковом вузе.

Об авторах

М. М. Бажутина
Тольяттинский государственный университет
Россия

Бажутина Марина Михайловна – канд. филол. наук, доцент

445667, Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14



А. В. Цепилова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Цепилова Анна Владимировна – канд. пед. наук, доцент

634050, г. Томск, проспект Ленина, 30



Список литературы

1. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык для неязыковых вузов и факультетов» / Научно-методический совет по иностранным языкам Минобрнауки РФ; Сост. С.Г. Тер-Минасова, Е.Н. Соловова. М. : Изд-во Министерства образования РФ, 2009. 23 с. URL: https://www.vgsa.ru/facult/eco/kaf_cgd/doc/language_pr1.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

2. Соловова Е.Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМОУниверситета. 2013. № 6 (33). C. 67–71. DOI:https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-3367-71

3. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов: комплект программ для трёх ступеней высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура) / Л.Г. Кузьмина, Е.Н. Соловова, М.А. Стернина. Воронежский государственный университет. Воронеж : Изд. дом ВГУ, 2016. 38 c. ISBN: 978-5-92732365-4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42313057 (дата обращения: 10.06.2022).

4. Примерная программа по дисциплине «Иностранный язык» для подготовки бакалавров (неязыковые вузы). М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2011. 32 с.

5. Khramchenko D.S. Functional-linguistic parameters of English professional discourse // Professional Discourse & Communication. 2019. Vol. 1. issue 1. Р. 9–20. DOI:https://doi.org/10.24833/2687-0126-2019-1-1-9-20

6. Malyuga E.N. Individual-oriented training in professional communication teaching // ICERI 2015 Proceedings. 8th International Conference of Education, Research and Innovation. 2015. Seville, Spain, IATED. Р. 4807–4811. ISBN: 97884-608-2657-6. URL: https://library.iated.org/view/MALYUGA2015IND (дата обращения: 10.06.2022).

7. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. М. : Глосса-Пресс, 2004. 336 с. ISBN: 5-7651-0105-4

8. Боярский Е.А., Коломиец С.М. Компетенции: от дифференциации к интеграции // Высшее образование сегодня. 2007. № 1. С. 8–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13794981 (дата обращения: 10.06.2022).

9. Бажутина М.М. Мультимедийный тезаурус: опыт разработки и перспективы использования в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 73–86. DOI:10.31992/0869-3617-2021-30-1-73-86

10. Думина Е.В. Развитие ранней профессионализации в обучении иностранному языку современного юриста // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 102–110. URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/2_796.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

11. Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании. М : МАДИ, 2010. 382 с.

12. Цепилова А.В. Интегрированная иноязычная профессионально-коммуникативная компетентность в составе профессиональной компетентности современного инженера // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. №. 1 (178). С. 87–92. DOI:10.23951/1609-624X-2017-1-87-92

13. Цепилова А.В. Специфика формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетентности будущих инженеров в вузе // Научно-педагогическое обозрение. 2019. Вып. 1 (23). С. 101–106. DOI:10.23951/2307-6127-2019-1-101-106

14. Яроцкая Л.В. Иностранный язык и становление профессиональной личности (неязыковой вуз). М. : Триумф, 2016. 258 с. ISBN: 978-5-8939-2721-4

15. Полякова Т.Ю. Основные направления развития системы подготовки по иностранному языку в неязыковых вузах // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. Вып. 1 (830). С. 9–19. URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/1_830.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

16. Каменская Л.С., Каменская Н.В. К вопросу обеспечения устойчивого развития лингвистического образования в неязыковом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. Вып. 2 (835). С. 149–158. URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/2_835_2020_E.pdf (дата обращения: 10.06.2022).

17. Прозументова Г.Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.

18. Поздеева С.И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3. С. 36–41. URL: https://npo.tspu.edu.ru/archive.html?year=2016&issue=3&article_id=5990 (дата обращения: 10.06.2022).

19. Ульянова О.В. Компетенция интеграции как инструмент формирования профессиональной компетентности студентов вузов // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8(75). C. 176–178. URL: https://www.gramota.net/materials/1/2013/8/58.html (дата обращения: 10.06.2022).

20. Шангина Е.И. Интеграция общеинженерных и специальных дисциплин технического вуза как инновационная технология обучения // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы V Международной научно-практической конференции / Под ред. С.Л. Иголкина. Воронеж : Воронежский центр научно-технической информации, 2016. С. 98–103. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32365601&pff=1 (дата обращения: 10.06.2022).


Рецензия

Просмотров: 678


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)