Стратегии протеста в условиях развивающегося академического капитализма
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-27-40
Аннотация
Авторы статьи выявляют стратегии протеста преподавательского состава вуза в условиях развивающегося академического капитализма. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведённого авторами в Северо-Западном институте управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в марте – июне 2020 г. Основываясь на полученных данных, можно утверждать, что преподаватели испытывают сильную депривацию и ограничены в удовлетворении своих социальных потребностей – в уважении, признании и почёте. Они пытаются найти своё место в сложившейся системе, освободиться от двойного давления: с одной стороны, – администрации, которая целенаправленно насаждает системы рейтингования и эффективного контракта, возрастающей конкуренции между преподавателями, а с другой – студентов, которые теперь воспринимаются как клиенты университетов. В условиях развивающегося академического капитализма преподаватели выбирают одну из трёх стратегий адаптации: 1) конформизм или тихий протест как возможность встроиться в постоянно меняющуюся ситуацию, «играя по правилам и выигрывая»; 2) активный ненасильственный протест в виде итальянской забастовки как возможность продемонстрировать неэффективность модели вуза предпринимательского типа, во всяком случае, в её нынешней версии и защитить классические ценности академического сообщества; 3) нейтралитет: часть «возрастных» преподавателей работают на результат и занимаются подлинным научным творчеством, однако эта категория самая малочисленная.
Об авторах
А. Э. ГегерРоссия
Гегер Алексей Эдуардович – канд. социол. наук, доцент
190013, Санкт-Петербург, Московский проспект, 24-26/49
С. В. Ляшко
Россия
Ляшко Светлана Всеволодовна – канд. социол. наук, доцент
199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 57/43
А. В. Клюев
Россия
Клюев Анатолий Владимирович – д-р филос. наук, проф.
199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., 57/43
Г. И. Саганенко
Россия
Саганенко Галина Иосифовна –д-р социол. наук, проф.
190005, Санкт-Петербург, ул. 7-я Красноармейская, 25/14
Список литературы
1. Hackett E.J. Science as a vocation in the 1990s: The changing organizational culture of academic science // The Journal of Higher Education. 1990. Vol. 61. No. 3. P. 241–279. DOI: 10.4324/9781315244426-27
2. Баженов С.В., Баженова Е.Ю. Академический капитализм: анализ подходов в изучении академического мира // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 10-1. С. 263–275. DOI: 10.34670/AR.2020.92.10.031
3. Slaughter S., Leslie L.L. Academic capitalism: Politics, policies, and the entrepreneurial university. The Johns Hopkins University Press, 1997. 276 p. ISBN 0801855497
4. Ермолаева С.Г., Амбарова П.А. Социологические подходы к исследованию академического менеджериализма как новой модели университетского управления // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (71). С. 58–69. DOI: 10.26105/SSPU.2021.71.2.005
5. Соколов Д.В. Знание и образование в цифровую эпоху // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 2. Ч. 1. С. 33–50. DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.2.1-33-50
6. Резаев А.В., Ни М.Л. Скрытое студенческое недовольство в условиях академического капитализма: сравнительный анализ идеальных типов студентов гуманитарных и технических специальностей // Мир России. 2020. Т. 29. № 2. С. 49–71. DOI: 10.17323/1811-038Х-2020-29-2-49-71
7. Юрасов И.А., Танина М.А., Юдина В.А., Кузнецова Е.В. Состояние и тенденции развития теневого академического предпринимательства // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 3. С. 347–356. DOI: 10.21603/2500-3372-2021-6-3-347-356
8. Дадаев Я.В., Закриева З.М. Коммерциализация новых знаний и понятие «академический капитализм» // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. Т. 54. №2. С. 227–239. DOI: 10.26456/2219-1453/2021.2.227-239
9. Курбатова М.В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Журнал институциональных исследований. 2019. Т. 11. № 2. C. 122–145. DOI: http://dx.doi.org/10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145
10. Costano R., Drury D., Arcilla A., Sheffield-Thompson C., Smith M.F., Wilk V. Part-time faculty: A look at data and issues // Research Centre NEA Higher Education. 2007. Vol. 11. Issue 3. P. 1–12. URL: https://docplayer.net/8474833-Update-part-time-faculty-a-lookat-data-and-issues-research-center-nea-highereducation.html (дата обращения: 13.07.2022).
11. Wilson R. Georgia State U. cuts some parttime positions to add 65 full-time faculty jobs // Chronicle of Higher Education. 1999. Vol. 45. No. 40. P. A18. URL: https://www.chronicle.com/article/georgia-state-u-cuts-some-parttime-positions-to-add-65-full-time-facultyjobs/ (дата обращения: 13.07.2022).
12. Feldman D.C., Turnley W.H. Contingent employment in academic careers: Relative deprivation among adjunct faculty // Journal of Vocational Behavior. 2004. Т. 64. № 2. С. 284–307. DOI: 10.1016/j.jvb.2002.11.003
13. Саганенко Г.И. Наука и образование в российских макро- и микрокоординатах (часть 1) // Социология науки и технологий. 2013. Т. 4. № 2. URL: http://sst.nw.ru/архив/snit201342/наука-и-образование-в-российских-макр/ (дата обращения: 13.07.2022).
14. Саганенко Г.И., Гаврилушкина Т.В., Филиппов А.И., Шахбазова Н. Престиж научных профессий у молодёжи // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов. Вып. Х: Материалы VI сессии Международной школы социологии науки и техники. Санкт-Петербург, 1996. С. 230–236.
15. Саганенко Г.И. Изучение образовательной сферы на макроуровне (результаты одного контент-анализа) // Высшее образование в России. 2012. № 8. С. 91–105. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=17921120 (дата обращения: 13.07.2022).
16. Саганенко Г.И. Инновационные мегапроекты как явление «глокализации»: Сколково и мегапроекты в фокусе анализа // Геополитика: Теория, История, Практика: Труды 1-й Международной научно-практической конференции. Москва, 24 апреля 2012 г. С. 267–274.
17. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития / Пер. с англ. М. Коробочкина; под ред. Ю. Кузнецова. М. : Новое издательство, 2011. 464 с.