Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Культурное волонтёрство студентов вузов: оценка опыта участия и потенциал развития

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-41-57

Аннотация

Российские университеты в последние годы всё чаще позиционируются как центры развития российских регионов. В рамках своей третьей миссии вузы начинают включаться в социокультурное развитие территорий. В этих процессах социальные инициативы студенчества и социокультурные проекты с его участием играют всё большую роль как для самих студентов и их самореализации, так и для российских регионов в контексте повышения их устойчивости. Статья подготовлена по материалам двух исследований: мониторинга студенчества Свердловской области и опроса молодёжи Свердловской области, реализованного в 2020 г. Авторы исследуют опыт социального участия студентов вузов Свердловской области, их вовлечённость в практики волонтёрства культурной сферы. Цель данной статьи: охарактеризовать волонтёрский опыт студенчества в сфере культуры, оценить потенциал культурного волонтёрства молодёжи в контексте решения актуальных задач университетов как региональных центров развития. Авторы фиксируют увеличение доли студентов, занимающихся волонтёрством на регулярной основе, при достаточно большом числе тех, кто после единовременного участия не готов помогать в конкретных добровольческих практиках. В статье рассматриваются группы студентов с опытом волонтёрской деятельности в сфере культуры и без него. Авторы доказывают, что студентов, имеющих опыт культурного добровольчества, отличает бóльшая заинтересованность в нём и реальная вовлечённость в культурную жизнь своих городов. Потенциал развития волонтёрской активности среди более широкого круга студентов заключается в повышенном интересе молодёжи к крупным культурным мероприятиям. Социальное участие студенчества в событийной культурной повестке городов и регионов способно повышать востребованные компетенции молодых специалистов, при этом оно работает на формирование социальной ответственности университетов. Выявленные характеристики культурного волонтёрства молодёжи в Свердловской области присущи и другим россий- ским регионам.

Об авторах

М. В. Певная
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Певная Мария Владимировна – д-р социол. наук, доцент, зав. кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления

620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19

Researcher ID: E-4080-2014



А. А. Дроздова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Дроздова Анна Александровна – канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19

Researcher ID: L-4435-2016



Список литературы

1. Старовойтова Л.И., Горлова Н.И. История создания и реализации волонтёрских проектов по сохранению культурно-исторического наследия за рубежом // Наследие веков. 2020. № 1. С. 13–25. DOI: 10.36343/SB.2020.21.1.001

2. Мазниченко М.А., Папазян Г.С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 103–113. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1279 (дата обращения: 10.07.2022).

3. Вандышева Л. В. Результаты проектной деятельности будущих специалистов социальной работы // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 75–80. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-75-80

4. Рябцев А.А., Юдина Т.А., Черемшанов С.В., Папазян Г.С. Сочинский государственный университет – драйвер событийного волонтёрства в регионе // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 108–116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-108-116

5. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Волонтёрские сообщества – школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 86–92. URL: https:// vovr.elpub.ru/jour/article/view/1347 (дата обращения: 10.07.2022).

6. Большов В.Б., Николаенко В.В. Волонтёрство и волонтёрская практика как способ самореализации студентов вузов // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 3. С. 377–388. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43999550 (дата обращения: 10.07.2022).

7. Шульгина Т.А., Кетова Н.А. «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтёры // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 116–124. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-116-124

8. Перич Ю., Леко Cимич М., Певная М.В., Шарма Э. Поколение Z и волонтёрство: перспектива национальной культуры // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 1. С. 44–72. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-44-72

9. Базуева Е.В., Артамонова А.С. Диффузия волонтёрства за рубежом и в России: культурные основания, оценка барьеров, технологии интенсификации // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 6. С. 240–257. DOI: 10.15838/esc.2021.6.78.14

10. Горлова Н.И. Исторические аспекты развития культурного волонтёрства в России // Учёные записки: Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 3 (39). С. 101–108. URL: https:// api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/1985 (дата обращения: 10.07.2022).

11. Ефремова Е.А. Опыт культурного волонтёрства Екатеринбургской академии современного искусства // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2018. № 1 (9). С. 40–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45614307 (дата обращения: 10.07.2022).

12. Пономарев В.Д., Лазарева Л.И., Васильковская М.И., Черданцева А.А. Культурное волонтёрство как фактор развития гражданского общества: региональный аспект // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 55. С. 224–232. DOI: https://doi.org/10.31773/2078-1768-2021-55-224-233

13. Горлова Н.И., Маковецкая Д.Т. Сборник волонтёрских практик в сфере культуры: методические рекомендации. М. : Министерство культуры Российской Федерации, 2019. 124 с. URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/f15/f1568fba6b5f17542744c0326752d00e.pdf?ysclid=l5haiywj22250264712 (дата обращения: 10.07.2022).

14. Лемешевская Е.С. Волонтёрство в музеях совести: сочетание теории коммуникации и культурологических подходов // Коммуникология. 2021. Т. 9. № 2. С. 185–193. DOI: 10.21453/2311-3065-2021-9-2-185-193

15. Ефремова Е.А., Ахьямова И.А. Зачем «арт-волонтёрство» творческому вузу? // Мир науки. Педагогика и психология: Интернет-журнал. 2018. Т. 6. № 6. С. 25–34. URL: https:// mir-nauki.com/PDF/127PDMN618.pdf (дата обращения: 10.07.2022).

16. Горлова Н.И., Демидова А.Г., Губина А.В. Современные практики привлечения волонтёров к сохранению историко-культурного наследия. М. : Перспектива, 2021. 224 с.

17. Рогач О.В., Фролова Е.В. Культурное волонтёрство в России как социальный ресурс развития туризма // Социальная политика и социология. 2019. Т. 18. № 1 (130). С. 140–146. DOI: 10.17922/2071-3665-2019-18-1-140-146

18. Васильковская М.И. Институт волонтёрства как ресурс личностно-профессионального становления специалиста социально-культурной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология: Интернет-журнал. 2018. № 2. С. 10–18. URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN218.pdf (дата обращения: 10.07.2022).

19. Паклина Е.А. Культурное волонтёрство как инновационный вид деятельности добровольцев // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. Т. 216. С. 125–134. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41412846 (дата обращения: 10.07.2022).

20. Петрова Л.Е., Пронин А.А. Научные мероприятия Екатеринбургской академии современного искусства в 2018 году // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2019. № 1. С. 104–111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42665947 (дата обращения: 10.07.2022).

21. Никольский В.С., Неслуховская А.В. Компетенции наставника проектного обучения и его роль в освоении проектного подхода учащимися // Исследователь. 2020. № 1 (29). С. 135–143. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42943291 (дата обращения: 10.07.2022).


Рецензия

Просмотров: 512


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)