Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Смешанные образовательные технологии в высшем образовании: систематический обзор отечественных публикаций

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-58-78

Аннотация

В статье представлены результаты обобщения и систематизации научно-практической информации о видовом разнообразии смешанных образовательных технологий, применяемых в российских вузах. Именно этот продукт цифровизации вузовского образовательного процесса сегодня вызывает наибольший интерес у исследователей и практиков. Систематический обзор подготовлен на основе отечественных научных публикаций, посвящённых проблеме проектирования и применения смешанных образовательных технологий в практике высшего образования. Проанализировано 180 статей, опубликованных в период с 2016 по 2021 гг. в изданиях, включённых в Перечень рецензируемых научных изданий, утверждённый ВАК. Применялись методы качественного и количественного контент-анализа, системного и контекстологического анализа, аналитической группировки.
Содержательный анализ публикаций показал, что главным свойством смешанных образовательных технологий является вариативность, которая проявляется через описанную систему показателей. Но наиболее дискуссионным среди исследователей остаётся вопрос о структурной организации моделей смешанных образовательных технологий.
Выделены и описаны основные направления в развитии теории и практики применения смешанных образовательных технологий: формирование структуры и границ соответствующего понятийно-терминологического поля; уточнение методологических основ развития смешанного обучения и определение теоретической основы изменения традиционных систем обучения через проектирование дизайна образовательного процесса на основе механизмов интеграции педагогических и цифровых технологий.
Установлено, что в отечественном научном сообществе доминируют эмпирические исследования с элементами опытно-экспериментальной работы, направленные на определение наиболее эффективных сочетаний традиционных и цифровых образовательных технологий на разных уровнях организации образовательного процесса. Наиболее популярными способами такой интеграции выступают: ротация форм и видов учебной деятельности в традиционной и цифровой образовательных средах, интеграция цифровых и традиционных образовательных технологий на основе системы управления обучением Moodle, а также включение отдельных форм и средств электронного обучения в образовательный процесс.

Об авторах

Н. В. Бордовская
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Бордовская Нина Валентиновна – д-р пед. наук, проф., академик Российской академии образования, зав. кафедрой психологии образования и педагогики

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Researcher ID: F-8504-2015



Е. А. Кошкина
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Кошкина Елена Анатольевна – д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры педагогики и психологии гуманитарного

163002, Россия, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17

Researcher ID: S-5627-2016



М. А. Тихомирова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Тихомирова Марина Анатольевна – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

Researcher: E-4940-2018



Л. А. Мелкая
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Мелкая Лия Александровна – ассистент кафедры социальной работы и социальной безопасности

163002, Россия, г. Архангельск, набережная Северной Двины, 17



Список литературы

1. Блинов В.И., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1 (44). С. 4-25. DOI: 10.24412/2307-4264-2021-01-04-25

2. Dziuban C., Graham C.R., Moskal P.D. et al. Blended learning: The new normal and emerging technologies // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. Vol. 15. No 3. DOI10.1186/s41239-017-0087-5

3. Graham C.R. Blended learning systems: Definition, current trends, and future directions. In: Bonk C.J. , Graham C.R. (Eds.). Handbook of blended learning: Global perspectives, local designs. San Francisco, CA : John Wiley & Sons, 2012. P. 3–21. URL: http://curtbonk.com/graham_intro.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

4. Oliver M., Trigwell K. Can ‘blended learning’ be redeemed? // E-learning and Digital Media. 2005. Vol. 2. Issue 1. P. 17–26. DOI: 10.2304/elea.2005.2.1.17

5. Sharma P. Blended learning // ELT Journal. 2010. Vol. 64. Issue 4. P. 456–458. DOI: https:// doi.org/10.1093/elt/ccq043

6. Garrison D.R., Kanuka H. Blended learning: Uncovering its transformative potential in higher education // Internet and Higher Education. 2004. Vol. 7. Issue 2. P. 95–105. DOI: 10.1016/j.iheduc.2004.02.001

7. Allen I.E., Seaman J. Class Differences: Online Education in the United States. Babson Park : Babson Survey Research Group; The Sloan Consortium, 2010. 30 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED529952.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

8. Staker H., Horn M.B. Classifying K-12 blended learning. Innosight Institute, 2012. 22 p. URL: https://www.christenseninstitute.org/wp-content/uploads/2013/04/Classifying-K-12-blended-learning.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

9. Alammary A., Sheard J., Carbone A. Blended learning in higher education: Three different design approaches // Australasian Journal of Educational Technology. 2014 Vol. 30. No. 4. P. 440–454. DOI: 10.14742/ajet.693

10. Hu L. Blended Learning: Beyond Technology to Pedagogical Structure Design// Cheung S., Kwok L., Shang J., Wang A., Kwan R. (Eds). Blended Learning: Aligning Theory with Practices. ICBL 2016. Lecture Notes in Computer Science. 2016. Vol. 9757. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-319-41165-1_20

11. Брель А.К., Танкабекян Н.А., Жогло Е Н., Складановская Н.Н., Донецкова В.А. Смешанное обучение: тренды или вызовы в образовании // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. С. 94. DOI: 10.17513/spno.30759

12. Павлова Т.Б. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности преподавателя современной высшей школы: аспект смешанного обучения // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2021. № 2. С. 442–460. DOI: 10.35231/18186653_2021_2_442

13. Антропова О.Н., Семиколенова М.Н., Рудакова Т.А., Полякова И.Г. Исследование практики дистанционного обучения в вузах в условиях пандемии // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 104–107. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-104-107

14. Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Мадьянова В.В., Белая О.Ф. Вызовы и возможности модели смешанного обучения в системе медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10. № 2. С. 87–98. DOI: 10.33029/2305-3496-2021-10-2-87-98

15. Вертьянова А.А., Арзютова С.Н., Ермошина М.А. Использование технологии смешанного обучения английскому и русскому языкам студентов из Китая // Язык и культура. 2021. № 55. С. 185–203. DOI: 10.17223/19996195/55/12

16. Макарова Е.В. Иванова Е.А. Модели смешаного обучения в подготовке студентов языкового вуза // Филологический класс. 2021. Т. 26. № 3. С. 222–230. DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-19

17. Томаков В.И., Томаков М.В., Лупандин В.В. Потенциал и проблемы внедрения технологии «перевёрнутый класс» в образовательный процесс // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2021. Т. 11. № 2. С. 98–110. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46176000 (дата обращения 26.07.2022).

18. Арсаханова Г.А. Смешанное обучение в медицинских учреждениях высшего образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 4 (44). С. 99–108. DOI: 10.25726/i2258-3306-3069-p

19. Hrastinski S. What Do We Mean by Blended Learning? // TechTrends. 2019. Vol. 63. P. 564–569. DOI:.1007/s11528-019-00375-5

20. Андреева Н.В. Педагогика эффективного смешанного обучения // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 8–20. DOI: 10.17759/jmfp.2020090301

21. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 44–64. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-44-64

22. Арлашкина О.В., Романенко Ю.Н. Особенности формирования учебного опыта студентов на потоковых курсах по развитию гибких навыков в рамках смешанного обучения // Вестник педагогических наук. 2021. № 2. С. 16–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45695398 (дата обращения 26.07.2022).

23. Clement M., Vandeput L., Osaer T. Blended Learning Design: A Shared Experience // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 228. P. 582–586. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.07.089

24. Suartama I.K., Setyosari P., Sulthoni S., Ulfa S. Development of an Instructional Design Model for Mobile Blended Learning in Higher Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2019. Vol. 14. No. 16. P. 4–22. DOI: 10.3991/ijet.v14i16.10633

25. Бойченко Г.Н., Кундозерова Л.И. Распределённый образовательный процесс: основы проектирования и реализации // Открытое образование. 2016. Т. 20. № 3. С. 16–23. DOI: 10.21686/1818-4243-2016-3-16-23

26. Плетяго Т.Ю., Остапенко А.С., Антонова С.Н. Педагогические модели смешанного обучения в вузе: обобщение опыта российской и зарубежной практики // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 5. С. 112–129. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-5-113-130

27. Allen I.E., Seaman J. Changing Course: Ten Years of Tracking Online Education in the United States. Babson Survey Research Group and Quahog Research Group, LLC. 2013. 47 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED541571.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

28. Bonk С.J., Graham С.R. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, CA : Pfeifer, 2006. 624 p. URL: https://books.google.ru/books?id=2u2TxK06PwUC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false/ (дата обращения: 26.07.2022).

29. Григорьева И. В. Повышение эффективности образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на основе системы управления обучением (Learning Management Systems – LMS) // Гуманизация образования. 2020. № 5. С. 73–84. DOI: 10.24411/1029-3388-2020-10133

30. Бабынина Л.С., Карташова Л.В., Одегов Ю.Г. Трансформация форм и методов обучения: вызовы и возможности // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2021. Т. 18. № 2 (116). С. 90–98. DOI: 10.21686/2413-2829-2021-2-90-98

31. Чамина О.Г. Формирование социально-профессиональной востребованности бакалавра лингвистики в контексте реализации смешанного обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29875 (дата обращения: 26.07.2022).

32. Назарова Г.И., Низамиева Л.Р. Применение технологий смешанного обучения в процессе профессиональной подготовки по иностранным языкам в вузе // Филология и культура. 2020. № 2 (60). С. 236–241. DOI: 10.26907/2074-0239-2020-60-2-236-241

33. Антонова Н.Л., Меренков А.В. Модель «перевёрнутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 237–247. DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247

34. Колыхалова О.А. Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 51. С. 11–25. DOI: 10.15382/sturIV201851.11-25

35. Нестеренко В.Г. Реализация теории конструктивизма в реалиях смешанного обучения // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 49–51. DOI: 10.20339/AM.10-20.049.

36. Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 3. C. 5–19. DOI: 10.17759/pse.2018230301

37. Лученкова Е.Б., Шершнева В.А. Возможности организации смешанного обучения математике студентов инженерных направлений подготовки // Перспективы науки и образования. 2018. № 4 (34). С. 66–71. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2018/08/pdf_180410.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

38. Иванкина Г.А. Влияние социального и образовательного контекста на смену парадигмы обучения иностранным языкам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 1 (790). С. 39–44. URL: http://www.vestnik-mslu.ru/Vest/1_790_2018.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

39. Маслова В.М. Развитие смешанного формата обучения и развития персонала организации: гибкий образовательный инструмент // Самоуправление. 2021. № 6 (128). С. 389–392. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47332491 (дата обращения: 26.07.2022).

40. Дроздова И.Л. Использование LMS Moodle при проведении учебной практики по ботанике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 89–92. DOI: 10.26140/anip-2021-1001-0021

41. Груздова И.В., Емельянова Т.В., Ошкина А.А. Научно-методическое сопровождение практической подготовки будущих педагогов в процессе производственных практик // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. DOI: 10.15862/07PDMN421

42. Полухина М.О., Валеева Э.Э. Использование технологии смешанного обучения «перевёрнутый класс» на основе платформы “Ted-ed” // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 3 (39). С. 122–132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36421779 (дата обращения: 26.07.2022).

43. Боголепова С.В., Малкова Н.В. Использование потенциала современных систем управления обучением в вузовском образовании // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 105–112. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1061 (дата обращения: 26.07.2022).

44. Снегирева Л.В. Возможности электронного обучения в реализации практико-ориентированного подхода в высшем профессиональном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 260–263. DOI: 10.26140/anip-2021-1003-0065

45. Вельдина Ю.В., Вагаева О.А. Использование социального сервиса “Wiki” в образовательном процессе вуза // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 10. С. 52–57. DOI: 10.20339/AM.10-21.052

46. Лазорак О.В. Коммуникативная компетенция как компонент гуманитарной направленности личности // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. DOI: 10.17513/spno.29736

47. Рукавишникова В.Н., Рыбакова Г.В. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 233–236. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35326163 дата обращения: 26.07.2022).

48. Лупандина А.И. Применение программы Rosetta Stone Advantage как составного элемента смешанного обучения в рамках освоения дисциплины «Иностранный язык» в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4-3 (58). С. 32–34. DOI: 10.23670/IRJ.2017.58.081

49. Сарамаха С.И. Информационно-коммуникативные технологии как инструмент эффективности обучения иностранному языку в рамках смешанного подхода // Вестник педагогических наук. 2021. № 8. С. 65–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46859323 (дата обращения: 26.07.2022).

50. Попова Т.П., Малинина И.А. Использование онлайн-курса как компонента технологии смешанного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 125–145. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-125-145

51. Гобыш А.В. Об особенностях встраивания онлайн-курсов по дисциплине «Математический анализ» в учебный процесс вуза // Преподаватель XXI век. 2019. № 4-1. С. 119–131. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/119131.pdf (дата обращения: 26.07.2022).

52. Алексеева Е.А., Бурякова С.Ю. Смешанное обучение иностранному языку с переходом в онлайн-формат: стратегии гибридизации и образовательные технологии // Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2020. № 4 (48). С. 75–87. DOI: 10.36622/VSTU.2020.26.79.001


Рецензия

Просмотров: 933


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)