Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Подготовка в вузе STEM:IT-профессионалов к инновационной деятельности в 3D-командах

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-79-96

Аннотация

Статья посвящена подготовке в вузах специалистов в области естественных наук, техники и технологий, математики и IT с различным уровнем образования и квалификации (бакалавриат, магистратура, аспирантура) способных к совместной инновационной деятельности в междисциплинарных 3D-командах. Необходимость такой подготовки обусловлена развитием цифровизации и внедрением инструментов Индустрии 4.0, а также стремлением преодолеть технологическое отставание страны. На основе анализа лучших мировых практик инновационной деятельности предлагается согласовать программы подготовки в вузах STEM:IT-профессионалов к эффективной совместной работе в 3D-командах за счёт планирования компетенций выпускников с учётом приоритетов учёных, инженеров, техников, технологов, математиков и IT-специалистов при работе с разделением труда в команде на различных этапах создания наукоёмких инновационных продуктов, систем, процессов и услуг. Цель исследований – разработка рекомендаций по согласованию программ.

Об авторе

А. И. Чучалин

Россия

Чучалин Александр Иванович – д-р техн. наук, проф.



Список литературы

1. Daitian Li, Zheng Liang, Fredrik Tell, Lan Xue. Sectoral systems of innovation in the era of the fourth industrial revolution: An introduction to the special section // Industrial and Corporate Change. 2021. Vol. 30. Issue 1. P. 123–135. DOI: 10.1093/icc/dtaa064

2. Defence Innovation and the 4th Industrial Revolution. Security Challenges, Emerging Technologies, and Military Implications / Raska M., Zysk K., Bowers I. (Eds.). Routledge, 2022, 202 p. ISBN 9781032213989.

3. Nature-like and Convergent Technologies Driving the Fourth Industrial Revolution. Vienna : United Nations Industrial Development Organization, 2019. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/files/2020-01/Convergent_tech.pdf (дата обращения: 07.06.2022).

4. Zysk K. Defence innovation and the 4th industrial revolution in Russia// Journal of Strategic Studies. 2021. Vol. 44. No. 4. P. 543-571. DOI: 10.1080/01402390.2020.1856090

5. Инновации в России – неисчерпаемый источник роста. Центр по развитию инноваций / Алябьев С., Голощапов Д., Клинцов В. и др. McKinsey Innovation Practice, 2018. 108 с. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Innovations%20in%20Russia/Innovationsin-Russia_web_lq-1.ashx (дата обращения: 29.07.2022).

6. Ваганова О.И., Максимова К.А., Карпова М.А. Технология проблемного обучения в профессиональном образовании // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. №4 (29). C. 7–10. DOI: 10.26140/knz4-2019-0804-0001

7. Быстрова Н.В., Зиновьева С.А., Филатова Е.В. Проблемное обучение в современном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. C. 43–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42987651 (дата обращения: 04.06.2022).

8. Батяева Е.Х., Ким Т.В., Барышникова И.А., Салихова Е.Ю., Рогова Н.Р., Пржанова А.А., Николаева Т.Л. Проблемно-ориентированное обучение: сущность, недостатки, преимущества // Медицина и экология. 2016. № 1 (78). C. 115–122. URL: https://repoz.qmu.kz/bitstream/handle/123456789/210/Проблемно-ориентированное%20обучение.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 04.06.2022). [

9. Zakaria M., Maat S., Khalid F. A Systematic Review of Problem Based Learning in Education // Creative Education. 2019. No. 10. P. 2671–2688. DOI: 10.4236/ce.2019.1012194

10. Xu Wei, Ye Tingjie, Wang Xiaoling. The Effectiveness of the Problem-Based Learning in Medical Cell Biology Education // Medicine. 2021. Vol.100. Issue 39. Article no. e27402. DOI: 10.1097/MD.0000000000027402

11. Dorit A., Nirit R. Problem-based learning, self- and peer assessment in higher education: towards advancing lifelong learning skills // Research Papers in Education. 2022. Vol. 37. No. 3. P. 370–394. DOI: 10.1080/02671522.2020.1849371

12. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / Под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ, 2018. 154 с. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/376211321.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

13. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-организованного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. T. 29. № 1. C. 135–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149

14. Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. DOI: 10.17513/spno.31320

15. Брызгалова О.Н. Проектное обучение в системе профессиональной подготовки студентов: цели и проблемы реализации // Koinon. 2021. Т. 2. № 4. С. 195–212. DOI: 10.15826/koinon.2021.02.4.048

16. Guo P., Saab N., Post L.S., Admiraal W. A review of project-based learning in higher education: Student outcomes and measures // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 102. Article no. 101586 DOI: h10.1016/j.ijer.2020.101586

17. Žerovnik, A., Nančovska Š.I. (). Project-Based Learning in Higher Education // Vaz de Carvalho C., Bauters M. (Eds.). Technology Supported Active Learning. Lecture Notes in Educational Technology. Singapore : Springer, 2021. DOI: 10.1007/978-981-16-2082-9_3

18. Huang M., Yang R. Action Research on Project-based Learning and Contest-based Learning in Higher Education // 2021 International e-Engineering Education Services Conference (e-Engineering), 22–23 June, 2021. P. 17–22. DOI: 10.1109/e-Engineering47629.2021.9470750

19. Филатова М.Н., Шейнбаум В.С., Щедровицкий П.Г. Онтология компетенций «умение работать в команде» и подходы к её развитию в инженерном вузе // Высшее образование в России. 2018. T. 27. № 6. C. 71–82. URL: https:// vovr.elpub.ru/jour/article/view/1396/1146 (дата обращения: 04.06.2022).

20. Stepanova J. Team-Based Learning in Management. Innovations, Technologies and Research in Education. UK : Cambridge Scholars Publishing, 2018. P. 78–90. ISBN-13:978-1-5275-0622-0.

21. Burgess A., Haq I., Bleasel J., Roberts C., Garsia R., Randal N., Mellis C. Team-Based Learning (TBL): A community of practice // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19. No. 1. P. 369. DOI: 10.1186/s12909-019-1795-4

22. Индикаторы инновационной деятельности: 2021: статистический сборник / Гохберг Л.М., Грачева Г.А., Дитковский К.А. и др. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 280 с. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/465578843.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

23. Kelley T.R., Knowles J.G. A conceptual framework for integrated STEM education // International Journal of STEM Education. 2016. No. 3. Article no. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-016-0046-z

24. Winberg Ch., Adendorff H., Bozalek V., Conana H., Pallitt N., Wolff K., Olsson T., Roxе T. (Learning to teach STEM disciplines in higher education: A critical review of the literature // Teaching in Higher Education. 2019. Vol. 24. No.8. P. 930–947. DOI: 10.1080/13562517.2018.1517735

25. Türk N., Kalayc N., Yamak H. New Trends in Higher Education in the Globalizing World: STEM in Teacher Education // Universal Journal of Educational Research. 2018. Vol. 6. No. 6. P. 1286–1304. DOI: 10.13189/ujer.2018.060620

26. Marín-Marín J.A., Moreno-Guerrero A.J., Dúo-Terrón P. et al. STEAM in education: A bibliometric analysis of performance and co-words in Web of Science // International Journal of STEM Education 2021. No. 8. Articleno. 41. DOI: 10.1186/s40594-021-00296-x

27. Yang D., Baek Y., Ching Y.-H., Swanson, S., Chittoori, B., Wang, S. Infusing Computational Thinking in an Integrated STEM Curriculum: User Reactions and Lessons Learned // European Journal of STEM Education. 2021. Vol. 6. No. 1. Article no. 04. DOI: 10.20897/ejsteme/9560

28. Чучалин А.И. Адаптация The Core CDIO Standards 3.0 к высшему STEM-образованию // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. C. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-9-21

29. Chuchalin A., Zamyatin A. Educating & Training STEM:IT Professionals Based on the CDIO Standards Evolution. // 2021 IEEE Integrated STEM Education Conference (ISEC). Princeton, NJ, 2021. P. 21-27. DOI: 10.1109/ISEC52395.2021.9763947

30. Crawley E., Malmqvist J., Ostlund S., Brodeur D., Edström K. Rethinking Engineering Education: The CDIO Approach. 2nd edition. NY : Springer Cham, 2014. 311 p. DOI: 10.1007/978-3-319-05561-9

31. Malmqvist J., Hugo R., Kjellberg M. A Survey of CDIO Implementation Globally – Effects on Educational Quality // Proceedings of 11th International CDIO Conference. Chengdu, China, June 8–11, 2015. URL: https://publications.lib.chalmers.se/records/fulltext/218617/local_218617.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

32. Chuchalin A. Evolution of the CDIO approach: BEng, MSc, and PhD level // European Journal of Engineering Education. 2020. Vol. 45. No. 1. P. 103–112. DOI: 10.1080/03043797.2017.1422694

33. Соловьева И.А., Мостовщикова И.А. Модель формирования эффективных команд для реализации инновационной деятельности предприятия // Journal of New Economy. 2021. Т. 22. № 2. С. 110–133. DOI: 10.29141/2658-5081-2021-22-2-6

34. Дорожков Н.Д. Особенности построения и взаимодействия команды инновационного проекта // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 2 (7). С. 43–47. EDN YMRIHV.

35. Ghannam R., Ahmad W. Teaching teamwork to transnational students in engineering and technology // Compass: Journal of Learning and Teaching. 2020. Vol. 13. No. 2. P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.21100/compass.v13i2.1040

36. Nancarrow S.A., Booth A., Ariss S. et al. Ten principles of good interdisciplinary team work // Human Resources for Health. 2013. Vol. 11. Article no.19. DOI: 10.1186/1478-4491-11-19

37. Pérez J.M.M., Molina M.I. Leadership and Teamwork in Innovation Ecosystems // Moya B.L., de Gracia M.O.S., Mazadiego L.F. (Eds.). Key Issues for Management of Innovative Projects. London : IntechOpen, 2017, pp. 137–150. DOI: 10.5772/intechopen.69006

38. Kelly R., McLoughlin E., Finlayson O.E. Interdisciplinary group work in higher education: A student perspective // Issues in Educational Research. 2020. Vol. 30. No. 3. P. 1005–1024. URL: https://www.iier.org.au/iier30/kelly.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

39. Smarkusky D.L., Toman S.A. Interdisciplinary Project Experiences: Collaboration Between Majors and Non-Majors // Information Systems Education Journal. 2014. Vol. 12. No. 3. P. 67–75. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1140732.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

40. West, R.E. Breaking Down Walls to Creativity Through Interdisciplinary Design // Educational Technology. 2016. Vol. 56. No. 6. P. 47–52. URL: http://www.jstor.org/stable/44430508 (дата обращения: 04.06.2022).

41. Herrera R.F., Muñoz F. C., Salazar L.A. Perceptions of the development of teamwork competence in the training of undergraduate engineering students // Global Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 19. No. 1. P. 30–35. URL: http://www.wiete.com.au/journals/GJEE/Publish/vol19no1/04-Herrera-R.pdf (дата обращения: 04.06.2022).

42. Min Tang. Fostering Creativity in Intercultural and Interdisciplinary Teams: The VICTORY Model // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 10. P. 1–11. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02020


Рецензия

Просмотров: 442


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)