«Образовательный миграционный мост»: от метафоры к проекту
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-154-167
Аннотация
Целью статьи является анализ образовательной миграции и поиск путей её решения. Выявлены факторы, препятствующие успешной адаптации и социализации иностранных студентов в стране-реципиенте: юридический, педагогический, психологический, лингвокоммуникативный. Задача минимизации данных факторов актуализировала разработку комплексной стратегии интеграции мигрантов в рынок труда России, обеспечивающей им всестороннюю поддержку в получении образования, повышении профессиональной квалификации, адаптации и социализации – «образовательный миграционный мост». Понятие «мост» метафорически используется как искусственное, виртуальное «сооружение», выступающее средством поддержки образовательной миграции граждан.
Рассмотрен опыт Оренбургского государственного университета по разработке и реализации долгосрочной комплексной стратегии образовательного миграционного «мостостроительства», представленной в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». С учётом потенциала университета и Оренбургского региона определены направления образовательного миграционного «мостостроительства»: введение образовательных миграционных взаимодействий в миссию и политику университета; создание открытых университетских сетевых структур миграционных взаимодействий; осуществление образовательного миграционного взаимодействия на основе лингвокоммуникативной культуры личности. Представлены практические шаги по реализации стратегии в рамках проекта «Образовательный мирационный мост». Анализируются основные показатели эффективности внедрения проекта: количественные и качественные результаты деятельности факультета по обучению иностранных граждан русскому языку и культуре; открытие Оренбургского филиала Ассоциации иностранных студентов, вовлечение студентов в различные формы взаимодействия и специализированные профориентационные мероприятия; научно-методическая подготовка преподавателей. Реализация стратегии предусматривает в перспективе формирование в ОГУ особой среды, включающей социальную инфраструктуру для иностранных граждан.
Ключевые слова
Об авторах
О. М. ОсияноваРоссия
Осиянова Ольга Михайловна – д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Е. Н. Левина
Россия
Левина Екатерина Николаевна – канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии и методики преподавания русского языка
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
А. В. Осиянова
Россия
Осиянова Анна Владимировна – канд. пед. наук, доцент кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Список литературы
1. Катрушов А.В., Катрушова Л.А., Саргош О.Д. Психогигиеническое сопровождение адаптации студентов при межгосударственной образовательной миграции // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 103–108. URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/7081 (дата обращения: 17.06.2022).
2. Assomull A., Laad S. Mapping global mobility trends in education // Education Investor Global. 2020. April/May. P. 28–33. URL: https://www.lek.com/sites/default/files/insights/pdf-attachments/Mapping-Global-Mobility-Trends-Education.pdf (дата обращения: 22.06.2022).
3. Лучко О.Н., Патласов О.Ю., Мухаметдинова С.Х. Проектирование системы экспорта образовательных услуг в приграничном регионе России на основе анализа образовательной миграции // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 478–491. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.36
4. Архипов А.Ю., Рогова Т.М., Савченкова И.Н., Фурса Е.В. Высшие учебные заведения в привлечении, обучении и адаптации иностранных студентов (на примере Южного федерального университета) // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 1-2. С. 124–128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19113902 (дата обращения: 22.06.2022).
5. Захарченко М.И. Региональные аспекты учебной миграции // Казанская наука. 2016. № 7. С. 16–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26460137 (дата обращения: 22.06.2022).
6. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В. Будущее высшей школы в России – 2030: социально-экономические контексты и критические ситуации (по результатам Делфи-опроса экспертов) // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 2 (78). С. 24–37. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/540 (дата обращения: 17.06.2022).
7. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Дадашева В.А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3. С. 13–48. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/445?locale=ru_RU (дата обращения: 17.06.2022).
8. Дрожжина Д.С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия о методологии // Universitas. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 3. С. 33–47. URL: https://universitas.hse.ru/2013--3%20(Том%201)/108603645.html (дата обращения: 22.06.2022).
9. Ермакова Ж.А. Оренбургский государственный университет как субъект развития региона // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 97–107. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-97-107
10. Мирошников С.А. Оренбургский государственный университет в условиях трансформации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 105–114. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-105-11
11. Осиянова А.В., Темкина В.Л. Опыт формирования лингвокоммуникативной культуры в образовательном процессе вуза, Оренбург : ОГУ, 2018. 167 с. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/14766 (дата обращения: 22.06.2022).
12. Осиянова О.М., Темкина В.Л., Осиянова А.В. Педагогические возможности субъектно-ориентированной маркер-технологии в формировании лингвокоммуникативной культуры студента // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2. С. 160–167. EDN RWUELP.
13. Амелин В.В., Шешукова Г.В. Взаимоотношения населения приграничного региона и мигрантов из Центральной Азии и Азербайджана в контексте социологии // Вестник российской нации. 2019. № 2. С. 66–81. EDN: LDPBYB.
14. Леденева В.Ю., Ломакина О.В., Джунусов А.М., Бегасилов Б.Т. Образовательная политика Казахстана в условиях миграции молодёжи // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 156–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168