Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

О повышении эффективности системы конкурсов, грантов и олимпиад для российских студентов как элемента внеучебной деятельности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-25-43

Аннотация

Проблема исследования связана с формированием инструментария и методики оценки внеучебных достижений российских студентов в олимпиадах, чемпионатах и конкурсах для повышения эффективности системы управления высшим образованием в Российской Федерации. Методика исследования связана с эмпирическим анализом данных опроса студентов (N =2300) в нескольких измерениях: в разрезе периодов обучения и направлений подготовки. Выводы исследования дополнены анализом результатов сопоставимых исследований и работ российских авторов. Практическая проблематика исследования связана с необходимостью компенсации ограничений по международной академической мобильности для российских студентов, подпавших под действие внешних санкционных и иных ограничений: сформулирован тезис о нивелировании негативных эффектов за счёт количественного и качественного роста конкурсного и олимпиадного движения в Российской Федерации. Основные выявленные проблемы: низкий уровень вовлечённости российских студентов во внеучебную активность по сравнению с иностранными коллегами; неэффективное информационное и организационное сопровождение конкурсов и олимпиад; директивное, негибкое формирование повестки мероприятий и непрозрачность процедур принятия решений. Сформулированы предложения по повышению качества внеучебной работы вузов, по реформированию системы конкурсов, грантов и олимпиад для российских студентов.

Об авторах

А. В. Дождиков
Федеральный институт развития образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Россия

Дождиков Антон Валентинович – канд. полит. наук, директор научно-исследовательского центра аналитики образовательных данных

111024, г. Москва, ул. 3-я Кабельная, 1, стр. 1



О. В. Чичерина
Московский городской педагогический университет
Россия

Чичерина Ольга Владимировна – канд. пед. наук, директор центра координации и проведения профессиональных чемпионатов и олимпиад

г. Москва, ул. улица Панфёрова, 14



Список литературы

1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Деятельностный и системно-деятельностный подходы: методология и практика реализации // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 11–20. EDN YITXJL.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2009. 720 c.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл; Академия, 2005. 352 с.

4. Филипас В.И. Требования к высшему профессиональному образованию в условиях экономических санкций Запада // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 12-4 (54). С. 104–108. DOI: 10.18454/IRJ.2016.54.136

5. Казанцева И.И. Студенческие предметные олимпиады как способ формирования и оценки универсальных компетенций ФГОС ВО 3++ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 12-2 (51). С. 157–159. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11562

6. Наводнов В.Г., Журавлева И.В., Лазарева Н.М. Открытые международные студенческие интернет-олимпиады – один из инструментов международных сопоставительных исследований качества подготовки студентов // Новые технологии оценки качества образования: Сб. материалов XV Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, Севастополь, 20–22 сентября 2019 г. / Под общ. ред. Г.Н. Мотовой. Севастополь : Ассоциация “Гильдия экспертов в сфере профессионального образования”, 2019. С. 133–137.

7. Докучаев С.А., Костецкая Г.С., Моногаров О.В. Математические студенческие олимпиады как необходимый элемент формирования общепрофессиональной компетенции (ОПК-1) бакалавров в области инфокоммуникаций // Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. 2019. № 2. С. 349–350. EDN GOFUZQ.

8. Бузган Н.Г., Амалицкий В.Ю., Кунин А.И. Студенческие олимпиады как фактор повышения заинтересованности студентов в научном процессе // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 1. С. 310–311. EDN TRCXVE.

9. Щеглова И.А., Дремова О.В. Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов: информационный бюллетень / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2022. 36 с. (Мониторинг экономики образования; № 10 (27)). ISBN 978-5-7598-2671-2. URL: https://www.hse.ru/data/2022/05/31/1870888759/ib_10(27)_2022.pdf (дата обращения: 12.06.2022).

10. Вередюк О.В, Черных Е.А. Олимпиадники поколения Z: поведенческие установки на рынке труда // Уровень жизни населения регионов России. 2022. Т. 18. № 1. С. 79–91. DOI: 10.19181/lsprr.2022.18.1.7

11. Попов А.И., Пучков Н.П. Студенческие олимпиады как средство формирования психологической готовности к творческой деятельности в условиях конкурентной борьбы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 6. С. 65–71. DOI: 10.20339/AM.06-17.065

12. Коковихина А.А., Швецов В.А., Логинов И.С. Предметная (математическая) олимпиада как средство развития лидерских качеств у студенческой молодёжи // Молодёжная наука как фактор и ресурс опережающего развития: Сб. статей VI Международной научнопрактической конференции, Петрозаводск, 10 июня 2021 г. Петрозаводск : Международный центр научного партнёрства «Новая Наука», 2021. С. 92–96. EDN HZCZXR.

13. Аниськин В.Н., Галиева Е.В., Добудько Т.В., Кислова Н.Н. К вопросу о холизме воспитательно-мотивационного потенциала студенческих конкурсов и олимпиад // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 4 (29). С. 158–168. EDN MVFRQL.

14. Абдрасулова С.Ж. Студенческая олимпиада по математике как инструмент поиска одарённой молодёжи в вузе // Вестник Ошского государственного университета. 2020. № 1-4. С. 7–14. EDN TJMCHR.

15. Белолуцкая А.К., Криштофик И.С., Мкртчян В.А. Особенности профессиональной рефлексии участников олимпиады «Я – профессионал» // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 98–119. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-98-119

16. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шаброва Н.В. Тернистый путь учащейся молодёжи к образовательной успешности: «подводные камни» олимпиадного движения // Педагогический журнал Башкортостана. 2021. № 3 (93). С. 11–28. DOI: 10.21510/1817-3292-2021-93-3-11-28

17. Тюрин И.Ю. Приоритетные направления работы куратора по вовлечению студентов к участию в студенческих олимпиадах // Инновации в организации мероприятий Всероссийской студенческой олимпиады: проблемы и перспективы развития: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 27 октября 2017 г. М. : РГУ им. А.Н. Косыгина, 2017. С. 49–52.

18. Рахманкулова Г.А., Мустафина Д.А., Суркаев А.Л., Светличная В.Б., Матвеева Т.А., Ребро И.В., Сухова Т.А. Внутривузовские студенческие физико-математические олимпиады как средство формирования компетенций у студентов технического вуза // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 9. С. 209–214. DOI: 10.17513/snt.38243

19. Щеглова И.А. Может ли вовлечённость студентов во внеучебные мероприятия способствовать развитию мягких навыков? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6 (154). С. 111–121. DOI: 10.14515/monitoring.2019.6.07

20. Фомина Т.П., Разгоняева Д.В. Внеучебная деятельность студентов в современном университете: организация, направления и успехи // Вопросы педагогики. 2022. № 4-2. С. 301–306. EDN HNQBJW.

21. Дождиков А.В. Дистанционный творческий экзамен для поступающих в вузы // Высшее образование в России. 2017. №3 (210). С. 86–92. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/988/888 (дата обращения: 12.06.2022).


Рецензия

Просмотров: 451


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)