Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-44-55
Аннотация
Анализируются практикуемые в современной России стратегии и механизмы развития высшего образования в плане их эффективности и адекватности запросам развития страны. Подчёркивается инерционное преобладание в этих стратегиях идейных импульсов радикального либерализма 90-х гг., в том числе – менеджериализма. Ставится вопрос о необходимости корректировки общего курса, целей и механизмов развития оте чественного высшего образования с учётом актуализирующихся вызовов – внешних и внутренних. Предлагаются конкретные меры в этом направлении, при этом особое внимание уделено дифференциации стратегий развития учебных заведений, повышению роли демократических механизмов в жизни вуза.
Об авторах
Х. Г. ТхагапсоевРоссия
Тхагапсоев Хажисмель Гисович – д-р филос. наук, проф.
360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
М. М. Яхутлов
Россия
Яхутлов Мартин Мухамедович – д-р техн. наук, проф.
360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173
Список литературы
1. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержанию образования // Вектор наук Тольяттинского государственного университета. 2011. № 3 (17). С. 309–313. EDN PFIZKL.
2. Огородова Л.М., Кресс В.М., Похолков Ю.П. Инженерное образование и инженерное дело в России: проблемы и решения // Инженерное образование. 2012. № 11. С. 18–23. URL: https://www.aeer.ru/files/io/m11/art_3.pdf (дата обращения: 07.07.2022).
3. Абрамов Р.Н. Менеджериализм и академическая профессия. Конфликт и взаимодействие // Социологические исследования. 2011. №7 (327). С. 37–47. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2011-7/Abramov.pdf (дата обращения: 07.07.2022).
4. Варшавский А.Е., Камкина Т.А. Анализ двух основных рейтингов университетов // Прикладная эконометрика. 2011. №3 (23). С. 57–63. EDN OFXGID.
5. Болотов В.А, Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Глобальный агрегированный рейтинг вузов: российский след // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 9–25. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-9-25
6. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? // Образование и наука. 2021. Т. 23. №6. С. 84–125. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-83-125
7. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8-9. C. 9–25. DOI: 10.31992/92/0869-3617-2020-29-8-9