Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Факторы социокультурной адаптации иностранных студентов из Азербайджана и Китая в российских вузах

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-118-134

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведённого в целях изу чения проблем и особенностей социокультурной адаптации китайских и азербайджанских студентов, получающих образование в российских вузах, и их ожиданий. Для достижения конкретного результата нами было проведено анкетирование иностранных студентов из Азербайджанской Республики и Китайской Народной Республики, обучающихся в ведущих московских вузах. В анкетном опросе участвовали 107 студентов (45% азербайджанских студентов и 55% китайских студентов), возрастная когорта респондентов варьировалась от 21 до 35 лет. Анализ результатов опроса позволил выявить объективные и субъективные факторы социокультурной адаптации, сравнить основные характеристики иностранных студентов из Азербайджана и Китая для осмысления основных проблем межкультурного взаимодействия студентов разных этнических групп. Актуальность и уникальность исследования основаны на кросс-культурных различиях исследуемых групп, что позволило выявить как общие, так и специфические характеристики, и их существенное отличие от российской культуры. Авторы статьи пришли к выводу, что ускорение процесса социокультурной адаптации возможно в первую очередь через изучение русского языка и предвыездную подготовку на родине, включающую изучение российской культуры, истории, традиций и особенностей межкультурной коммуникации. По итогам исследования авторами предложены рекомендации по формированию системы социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах.

Об авторах

В. Ю. Леденёва
РУДН; Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
Россия

Леденёва Виктория Юрьевна – д-р социол. наук, доцент, ведущий науч. сотрудник РУДН; гл. науч. сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН

Researcher  ID AAU-6083-2021

г. Москва, ул. Фотиевой, 6, кор. 1



Р. С. Абдуллаев
Российский университет дружбы народов
Россия

Абдуллаев Рамиль Сахиб оглы – ассистент, кафедра иностранных языков Медицинского института

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Л. Д. Гусейнова
Российский университет дружбы народов
Россия

Гусейнова Лала Джаншир кызы – документовед, ректорат

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Абдуллаев Р.С. Русский и азербайджанский языки как объекты языковой политики в Азербайджанской Республике // Политическая лингвистика. 2021. № 2 (86). С. 134–145. DOI: 10.12345/1999-2629_2021_02_13

2. Кононов Л.А., Леденёва В.Ю. Адаптация и интеграция международных мигрантов: теоретико-методологические проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 4. С. 103–112. DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-4-103-112

3. Ward K. Thinking Beyond Berry’s Concepts: A New Perspective on Belonging, Acculturation, and Cross-Cultural Relations // International Journal of Intercultural Relations. 2008. No. 32. P. 105–114. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2007.11.002

4. Ward K., Kennedy A. What is “culture” for a mixed culture? Comparative studies of temporal adaptation // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1993. Vol. 24. No. 2. P. 221–249. DOI: 10.1177/0022022193242006

5. Ward K., Kennedy A. Measurement of sociocultural adaptation // International Journal of Intercultural Relations. 1999. Vol. 23. No. 4. P. 659– 677. DOI: 10.1016/S0147-1767(99)00014-0

6. Ямщикова О.А. Актуальные проблемы обу чения иностранных студентов в России: психолого-педагогический аспект // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 89–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12610408 (дата обращения: 15.02.2022).

7. Berry J., Ataca B. Factors of Cultural Stress // Fink G. (Ed.). Encyclopedia of Stress. San Diego, CA: Academic Press, 2007. Vol. 1. P. 672–678. DOI: 10.1016/B978-012373947-6.00106-9

8. Qinlan Lin, Ling Gao. Study on Paths of Affect Factors on Adaption to University Life of Chinese International Students in Korea – Choosing Korean Training Chinese Students as Main In vestigation Objects // Engineering. 2013. No. 5. P. 158–162. DOI: 10.4236/eng.2013.510B034

9. Li Jiaqi, Yanlin Wang, Feiya Xiao. East Asian International Students and Psychological Well-Being: A Systematic Review // Journal of International Students. 2014. Vol. 4. No. 4. P. 301–313. DOI: 10.32674/jis.v4i4.450

10. Капезина Т.Т. Проблемы обучения иностранных студентов в российском вузе // Наука. Общество. Государство. 2014. Т. 1. № 5. С. 129–138. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22842132 (дата обращения: 15.02.2022).

11. Kashima E.S., Loh E. The acculturation of foreign students: the impact of international, national and connected communication and the need for closure // International Journal of Intercultural Relations. 2005. Vol. 30. No. 4. P. 471–485. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2005.12.003

12. Камара И. Влияние социокультурных различий на процессы адаптации иностранных учащихся в СССР/РФ // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. № 43. С. 275–278. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21856485 (дата обращения: 12.02.2022).

13. Chakir G. Status ego-identical and psychological well-being among young people in Turkey // Identity: International Journals of Research and Research. 2014. No. 14. P. 230–239. DOI: 10.1080/15283488.2014.921169

14. Erturk S., Nguyen Luu A. Adaptation of Turkish international students in Hungary and the United States: A comparative case study // International Journal of Intercultural Relations. 2022. Vol. 86. P. 1–13. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2021.10.006

15. Kim Yu.Yu. (2005). Association and dissociation: A contextual theory of interethnic communication // Gudykunst, W.B. (Ed.). Theories about intercultural communication. Sage Publications Ltd., 2005. P. 323–349. DOI: 10.1002/9781118783665.ieicc0010

16. Volet S., Jones K. Cultural Transitions in the World: Individual Adaptation, Translation, and the World // Transitions Between Schools and Cultures (Advances in Motivation and Achievement. 2012. Vol. 17. Emerald Group Publishing Limited, Bingley. P. 241–284. DOI: 10.1108/S0749-7423(2012)0000017012

17. Гребенникова И.А. Инкультурация и аккультурация иностранных студентов в межкультурном взаимодействии // Современный учёный. 2018. № 4. С. 10–13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36781894 (дата обращения: 15.02.2022).

18. Tinto V. Classes as Communities: Exploring the Educational Character of Student Perseverance // Journal of Higher Education. 1997. Vol. 68. No. 6. P. 599–623. DOI: 10.2307/2959965

19. Zhou Y., Jindal-Snape D., Topping K., Todman J. Theoretical models of culture and adaptation of students who have chosen // Research in Higher Education. Vol. 33. No. 1. P. 63–75. DOI: 10.1080/03075070701794833

20. Ward C., Bochner S., Furnham A. The Psychology of Culture Shock (2nd ed.). Boston : Rout-ledge, 384 p. DOI: 10.4324/9781003070696

21. Варламова Н.В. Особенности менталитета китайских студентов // Омский научный вестник. 2012. № 1 (105). С. 31–34. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=17914759 (дата обращения 15.02.2022).

22. Berry J. Immigration, acculturation and adaptation // Applied psychology: International review. 1997. Vol. 46 (1). P. 5–34. DOI: 10.1111/J.1464-0597.1997.TB01087.X

23. Овсянникова И.Г., Терещенко Т.М. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2018. № 3 (126). С. 41–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32729996 (дата обращения: 15.02.2022).

24. Безносова М.И. Социокультурная среда как фактор привлекательности российских вузов (на примере Удмуртского государственного университета, Россия) // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020. Т. 4. № 4. С. 467–471. DOI: 10.35634/2587-9030-2020-4-4-467-471

25. Ефимова О.Б., Якимов А.Н. Адаптация иностранных студентов: методики, подходы, практики. СПб. : ПСП-Фонд, 2020. 48 с.

26. Донецкая С.С., Ли М. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 153–168. DOI:10.31992/0869-3617-2020-6-153-168


Рецензия

Просмотров: 719


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)