Субъектность, самоэффективность и психологическое благополучие: сравнительное исследование российских и казахстанских студентов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-135-149
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между требованиями, предъявляемыми системой высшего образования к личности молодого человека, и его реальными возможностями, проявляющимися в способности или неспособности быть субъектом своей деятельности и своего развития. Необходимость разрешения этого противоречия и определила цель настоящего исследования – выявить уровень выраженности и структуру субъектных свойств личности студентов, их взаимосвязь с самоэффективностью и психологическим благополучием. В работе использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, в частности, опросники на выявление уровня развития субъектности личности (М.А. Щукина), общей и социальной самоэффективности (М. Шеер и Дж. Маддукс, адаптация А.В. Бояринцевой), психологического благополучия (К. Рифф, адаптация Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко). Математическая обработка проводилась с использованием критерия ϕ* (угловое преобразование Фишера), а также методов корреляционного анализа с применением линейного коэффициента корреляции Пирсона. В качестве испытуемых выступили студенты ряда вузов Российской Федерации и Республики Казахстан. Всего в исследовании приняли участие 277 студентов педагогического и психолого-педагогического профиля подготовки, из них женщин – 266 (96%), мужчин – 11 (4%), средний возраст – 19,5 лет (SD=1,5). В результате не было выявлено принципиальных различий в структуре и в проявлениях субъектности в зависимости от места проживания, национальных и культурных традиций, что свидетельствует о существовании некоторых общих закономерностей в становлении субъектности будущего педагога или психолога. Высокий уровень субъектности был обнаружен у 57,04% респондентов, средний – у 38,98%, низкий – у 3,98%. Установлено, что уровень субъектности положительно коррелирует с самоэффективностью в предметной деятельности, с социальной самоэффективностью и с психологическим благополучием личности. Выявлено, что высокий уровень психологического благополучия может быть и у студентов с низкой субъектностью, выполняя при этом компенсаторную функцию. Полученные результаты могут быть использованы в ходе обучения студентов, а также в работе кураторов студенческих групп и в деятельности психологической службы вузов.
Об авторах
В. Г. МараловРоссия
Маралов Владимир Георгиевич – д-р психол. наук, проф., кафедра психологии
Researcher ID: X-5925-2018, Scopus ID: 57128513900
162600, Вологодская обл., г. Череповец, проспект Луначарского, 5
А. Д. Кариев
Казахстан
Кариев Адлет Дюсембаевич – канд. пед. наук, зав. кафедрой дошкольного и начального образования
Scopus ID: 57202222355
050000, г. Алматы, ул. Айтеке Би, 99
О. В. Крежевских
Россия
Крежевских Ольга Валерьевна – канд. пед. наук, доцент, директор института психологии и педагогики
Scopus ID: 57207945765, Researcher ID: ABF-4845-2020
641870, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3
М. А. Кудака
Россия
Кудака Марина Александровна – канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии
Researcher ID: V-2277-2018
162600, Вологодская обл., г. Череповец, проспект Луначарского, 5
Л. Е. Агеева
Казахстан
Агеева Лариса Евгеньевна – канд. пед. наук, ассоциир. проф. кафедры дошкольного и начального образования
Scopus ID: 57212621246, Web of Science Researcher ID: ABE-6524-2021
050000, г. Алматы, ул. Айтеке Би, 99
Е. Н. Агранович
Казахстан
Агранович Елена Николаевна – PhD, и.о. ассоциир. проф. кафедры дошкольного и начального образования
050000, г. Алматы, ул. Айтеке Би, 99
Список литературы
1. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. №3 (39). С. 31–43. DOI: 10.32744/pse.2019.3.3
2. Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Компетентностный подход и традиционное представление о высшем образовании // Высшее образование в России. 2016. №11 (206). С. 47–54. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/880 (дата обращения: 23.05.2022).
3. Sousa R.D., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a new direction in education sphere // E3S Web of Conferences. EDP Sciences. 2020. Vol. 159. Article no. 09014. DOI: 10.1051/e3sconf/202015909014
4. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. Т. 7. № 1. С. 44–52. URL: http://vestniknauki.ru/wp-content/uploads/2021/02/2021-N1-Rudinsky-Davydov.pdf (дата обращения: 23.05.2022).
5. Keinänen M., Ursin J., Nissinen K. How to measure students’ innovation competences in higher education: Evaluation of an assessment tool in authentic learning environments // Studies in Educational Evaluation. 2018. Vol. 58. P. 30–36. DOI: 10.1016/j.stueduc.2018.05.007
6. Kozhukhar G., Belousova A., Breus E. Attitudes in the motivational sphere and change readiness of university students // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 210. Article no. 18009. DOI: 10.1051/e3sconf/202021018009
7. Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной деятельности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2002. 21 с.
8. Сараева Н.М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъектности // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 2014. № 5. С. 84–90. EDN TBHOKX.
9. Фишман Б.Е. О субъектности студента вуза в образовательной деятельности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 145–154. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-5-145-154
10. Luthans F., Youssef C.M., Avolio B.J. Psychological capital: Developing the human competitive edge. Oxford : Oxford University Press, 2007. 274 p. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195187526.001.0001
11. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69. No. 4. P. 719–727. DOI: 10.1037/0022-3514.69.4.719
12. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. № 1. С. 120–132. URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/paper_16283464.pdf (дата обращения: 23.05.2022).
13. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996. 392 с.
14. Гейхман Л.К., Кабанов В.С. Становление субъектности магистранта технического университета: новый вызов для инженерного образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 143–156. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-143-156
15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер. 2003. 508 с.
16. Алексеева Л.В. Психологическая характеристика субъекта и субъекта преступления // Вестник Тюменского государственного университета. 2003. № 4. С. 216–228. URL: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/17771 (дата обращения: 23.05.2022).
17. Щукина М.А. Психология саморазвития личности. СПб. : СПбГУ, 2015. 348 с.
18. Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency //American psychologist. 1982. Vol. 37. No. 2. P. 122–147. DOI: 10.1037/0003-066X.37.2.122
19. Lucas T., Alexander S., Firestone I.J., Baltes B.B. Self-efficacy and independence from social influence: Discovery of an efficacy–difficulty effect // Social Influence. 2006. Vol. 1. No. 1. P. 58–80. DOI: 10.1080/15534510500291662
20. Toledano-González A., Labajos-Manzana res T., Romero-Ayuso D. Well-Being, Self-Efficacy and Independence in Older Adults: A Randomized Trial of Occupational Therapy // Archives of Gerontology and Geriatrics. 2019. Vol. 83. P. 277–284. DOI: 10.1016/j.archger.2019.05.002
21. Lin S.H., Lu W.C., Chen M.Y., Chen L.H. Association between proactive personality and academic self-efficacy // Current Psychology. 2014. Vol. 33. No. 4. P. 600–609. DOI: 10.1007/s12144-014-9231-8
22. Haase J., Hoff E.V., Hanel P.H.P., Innes-Ker Å. A meta-analysis of the relation between creative self-efficacy and different creativity measurements // Creativity Research Journal. 2018. Vol. 30. No. 1. P. 1–16. DOI: 10.1080/10400419.2018.1411436
23. Lee J., Yun S., Lee S. The curvilinear relationship between self-efficacy and creativity: The moderating role of supervisor close monitoring // Journal of business and psychology. 2019. Vol. 34. No. 3. P. 377–388. DOI: 10.1007/s10869-018-9546-9
24. Bradburn N.M. The structure of psychological well-being. Chicago, 1969. 319 p.
25. Селигман М.Э.П. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. М. : София, 2006. 367 с.
26. Souri H., Hasanirad T. Relationship between resilience, optimism and psychological well-being in students of medicine // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 30. P. 1541–1544. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.10.299
27. Hanawi S.A., Saat N.Z.M., Zulkafly M., Hazlenah H., Taibukahn N.H., et al. Impact of a Healthy Lifestyle on the Psychological Well-being of University Students // International Journal of Pharmaceutical Research & Allied Sciences. 2020. Vol. 9. No. 2. P. 1–7. URL: https://ijpras.com/article/impact-of-a-healthylifestyle-on-the-psychological-well-beingof-university-students (дата обращения: 23.05.2022).
28. Bewick B., Koutsopoulou G., Miles J., Slaa E., Barkham M. Changes in undergraduate students’ psychological well-being as they progress through university // Studies in higher education. 2010. Vol. 35. No. 6. P. 633–645. DOI: 10.1080/03075070903216643
29. Booker J.A., Wesley R., Pierr N. Agency, Identity Development, and Subjective Well-Being, Among Undergraduate Students at a Central United States University // Journal of College Student Development. 2021. Vol. 62 (4). P. 488– 493. DOI: 10.1353/csd.2021.0049
30. Smith G.C., Kohn S.J., Savage-Stevens S.E., Finch J.J., Ingate R., Lim Y.-O. The effects of interpersonal and personal agency on perceived control and psychological well-being in adulthood // Gerontologist. 2000. Vol. 40 (4). P. 458–68. DOI: 10.1093/geront/40.4.458
31. Helgeson V.S. (1994). Relation of agency and communion to well-being: Evidence and potential explanations // Psychological Bulletin. 1994. Vol. 116 (3). P. 412–428. DOI: 10.1037/0033-2909.116.3.412
32. Hirokawa K., Dohi I. Agency and Communion Related to Mental Health in Japanese Young Adults // Sex Roles. 2007. Vol. 56. P. 517–524. DOI: 10.1007/s11199-007-9190-8
33. Sherer M., Maddux J.E., Mercandante B., Prentice-Dunn S., Jacobs B., Rogers R.W. The Self-Efficacy Scale: Construction and Validation // Psychological Reports. 1982. Vol. 51. No. 2. P. 663–671. DOI: 10.2466/pr0.1982.51.2.663
34. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 1. С. 95–129.
35. Du X., Lundberg A., Ayari M.A., Naji K.K., Hawari A. Examining engineering students’ perceptions of learner agency enactment in problem- and project-based learning using Q methodology // Journal of Engineering Education. 2022. Vol. 111. No 1. P. 111–136. DOI: 10.1002/jee.20430
36. Маралов В.Г. Приобретение или избавление: проблема выбора студентами стратегий самосовершенствования // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3. С. 477–488. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.477-488