Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Академическая и социокультурная адаптация студентов в вузах России

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-9-30

Аннотация

В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования академической и социокультурной адаптации студентов российских вузов. Цель статьи состоит в выявлении и интерпретации проблем адаптации обучающихся к учебному процессу, научно-исследовательской деятельности, проектному обучению, социокультурной среде вуза. Предметом исследования стали самооценки адаптированности студентов младших курсов, а также факторы, влияющие на неё. Новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении адаптации студентов к ключевым видам деятельности в вузе, в том числе к новому виду – проектной деятельности. В статье представлены результаты всероссийского социологического исследования академической и социокультурной адаптации студентов российских вузов. Цель статьи состоит в выявлении и интерпретации проблем адаптации обучающихся к учебному процессу, научно-исследовательской деятельности, проектному обучению, социокультурной среде вуза. Предметом исследования стали самооценки адаптированности студентов младших курсов, а также факторы, влияющие на неё. Новизна исследования состоит в комплексном рассмотрении адаптации студентов к ключевым видам деятельности в вузе, в том числе к новому виду – проектной деятельности. Эмпирическое исследование было реализовано посредством массового онлайн-опроса студентов в мае-июле 2022 г. В генеральную совокупность вошли студенты 1-х и 2-х курсов, обучающиеся по программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения различных направлений подготовки. Общий объём выборочной совокупности составил 15 902 чел., предельная ошибка выборки не превышала 1%. На основе эмпирических данных показаны основные проблемы адаптации студентов к учебной работе: к значительному объёму новой информации, темпу образовательного процесса, формату практических занятий и курсовых работ, требующих большей самостоятельности и активности, нежели в школьном обучении. Раскрывается связь между уровнем учебной активности и инициативности студентов и степенью их интегрированности в университетское сообщество. Показана негативная тенденция снижения активности студентов в сфере научно-исследовательской работы по сравнению с периодом обучения в школе, а также сохранение высокой доли тех, кто склонен к академическому мошенничеству из-за отсутствия адаптационных ресурсов. Сделан вывод о том, что адаптация студентов к проектной деятельности осложняется их неготовностью к ответственности и самостоятельности, установкой на индивидуализм и автономность, недостаточно высоким уровнем профессиональной культуры и профессиональных знаний, который расходится с ожиданиями заказчиков проектов. В то же время зафиксированы положительные эффекты в сфере социокультурной адаптации иногородних и иностранных студентов. Привыкание к специфике российской культуры, академической среде, новому городскому социуму происходит без особых трудностей. Сделан вывод об эффективности вузовских программ адаптации и сопровождения иностранных студентов и студентов с ОВЗ, аргументированный отсутствием существенных различий адаптационных проблем у всех групп студентов.

Об авторах

П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

д-р социол. наук, проф.

SPIN-code: 1351-6671

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Г. Е. Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

д-р филос. наук, профессор-исследователь

SPIN-code: 9068-9732

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



В. С. Никольский
журнал «Высшее образование в России», Московский государственный политехнический университет
Россия

д-р филос. наук, проф., гл. редактор журнала

SPIN-code: 7196-8065

107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38



Н. В. Шаброва
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Россия

канд. социол. наук, доцент

SPIN-code: 9074-1730

620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19



Список литературы

1. Муллер О.Ю., Ротова Н.А. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в педагогическом вузе // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17. № 3. С. 18–29. DOI: 10.21702/rpj.2020.3.2

2. van Rooij E.C.M., Jansen E.P.W.A., van de Grift W.J.C.M. First-year university students’ academic success: the importance of academic adjustment // European Journal of Psychology of Education. 2018. Vol. 33. No. 7. DOI: 10.1007/s10212-017-0364-7

3. Cheong Y., Gauvain M., Palbusa J.A. Communication with Friends and the Academic Adjustment of First- and Non-First-Generation Students in the First Year of College // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. 2021. Vol. 23. No. 2. P. 393–409. DOI:10.1177/1521025119834253

4. Шмелева Е.Д., Фрумин И.Д. Факторы отсева студентов инженерно-технического профиля в российских вузах // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 110–136. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-3-110-136

5. Hazan Liran B., Miller P. The Role of Psychological Capital in Academic Adjustment Among University Students // Journal of Happiness Studies. 2020. Vol. 21. No. 1. DOI: 10.1007/s10902-019-00206-7

6. Kural A.I., Özyurt B. Why Some Students Adjust Easily While Others Can Not? Stress and Adjustment to University: Personality as Moderator // Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice. 2021. DOI: 10.1177/15210251211002179

7. Daniels V.Z., Davids E.L., Roman N.V. The role of family structure and parenting in first year university adjustment // South African Journal of Psychology. 2019. Vol. 49. No. 3. P. 446–459. DOI: 10.1177/0081246318805267

8. Горбунова Е.В. Выбытия студентов из вузов: исследования в России и США // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 110–131. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-110-131

9. Забара Л.И., Лебедева Ю.В., Шабанова Н.А. Социально-психологическая адаптация к вузу студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2021. № 6. С. 185– 194. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_06_22

10. Шаронова Е.Г., Егорова Л.Д. Теоретические основы социальной адаптации студентовиностранцев в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 8–5. С. 1201–1205. EDN SIMAUL.

11. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Дорожинская Е.С. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов в Уральском федеральном университете // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2013. № 4 (121). С. 185– 192. URL: http://hdl.handle.net/10995/22453 (дата обращения: 21.09.2022).

12. Ермаченко Н.А., Зайцева О.В., Середа В.А. Исследование особенностей адаптации первокурсников к условиям обучения в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. 2017. № 2. С. 39–45. DOI: 10.26170/po17-02-06

13. Погукаева А.В., Омельянчук Е.Л., Коберник Л.Н. Адаптация иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 292. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2016/3/24651.pdf (дата обращения: 21.09.2022).

14. Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона // Регионология. 2010. № 2 (71). С. 149–155. EDN MSXJMF.

15. Федотова Н.Л., Миллер Л.В. Особенности адаптации иностранных студентов к русской лингвокультурной и образовательной среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2018. Т. 16. № 2. С. 191–206. DOI: 10.22363/2313-2264-2018-16-2-191-206

16. Овчинникова М.В. Проблемы академической адаптации китайских студентов в российских вузах и пути их решения // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2020. № 1 (19). С. 18–21. EDN EGCPXS.

17. Бронзино Л.Ю., Вольчина А.Е. Адаптация студентов к университетской среде: опыт социально-феноменологического исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2012. № 4. С. 121–131. EDN PDLMCL.

18. Ваулина Т.А., Сахарова К.Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 267–272. DOI: 10.17223/15617793/400/42

19. Оухейш Т.Х.М. Адаптация иностранных учащихся в условиях дистанционного образования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 144–150. DOI: 10.24412/2071-6141-2022-3-144-150

20. Дмитрусенко И.Н., Маркусь А.М. Анализ трудностей во внеучебной деятельности иностранных студентов в российской образовательной среде // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14. № 3. С. 96–111. DOI: 10.14529/ped220309

21. Бессонов П.П., Бессонова Н.Г., Бессонова В.П., Сыроватский А.П. Особенности адаптации иностранных студентов в вузах Республики Саха (Якутия) // Современные наукоёмкие технологии. 2022. № 8. С. 120–124. DOI: 10.17513/snt.39277

22. Sato T., Miller R. T., Rakwal R., Tomura T., Fukasawa K. International graduate students’ campus and social adjustment experiences at a Japanese university // Multicultural Learning and Teaching. 2022. DOI: 10.1515/mlt-2022-0011

23. Калугина Т.А. Социальная адаптация иногородних студентов к вузовской среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. № 3. С. 279–286. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-3-279-286

24. Любякин А.А., Бердюгина О.Г., Дубинина Н.О. Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов // Педагогическое образование в России. 2018. № 9. С. 101–107. DOI: 10.26170/po18-09-14

25. Кошелева Ю.П., Прутько Г.В. Влияние внеучебной проектной деятельности на социально-психологическую адаптацию студентов вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). С. 206–221. EDN ADXMOX.

26. Олейник Е.В., Муталова Д.А., Безенкова Т.А., Мананникова А.В. Изучение проблемы адаптации студентов вуза в условиях самоизоляции к on-line обучению с применением дистанционных образовательных технологий // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 69–72. EDN WRROPE.

27. Токтарова В.И., Федорова С.Н. Адаптация студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 383–390. DOI: 10.30914/2072-6783-2019- 13-3-383-390

28. Абрамова И.В., Неволина О.А. Организационные условия адаптации студентов первого курса в условиях дистанционного обучения// Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 242–255. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-4-242-255

29. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 2. С. 57–63. DOI: 10.15293/1813-4718.1902.06

30. Мамаева И.А. Двумерная модель наставничества в негуманитарном вузе // Агроинженерия. 2020. № 5 (99). С. 71–77. DOI: 10.26897/2687-1149-2020-5-71-77

31. Дамадаева А.С., Бехоева А.А. Проблемы и возможности реализации инклюзивного образования в современном вузе // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 3. № 3 (35). С. 125–133. DOI: 10.11621/npj.2019.0313.

32. Урванцева Н.Г. Образовательная среда вуза в социокультурной адаптации иностранных студентов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. Вып. 3. C. 59–63. DOI: 10.30853/pedagogy.2019.3.11

33. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Стартовые позиции абитуриентов вузов и особенности их дальнейшего обучения: социологический анализ // Вестник РУДН. Социология. 2022. Т. 22. № 3. С. 557–571. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-3-557-571

34. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах // Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 108–118. DOI: 10.32744/pse.2019.2.9

35. Арлашкина О.В., Наумова Е.В., Тевлюкова О.Ю. Социальная адаптация студентов- первокурсников в университете (по материалам исследования) // Теория и практика общественного развития. 2017. № 11. С. 54– 58. DOI: 10.24158/tipor.2017.11.11


Рецензия

Просмотров: 1000


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)