Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Влияние родительской семьи на траектории профессиональной мобильности аспирантов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-31-47

Аннотация

В статье рассматривается феномен родительской семьи как фактор, влияющий на социальную (профессиональную) мобильность аспирантов. Влияние родительской семьи анализируется в двух направлениях/сферах: 1) период обучения и 2) формирование представлений аспирантов о карьерных перспективах и возможностях. Эмпирическую базу исследования представляют данные качественных глубинных интервью с аспирантами вузов г. Москвы (N=30). Предложена дифференциация обучающихся в аспирантуре на две группы («целеориентированные» и «случайные»), а также сделаны следующие выводы: 1) на начальном этапе обучения в представлениях аспирантов роль и значение родительской семьи минимальны; 2) к моменту окончания аспирантуры целеориентированные аспиранты изменяют своё мнение, признавая значимость семьи как поддерживающего фактора социального и профессионального роста; 3) в отличие от периода обучения в аспирантуре, в представлениях аспирантов о профессиональных перспективах и формировании карьерной траектории родительская семья занимает место значимого фактора влияния.

Об авторе

Р. Г. Смирнов
Исследовательский центр НАФИ
Россия

PhD in Sociology, руководитель исследовательских проектов

SPIN-код: 4655-2022

125196, Москва, 2-я Брестская ул., 30



Список литературы

1. Абрамов М.А. Современное содержание критериев социального расслоения в трансформируемом обществе: дисс. канд. соц. наук / Ессентукский институт управления бизнеса и права. Краснодар, 2015. 164 с.

2. Александрова Н.А. Профессиональное самоопределение подростков и юношества с позиции родительской семьи // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12: Психология. 2011. № 4. С. 90–96. EDN OJOFED.

3. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125– 134. DOI: 10.7868/S0132162517090148

4. Sorokin P. Social and Cultural Mobility. New York: The Free Press, 1959. 645 p.

5. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В. Молодёжь в науке: проблемы и перспективы развития российской аспирантуры // Молодёжь: актуальные социальные практики / ННГУ им. Н.И. Лобачевского; Под ред. Т.Э. Петровой. Н. Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2020. С. 62–84. EDN WRZLYP.

6. Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-87-108

7. Clark G. The son also rises. Surnames and the History of Social Mobility. Princeton University Press, 2014. 384 p.

8. Тихонова Н.Е. Факторы стратификации в современной России: динамика сравнительной значимости // Социологические исследования. 2014. № 10. С. 23–35. URL: https://www.socis.isras.ru/article/5498 (дата обращения: 20.03.2022).

9. Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–277. DOI: 10.17323/1814-9545-2012-1-257-277

10. Маликов А.Н., Смирнова Т.В. Профессиональные ресурсы в возрастной динамике // Поволжский торгово-экономический журнал. 2011. № 1. С. 74–87. EDN NQYSML.

11. Bourdieu P. Wie die Kultur zum Bauern kommt // Über Bildung, Schule und Politik. Schriften zu Politik & Kultur 4. VSA-Verlag, 2001. 207 р.

12. Буланова М.А. Социальная мобильность работающей молодёжи региона: социологический анализ // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 3 (56). С. 207–212. EDN OFCFCV.

13. Филоненко В.И., Лепин А.П. Семья как основной агент базовой социализации студентов вузов // Социологические исследования. 2013. №6. С. 71–77. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2013-6/Filonenko_Lepin.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

14. Altzinger W., Rumplmaier B., Schneebaum A., Lamei N. Intergenerationelle soziale Mobilität in Österreich // Statistische Nachrichten. 2013. № 68 (1). P. 48–62. URL: https://research.wu.ac.at/en/publications/intergenerationellesoziale-mobilit%C3%A4tin-%C3%B6sterreich-3 (дата обращения: 20.03.2022).

15. Leitner A., Wroblewski A. Soziale Mobilität von Frauen und Männern. Einflussfaktoren und Grenzen der Aufstiegschancen // Bacher J., Grausgruber A., Haller M., Höllinger F., Prandner D., Verwiebe R. (Eds). Sozialstruktur und Wertewandel in Österreich Trends 1986–2016. Springer, 2019. P. 159–178. DOI: 10.1007/978-3-658-21081-6_8

16. Смирнова Т.В., Понукалина О.В. Трансформирование роли родительской семьи в социальной мобильности молодёжи в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018. Т. 18. № 2. С. 140–145. DOI: 10.18500/1818-9601-2018-18-2-140-145

17. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодёжи (на материалах социологических исследований). М. : ЦСП и М, 2014. 560 с. URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Cherednichenko_Obrazov_i_prof_traektorii_rossiskoy_molodezhi.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

18. Попова И.П. Профессиональный выбор: влияние культурных ресурсов семей российских специалистов // Социологические исследования. 2013. № 11. С. 130–140. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2013_11/Popova.pdf (дата обращения: 20.03.2022).

19. Макарова Л.Н., Налетова И.В., Бессонова А.А. Социальный портрет современного аспиранта // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2013. № 1 (117). С. 91–95. EDN PVUPKX.

20. Осипова О.Ю. Статусная рассогласованность среди молодых учёных как социальный феномен // Социология образования. 2011. № 12. С. 48–57. EDN OOGHIP.

21. Бекова С.К. Благополучие аспирантов: обзор исследований и практик // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1635

22. Терентьев Е.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. №1. С. 40–69. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69


Рецензия

Просмотров: 397


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)