Учёные и профессиональные степени в России: по спирали развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-48-66
Аннотация
При изучении истории российского образования убеждаешься в справедливости диалектических принципов развития по спирали. Период цикличности в спирали истории аттестации научных кадров близок к веку. В первой четверти каждого века начиная с эпохи Петра Великого происходили события, выводящие систему на принципиально новый уровень. Но при этом фундаментальные основы, заложенные Петром Великим и Михайло Ломоносовым, остаются неизменными. Анализируя спираль развития системы аттестации, находим пути решения актуальных проблем, главной из которых сейчас является обеспечение технологического суверенитета России. Аналогичная задача стояла и век назад. В полной мере она была решена в СССР, однако основы её решения были заложены Постановлением Временного правительства от 12 апреля 1917 г. «О предоставлении Петроградскому политехническому институту права присуждать учёные степени магистра и доктора политической экономии и статистики, а также финансового права». Решения, эффективно действовавшие в СССР, в социально-экономических условиях современной России потребовали развития. При возвращении к истокам создания системы аттестации найдено решение, выводящее её на новый уровень спирали развития.
Об авторах
А. И. РудскойРоссия
академик РАН, д-р техн. наук, проф., ректор
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
А. И. Боровков
Россия
проф., проректор по цифровой трансформации
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
П. И. Романов
Россия
д-р техн. наук, проф., директор научно-методического центра Координационного совета Минобрнауки России по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
Н. С. Гришина
Россия
канд. филол. наук, зам. директора научно-методического центра Координационного совета Минобрнауки России по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки»
195251, г. Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29
Список литературы
1. Инженерное образование: опыт и перспективы развития в России / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. 224 с.
2. Козлова Л.А. «Без защиты диссертации…»: статусная организация общественных наук в СССР, 1933–1935 годы // Социологический журнал. 2001. № 2. С. 145–158. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/690 (дата обращения: 12.07.2022).
3. Грудцына Л.Ю. Реформирование системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: некоторые предложения // Государство и право. 2013. № 3. С. 5–19. EDN OJPDXV.
4. Филиппов В.М. Не ВАК делает науку – наука делает ВАК // Высшее образование сегодня. 2013. № 3. С. 5–7. EDN QAWVMD.
5. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселёва К.Н. «Кандидат инженерии» – учёная степень, востребованная временем // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 109–121. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1172 (дата обращения: 12.07.2022).
6. Иванов А.Е. Учёное достоинство Российской империи. XVIII–начало XX века. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М. : Новый хронограф. 2016. 656 с.
7. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 10. Служебные документы. Письма. 1734–1765. М.-Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1957. URL: https://runivers.ru/upload/iblock/682/lomonosov.Sobranie10.pdf (дата обращения: 12.07.2022).
8. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 9. Служебные документы. 1742– 1765. М.-Л. : Изд-во Академии Наук СССР, 1957. URL: https://runivers.ru/bookreader/book192844/#page/1/mode/1up (дата обращения: 12.07.2022).
9. Байденко В.И., Селезнёва Н.А. Содержательно-структурные особенности европейского докторского образования (статья вторая) // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 89–104. EDN MWOJOX.
10. Андреев А.Ю. Возникновение системы российских учёных степеней в начале XIX века // Вестник ПСТГУ II: История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (620). С. 62–89. DOI: 10.15382/sturII201562.62-89
11. Российское законодательство об образовании XIX – начала XX века: Cб. документов: В 3 т. / Ред.-сост., ст., коммент. Э.Д. Днепров; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом ВШЭ, 2017. Т. 1. 832 с. URL: https://id.hse.ru/ data/2016/12/08/1111913885/Dneprov-text_site.pdf?ysclid=lav1ju8tpl140927442 (дата обращения: 12.07.2022).
12. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Анализ отечественного опыта развития инженерного образования // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 1. С. 151–162. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1262 (дата обращения: 12.07.2022).
13. Тимошенко С.П. Инженерное образование в России. / Пер. с англ. Иванова-Дятлова В.И.; под ред. Шапошникова Н.Н. Люберцы: ПИК ВИНИТИ, 1997. 84 с.
14. Волгин В.П. Об установлении единой учёной степени // Научный работник. 1926. № 7–8. C. 22–30.
15. Парсамов В.С., Шалаева А.В. ВАК и проблемы научной аттестации в СССР в 1930-е годы. Итоги и перспективы изучения : препринт WP6/2014/04. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. Дом ВШЭ, 2014. 40 с.
16. Егоров А.И., Леднев В.А., Ильченко О.А. Глобализация образования. Компетенции и системы кредитов / Под ред. Ю.Б. Рубина. М. : Маркет ДС, 2005. 490 с.