Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Феномен образования в свете «метафизики человека»

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-103-114

Аннотация

Цель данной статьи – раскрытие ресурсов «метафизики человека» для осмысления феномена образования. Идейный потенциал «метафизики человека», основанной на понимании человека как самоосновности, свободного и самотворящего существа, позволяет отнестись к образованию как процессу формовки, образовывания из себя человека и тем самым утвердить его антропологические основания и идеалы. Образование может быть определено как фундаментальная характеристика антропной идентичности. В статье даётся обоснование вывода о том, что глубинный смысл образования совпадает с целью «метафизики человека», состоящей в самовозвышении человека над собой и обретении себя. За образец носителя метафизического отношения к образованию был взят шелеровский концепт «образованного существа», сущностными чертами которого являются бытийное участие, культура души, открытость другому, живая целостность, свобода, благообразность, руководствование разумом. Новизна исследования заключается в обосновании эвристического смысла компаративистского анализа институционального и метафизического измерений (модусов, аспектов) образовательного процесса, выступивших для нас в качестве отдельно взятых моделей образования. Институциональная и метафизическая модели образования различаются между собой: 1) по формам коммуникации между учителем и учеником (вертикальные, или субъект-объектные, и горизонтальные, или субъект-субъектные, отношения соответственно); 2) по преобладанию одной из образовательных сторон: преподавания или учения (господство преподавания – господство учения и самообучения); 3) по способу отношения обучающегося к образованию (потребительское отношение – отношение к образованию как к самоценности). Главное различие между данными моделями – антропологическое: сделан ли человеком выбор в пользу метафизического измерения жизни. Позволяя уйти от утилитарного отношения к процессу образования, метафизическая модель образования привносит в него истинный аксиологический смысл, утверждая направленность на общественное и индивидуальное благо.

Об авторе

Г. К. Сайкина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

д-р филос. наук, проф.

Researcher ID: В-5465-2019

420008, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18



Список литературы

1. Educational Theory and Its Foundation Disciplines // P.H. Hirst (Ed). London : Routledge and Kegan Paul, 1983. 145 p. ISBN 9780415750899.

2. Wulf C. Pädagogische Anthropologie // Zeitschrift für Erziehungswissenschaft. 2015. No. 18 (1). Р. 5–25. DOI: 10.1007/s11618-015-0612-z

3. Смирнов С.А. Антропология образования: дискурс и практика или принцип человекомерности (философическое введение) // Смирнов С.А. Форсайт человека: Опыт по неклассической философии человека. Новосибирск : Офсет, 2015. С. 518–533. EDN UJLUOF.

4. Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. Т. 1 / Пер. А.И. Любжина. М. : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. 594 с. ISBN 5-87245-079-6.

5. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Соч.: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса. Т. 6. М. : Мысль, 1966. С. 349–588. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000507/index.shtml (дата обращения: 17.09.2022)

6. Гусейнов А.А. Что же мы такое? // Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке / Под общ. ред. Б.Г. Юдина; ред. и сост. С.М. Малков, В.Г. Борзенков. М. : Прогресс-Традиция, 2007. С. 87–103. ISBN: 5-89826-265-2

7. Скомский Л.В. Духовно-образовательные идеи античности в свете постметафизической онтологии образования // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 378. С. 95–99. URL: https://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/378/image/378-095.pdf (дата обращения: 17.09.2022).

8. Шелер М. Философское мировоззрение // М. Шелер Избранные произведения / Пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филиппова; под ред. А.В. Денежкина. М. : Гнозис, 1994. С. 3–128.

9. Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого: Пер. с нем. и англ. / Сост. и пер. А.И. Пигалев; под ред. Т.Е. Егоровой, А.В. Матещук. М.; СПб. : Университетская книга, 2000. 608 с. ISBN 5-323-00016-3

10. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М. : Российский гос. гуманит. ун-т, 1998. 191 с. ISBN 5-7281-0040-6

11. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М. : Политиздат, 1991. С. 288–418.

12. Иванова М.А. И снова о понятии “learning” в русскоязычном академическом дискурсе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 53–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-53-62

13. Дорофеев Д.Ю. Личность и коммуникации. Антропология устного и письменного слова в античной культуре. СПб. : ЧОУ РХГА, 2015. 638 с. ISBN 978-5-88812-748-3

14. Платон. Теэтет: Пер. с греч. и прим. В. Сережникова. М., Л. : Гос. социально-экономическое изд-во, 1936. 192 с.

15. Брызгалина Е.В. Искусственный интеллект в образовании. Анализ целей внедрения // Человек. 2021. T. 32. № 2. C. 9–29. DOI: 10.31857/S023620070014856-8


Рецензия

Просмотров: 514


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)