Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инверсия основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-115-129

Аннотация

Современное социальное пространство всё больше определяется тенден циями цифровизации. На сегодня можно говорить о таких её следствиях, как появление рассеянной идентичности и дистанциализации – новых видов социализации в услови ях пространственного разобщения и преодоления социальной депривации и виртуальной трансгрессии. Эти тенденции проявляются во всех сферах – культурной, экономической, политической и пр. Но в то же время в сфере образования происходят и процессы иного рода, представляющие собой своеобразную инверсию основных тенденций влияния цифровизации на наше мировосприятие, самовосприятие и сферу нашей повседневности. В статье рассматриваются три основные тенденции и их инверсии в образовательном пространстве современности. 1. Характерная для цифровизации тенденция устранения посредника в образовательном пространстве приводит к эффекту умножения посредников и осознанию неустранимости педагога как одного из основных участников образования (как в силу сложности и недоступности для непосредственного изучения учебного материала, так и в силу того, что в основе образования лежит не передача (при которой посредник теоретически мог бы быть устранён), но созидание, основанное на феномене встречи). 2. Тенденция трансгрессивности как «выхода за пределы» и даже стирания границ преобразуется в образовательном пространстве в тенденцию дистанциализации как двойного движения отчуждения (отграничения) и включённости (приобщения), при которой размывание границы между публичным и интимным пространством самоорганизации в порядке нормы и пространством спонтанности, реальным и виртуальным сопровождается установлением нового типа социализации в условиях пространственной разобщённости и социальной депривации. 3. Тенденция к появлению рассеянной идентичности, усиливаемая тенденцией к глокализации в социально-политической сфере и переходом на трансмедийное повествование в культурно-развлекательной сфере, в дигитальном пространстве образования преобразуется в возможность самоактуализации, самовыражения, превращая современное образовательное пространство в подобный мифопоэтическому «мир всевозможности» и антропологической сингулярности.

Об авторе

Д. П. Козолупенко
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

д-р филос. наук, проф. кафедры философской антропологии философского факультета

119234, Москва, Ленинские горы, 27, корп. 4.



Список литературы

1. Weiser M. The сomputer for the 21st century // Scientific American. 1991, September. No. 265. P. 94–104. URL: https://web.stanford.edu/class/cs240e/papers/weiser.pdf (дата обращения: 01.02.2022).

2. Рюкрим Г. Digital technology and Mediation – A Challenge to Activity Theory // Культурно-историческая психология. 2010. Т. 6. № 4. C. 30–38.

3. Деррида Ж. О грамматологии. М. : Ad Marginem, 2000. 512 с. ISBN: 5-93321-011-0.

4. Лорд А.Б. Сказитель / Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Клейнера и Г.А. Левинтона. Послесл. Б.Н. Путилова. Статьи А.И. Зайцева, Ю.А. Клейнера. М. : Восточная литература, 1994. 368 с.

5. Лотман Ю.М. Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры? // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПБ, 2000. С. 364–372.

6. Козолупенко Д.П. Мифопоэтический нарратив как одно из оснований преемственности // Философские науки. 2009. № 3. С. 125–140. URL: https://www.phisci.info/jour/article/view/1462/0 (дата обращения: 01.02.2022).

7. Козолупенко Д.П. Проблема выбора в мифопоэтическом и аналитическом типах мировосприятия // Вестник Нижегородского университета им. М.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 1 (13). С. 106–113. EDN KPSYUH.

8. Черчес Т.Е. Особенности восприятия содержания речи при её совмещении с видеорядом // Психология 21 века. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. С. 46–48.

9. Kress G., van Leeuwen T. Multi-Modal Discourse: The Modes and Media of Contemporary Communication. London : Arnold, 2001. 142 p.

10. Jewitt C. Multimodal analysis // The Routledge handbook of language and digital communication. London : Routledge, 2015. P. 69–84.

11. Лебедева М.Ю., Веселовская Т.С., Купрещенко О.Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74–98. DOI: 10.32744/pse.2020.4.5

12. Беляев Р.В., Колесов В.В., Меньшикова Г.Я., Попов А.М., Рябенков В.И. Исследование особенностей восприятия видеоинформации при помощи фрактального анализа траектории движения глаз // Радиоэлектроника – Наносистемы – Информационные технологии. 2011. Т. 3. № 1. С. 56–68.

13. Медина Дж. Правила мозга. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014. 304 с. ISBN: 5001009871.

14. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. 2013. №4. C. 78–85.

15. Розанов В.В. Три главных принципа образования // В.В. Розанов Сумерки просвещения. СПб. : Типография М. Меркушева, 1899. С. 83–94.

16. Козолупенко Д.П. Мифопоэтическое мировосприятие. М. : Канон+, 2009.432 с.

17. Соколов А.Г. Природа экранного творчества: психологические закономерности. М. : А. Дворников, 2004. 638 с.

18. Ерчак Н.Т. Психология профессиональной речи учителя. Минск : МГЛУ, 2004. 143 с.

19. Mangen A., Walgermo B.R., Brønnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension // International journal of educational research. 2013. Vol. 58. P. 61–68. DOI: 10.1016/J.IJER.2012.12.002

20. Singer L.M., Alexander P.A. Reading across mediums: Effects of reading digital and print texts on comprehension and calibration // The journal of experimental education. 2017. Vol. 85. No. 1. P. 155–172. DOI: 10.1080/00220973.2016.1143794

21. Coiro J., Dobler E. Exploring the online reading comprehension strategies used by sixth‐grade skilled readers to search for and locate information on the Internet // Reading research quarterly. 2007. Vol. 42. No. 2. P. 214–257. DOI: 10.1598/RRQ.42.2.2

22. Ackerman R., Goldsmith M. Metacognitive regulation of text learning: On screen versus on paper // Journal of Experimental Psychology. Applied. 2011. Vol. 17. No. 1. P. 23. DOI: 10.1037/a0022086

23. Лутовинова О.В. Гипертекст: понятие, основные характеристики, возможные подходы к лингвистическому анализу // Известия ВГПУ. 2009. № 1. С. 4–7. EDN LPAWLZ.

24. Дедова О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: основные понятия и терминологическая парадигма // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2001. № 4. С. 22–36.

25. Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ / Под общей ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. Вып. 1. М. : Смысл, 2002. C. 82–101.

26. Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 100–108. DOI: 10.17759/chp.2019150410

27. Карр Н. Пустышка: Что интернет делает с нашими мозгами. СПб. : BestBusinessBooks, 2012. 256 с.

28. Ильин И.А. Путь к очевидности. М : Республика, 1993. 432 с.

29. Scolari C.A. Transmedia Storytelling: Implicit Consumers, Narrative Worlds and Branding in Contemporary Media Production // International Journal of Communication. 2009. Vol. 3. No. 4. P. 586–606. URL: https://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/477/336 (дата обращения: 01.02.2022).

30. Jenkins H. Transmedia Storytelling // MIT Technology Review. 2003. January 15. URL: https://www.technologyreview.com/s/401760/transmedia-storytelling (дата обращения: 14.02.2021).

31. Long G.A. Transmedia Storytelling – Business, Aesthetics and Production at the Jim Henson Company. Master Thesis. Cambridge, 2007. 185 p. URL: http://hdl.handle.net/1721.1/39152 (дата обращения: 01.02.2022).

32. Козолупенко Д.П. Иллюзия сопричастности // Философия трансмедиа / Под ред. Н.Н. Ростовой. М. : Проспект, 2022. С. 20–27. ISBN 9785392360130.

33. Альтбах Ф.Дж. Глобальные перспективы высшего образования. М. : ВШЭ, 2018. 548 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1712-3

34. Altbach Ph.G., de Wit H. Internationalization and Global Tension: Lessons from History // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 19. No. 1 (February). P. 4–10. DOI: 10.1177%2F1028315314564734

35. Wildavsky B. The Great Brain Race: How Global Universities Are Reshaping the World. Princeton, NJ : Princeton University Press, 2012. 272 p. ISBN: 9781400842001.

36. Кузьминов Я.И., Песков Д.Н. Дискуссия «Какое будущее ждёт университеты» // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202–233. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-202-233

37. Биггл-младший Л. Какая прелестная школа! // Библиотека современной фантастики. Т. 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей. М. : Молодая гвардия, 1967. С. 295–333.

38. Бодрийяр Ж. Фатальные стратегии / Пер. с фр. А. Качалова; науч. ред. Д. Дамте. М. : Рипол-классик, 2017. 288 с.

39. Козолупенко Д.П. Дистанциализация в социализации современного человека // Известия РАО. 2021. № 4. С. 70–83. DOI: 10.51944/2073-8498_2021_4_70


Рецензия

Просмотров: 580


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)