Инженерное образование в условиях цифровизации и перехода к зелёной экономике – СИНЕРГИЯ-2022 (обзор конференции)
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-130-149
Аннотация
В статье подведены итоги пленарной сессии международной сетевой конференции «Инженерное образование в условиях цифровизации и перехода к зелёной экономике – СИНЕРГИЯ-2022», прошедшей в Нижнекамском химико-технологическом институте Казанского национального исследовательского технологического университета с 13 по 14 октября 2022 г. Форум, на который собрались представители вузов и промышленных предприятий России и зарубежья, был посвящён вопросам подготовки инженеров в условиях цифровизации и перехода к зелёной экономике. Среди участников были представители национальных исследовательских университетов и опорных вузов ПАО «Газпром», органов государственной власти и промышленных предприятий Татарстана. Наблюдать за работой пленарной сессии в режиме реального времени по Интернету можно было во всех опорных вузах «Газпрома». Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), а также Министерство промышленности и торговли РТ и Казанский национальный исследовательский технологический университет. Генеральным спонсором выступило ПАО «Газпром». Всего конференция собрала более 200 участников (более 80 онлайн и более 120 – очно) из 15 вузов России, Германии и Казахстана и 12 организаций реального сектора экономики, прозвучало 42 доклада.
Об авторах
М. Ф. ГалихановРоссия
д-р техн. наук, проф., директор Института дополнительного профессионального образования
420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
В. В. Кондратьев
Россия
д-р пед. наук, проф., начальник Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов им. академика А.А. Кирсанова
420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
И. Г. Ахметов
Россия
д-р хим. наук, проф., директор
423570, г. Нижнекамск, просп. Строителей, 47
Г. Р. Ганиева
Россия
канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков
423570, г. Нижнекамск, просп. Строителей, 47
Список литературы
1. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность – ключевая компетенция инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 107–118. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-107-118
2. Шейнбаум В.С. Инженерная деятельность как объект проектирования: педагогический ракурс // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6 (143). С. 18–28. DOI: 10.51379/ KPJ.2020.22.64.002
3. Dreher R., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. Social-Ecologic Oriented Curricula in Engineering Education: “Leonardo’s Oath” as an Answer to Janus-Headedness in Engineering Work // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 115–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-115-124
4. Dreher R., Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. New Concept of Engineering Education for Sustainable Development of Society // Auer M.E., Rüütmann T. (Eds). Educating Engineers for Future Industrial Revolutions. ICL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1329. Springer, Cham. P. 819–831. DOI: 10.1007/978-3-030-68201-9_81
5. Багдасарьян Н.Г., Сонина Л.А. Мнимые единицы публикационной активности в обществе потребления // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 86–94. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-86-94
6. Багдасарьян Н.Г., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или... Вперёд в прошлое? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 67–83. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-67-83
7. Карстина С.Г., Цехиель О.Н., Мачадо К. Вклад казахстанско-немецкого сотрудничества в создание инструментария оценки программ профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 132–143. DOI: 10.31992/0869-3617- 2021-30-1-132-143
8. Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42–60. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-42-60
9. Богоудинова Р.З. Творческий потенциал преподавателя исследовательского университета в системе инженерного образования // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 159– 164. URL: https://www.aeer.ru/files/io/m23/art_21.pdf (дата обращения: 01.11.2022).
10. Tsareva E.E., Bogoudinova R.Z., Khasanova G.F. Information security in educational environment // Auer M.E., Hortsch H., Michler O., Köhler T. (Eds). Mobility for Smart Cities and Regional Development – Challenges for Higher Education. ICL 2021. Series: Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 390. Springer, Cham. P. 737-742. DOI: 10.1007/978-3-030-93907-6_80
11. Винокурова С.А., Вениг С.Б. Компетенции по управлению качеством как важная составляющая профессиональной квалификации выпускника инженерного образовательного направления // Инженерное образование. 2017. № 21. С. 194–199. EDN ZGFZCV.
12. Винокурова С.А., Вениг С.Б. Дистанционные предметные олимпиады как способ выявления талантливых студентов-инженеров: преимущества и недостатки // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения: Cб. трудов Международного форума. 2020. С. 27–29. EDN EVDHYV.
13. Ivshina G., Ivshin Y., Polyakova T., Prikhodko V. IT and educational environment of an engineering university // Auer M., Tsiatsos T. (Eds). The Challenges of the Digital Transformation in Education. ICL 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 916. Springer, Cham. P. 935–945. DOI: 10.1007/978-3-030- 11932-4_86
14. Ившина Г.В., Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Системный подход в инновационном развитии вуза: опыт внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 2. С. 414–423. EDN YWZOZB.
15. Шагеева Ф.Т., Смирнова М.Л. Развитие коммуникативно-риторической компетенции будущего инженера в исследовательском университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 141–150. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-141-150
16. Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф., Стрекалова Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 47– 55. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1272/1076 (дата обращения: 01.11.2022).
17. Starshinova T.A., Kraysman N.V. Integrative Psychological and Pedagogical Disciplines at an Engineering University // Auer M.E., Hortsch H., Michler O., Köhler T. (Eds). Mobility for Smart Cities and Regional Development – Challenges for Higher Education. ICL 2021. Series: Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 390. Springer, Cham. P. 319–326. DOI: /10.1007/978- 3-030-93907-6_55
18. Старшинова Т.А. Система интегративной психолого-педагогической подготовки в инженерном вузе // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 80–85. DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.011
19. Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Наставничество как форма дополнительного профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 52–57. DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.007
20. Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Нормативно-правовое обеспечение наставничества // Право и образование. 2021. № 1. С. 57–64. EDN AKTJVY.
21. Федеральный проект «Новые возможности для каждого»: поддержка и развитие системы обучения взрослых в российских университетах / Е.Б. Абросимова, И.А. Ефремов, И.А. Коршунов, М.С. Мирошников, А.А. Поздняков, Е.С. Сженов, И.Д. Фрумин, Г.А. Чахоян, Н.Н. Ширкова / Под ред. И.А. Коршунова. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 139 с. URL: https://www.hse.ru/dpo_fck/news/465497460.html (дата обращения: 01.11.2022).
22. Galikhanov M.F., Barabanova S.V., Kaibiyainen A.A., Suntsova M.S. Digital technologies for the implementation of additional professional education programs // Auer M.E., Hortsch H., Michler O., Köhler T. (Eds). Mobility for Smart Cities and Regional Development – Challenges for Higher Education. ICL 2021. Series: Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 390. Springer, Cham. P. 1556–1566. DOI: 10.1007/978-3- 030-93904-5_71
23. Шакурова М.Ф., Матушанский Г.У. Стандарты WorldSkills: роль в развитии профессионального образования // Перспективы развития высшей школы: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: В 2. т. / Отв. ред. Л.К. Иляшенко. Тюмень, 2022. С. 227–229. ISBN 978- 5-9961-2938-6
24. Morrison G.R., Ross S.M., Kemp J.E., Kalman H. Designing Effective Instruction. 6th Edition. // John Wiley & Sons, Hoboken, New Jersey, 2010. 491 p.
25. Yeh H.-C., Tseng S.-S. Using the ADDIE Model to nurture the development of teachers’ CALL professional knowledge // Journal of Educational Technology & Society. 2019. Vol. 22. No. 3. P. 88–100. URL: https://www.jstor.org/stable/26896712 (дата обращения: 01.11.2022).
26. Hess N.A.K., Greer K. Designing for engagement: Using the ADDIE model to integrate highimpact practices into an online information literacy course // Communications in Information Literacy. 2016. Vol. 10. No. 2. P. 264–282. DOI: 10.15760/comminfolit.2016.10.2.27
27. Колзина А.Г., Шихова О.Ф., Гареев А.А., Шихов Ю.А., Родригез Булнес М.Г. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 4. С. 40–78. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-40-78
28. Токтарова В.И., Семенова Д.А., Шпак А.Е., Лановая Т.В., Михеева Д.А. Модель формирования и развития цифровых компетенций современного педагога // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021: Proceedings of the International Conference / Отв. ред. Е.Ю. Кулик. Москва, 2022. С. 145– 154. EDN FZOQEG.
29. Krasnyansky M., Karpushkin S., Popov A., Obukhov A., Dedov D. Methodology of Forming the Readiness of Miners for Work in Extreme Situations Using a Training Complex // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15. No. 02. P. 86–97. DOI: 10.3991/ijet.v15i02.11584
30. Шамсутдинова А.И., Хасанова Г.Ф. Образовательная аналитика результатов повышения квалификации преподавателей в LMS Moodle // Управление устойчивым развитием. 2021. № 6. С. 110–115. EDN VJLLCS.
31. Khasanova G.F., Galikhanov M.F. Technological University Faculty Attitudes Towards Online Education // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1328. P. 297–302. DOI: 10.1007/978-3-030-68198-2_27
32. Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В., Елизаров Д.В., Мифтахутдинова Л.Т. Система ДПО университета как платформа для реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 119–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-119-133
33. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Университет как среда инновационных взаимодействий // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8–9. С. 115–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-115-124
34. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. 3D цифровой образовательный кластер // Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39). С. 107– 116. EDN YRGFGI.