Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Инженерное образование в условиях цифровизации и перехода к зелёной экономике – СИНЕРГИЯ-2022 (обзор конференции)

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-130-149

Аннотация

В статье подведены итоги пленарной сессии международной сетевой конференции «Инженерное образование в условиях цифровизации и перехода к зелёной экономике – СИНЕРГИЯ-2022», прошедшей в Нижнекамском химико-технологическом институте Казанского национального исследовательского технологического университета с 13 по 14 октября 2022 г. Форум, на который собрались представители вузов и промышленных предприятий России и зарубежья, был посвящён вопросам подготовки инженеров в условиях цифровизации и перехода к зелёной экономике. Среди участников были представители национальных исследовательских университетов и опорных вузов ПАО «Газпром», органов государственной власти и промышленных предприятий Татарстана. Наблюдать за работой пленарной сессии в режиме реального времени по Интернету можно было во всех опорных вузах «Газпрома». Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), а также Министерство промышленности и торговли РТ и Казанский национальный исследовательский технологический университет. Генеральным спонсором выступило ПАО «Газпром». Всего конференция собрала более 200 участников (более 80 онлайн и более 120 – очно) из 15 вузов России, Германии и Казахстана и 12 организаций реального сектора экономики, прозвучало 42 доклада.

Об авторах

М. Ф. Галиханов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

д-р техн. наук, проф., директор Института дополнительного профессионального образования

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



В. В. Кондратьев
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

д-р пед. наук, проф., начальник Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов им. академика А.А. Кирсанова

420015, г. Казань, ул. К. Маркса, 68



И. Г. Ахметов
Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) КНИТУ
Россия

д-р хим. наук, проф., директор

423570, г. Нижнекамск, просп. Строителей, 47



Г. Р. Ганиева
Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) КНИТУ
Россия

канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков

423570, г. Нижнекамск, просп. Строителей, 47



Список литературы

1. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность – ключевая компетенция инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 107–118. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-107-118

2. Шейнбаум В.С. Инженерная деятельность как объект проектирования: педагогический ракурс // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6 (143). С. 18–28. DOI: 10.51379/ KPJ.2020.22.64.002

3. Dreher R., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. Social-Ecologic Oriented Curricula in Engineering Education: “Leonardo’s Oath” as an Answer to Janus-Headedness in Engineering Work // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 115–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-115-124

4. Dreher R., Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. New Concept of Engineering Education for Sustainable Development of Society // Auer M.E., Rüütmann T. (Eds). Educating Engineers for Future Industrial Revolutions. ICL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 1329. Springer, Cham. P. 819–831. DOI: 10.1007/978-3-030-68201-9_81

5. Багдасарьян Н.Г., Сонина Л.А. Мнимые единицы публикационной активности в обществе потребления // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 86–94. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-86-94

6. Багдасарьян Н.Г., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или... Вперёд в прошлое? // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 5. С. 67–83. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-67-83

7. Карстина С.Г., Цехиель О.Н., Мачадо К. Вклад казахстанско-немецкого сотрудничества в создание инструментария оценки программ профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 132–143. DOI: 10.31992/0869-3617- 2021-30-1-132-143

8. Хусаинова Г.Р., Карстина С.Г., Галиханов М.Ф. Оценка готовности преподавателей к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 7. С. 42–60. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-42-60

9. Богоудинова Р.З. Творческий потенциал преподавателя исследовательского университета в системе инженерного образования // Инженерное образование. 2018. № 23. С. 159– 164. URL: https://www.aeer.ru/files/io/m23/art_21.pdf (дата обращения: 01.11.2022).

10. Tsareva E.E., Bogoudinova R.Z., Khasanova G.F. Information security in educational environment // Auer M.E., Hortsch H., Michler O., Köhler T. (Eds). Mobility for Smart Cities and Regional Development – Challenges for Higher Education. ICL 2021. Series: Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 390. Springer, Cham. P. 737-742. DOI: 10.1007/978-3-030-93907-6_80

11. Винокурова С.А., Вениг С.Б. Компетенции по управлению качеством как важная составляющая профессиональной квалификации выпускника инженерного образовательного направления // Инженерное образование. 2017. № 21. С. 194–199. EDN ZGFZCV.

12. Винокурова С.А., Вениг С.Б. Дистанционные предметные олимпиады как способ выявления талантливых студентов-инженеров: преимущества и недостатки // Цифровые технологии в инженерном образовании: новые тренды и опыт внедрения: Cб. трудов Международного форума. 2020. С. 27–29. EDN EVDHYV.

13. Ivshina G., Ivshin Y., Polyakova T., Prikhodko V. IT and educational environment of an engineering university // Auer M., Tsiatsos T. (Eds). The Challenges of the Digital Transformation in Education. ICL 2018. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 916. Springer, Cham. P. 935–945. DOI: 10.1007/978-3-030- 11932-4_86

14. Ившина Г.В., Кашина О.А., Устюгова В.Н., Архипов Р.Е. Системный подход в инновационном развитии вуза: опыт внедрения электронного обучения в КНИТУ-КАИ // Образовательные технологии и общество. 2018. Т. 21. № 2. С. 414–423. EDN YWZOZB.

15. Шагеева Ф.Т., Смирнова М.Л. Развитие коммуникативно-риторической компетенции будущего инженера в исследовательском университете // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 141–150. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-141-150

16. Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф., Стрекалова Г.Р. Развитие предпринимательских компетенций будущего инженера как фактор успешной профессиональной карьеры // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 47– 55. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1272/1076 (дата обращения: 01.11.2022).

17. Starshinova T.A., Kraysman N.V. Integrative Psychological and Pedagogical Disciplines at an Engineering University // Auer M.E., Hortsch H., Michler O., Köhler T. (Eds). Mobility for Smart Cities and Regional Development – Challenges for Higher Education. ICL 2021. Series: Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 390. Springer, Cham. P. 319–326. DOI: /10.1007/978- 3-030-93907-6_55

18. Старшинова Т.А. Система интегративной психолого-педагогической подготовки в инженерном вузе // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 80–85. DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.011

19. Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Наставничество как форма дополнительного профессионального образования // Казанский педагогический журнал. 2020. № 4 (141). С. 52–57. DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.007

20. Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Нормативно-правовое обеспечение наставничества // Право и образование. 2021. № 1. С. 57–64. EDN AKTJVY.

21. Федеральный проект «Новые возможности для каждого»: поддержка и развитие системы обучения взрослых в российских университетах / Е.Б. Абросимова, И.А. Ефремов, И.А. Коршунов, М.С. Мирошников, А.А. Поздняков, Е.С. Сженов, И.Д. Фрумин, Г.А. Чахоян, Н.Н. Ширкова / Под ред. И.А. Коршунова. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 139 с. URL: https://www.hse.ru/dpo_fck/news/465497460.html (дата обращения: 01.11.2022).

22. Galikhanov M.F., Barabanova S.V., Kaibiyainen A.A., Suntsova M.S. Digital technologies for the implementation of additional professional education programs // Auer M.E., Hortsch H., Michler O., Köhler T. (Eds). Mobility for Smart Cities and Regional Development – Challenges for Higher Education. ICL 2021. Series: Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 390. Springer, Cham. P. 1556–1566. DOI: 10.1007/978-3- 030-93904-5_71

23. Шакурова М.Ф., Матушанский Г.У. Стандарты WorldSkills: роль в развитии профессионального образования // Перспективы развития высшей школы: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: В 2. т. / Отв. ред. Л.К. Иляшенко. Тюмень, 2022. С. 227–229. ISBN 978- 5-9961-2938-6

24. Morrison G.R., Ross S.M., Kemp J.E., Kalman H. Designing Effective Instruction. 6th Edition. // John Wiley & Sons, Hoboken, New Jersey, 2010. 491 p.

25. Yeh H.-C., Tseng S.-S. Using the ADDIE Model to nurture the development of teachers’ CALL professional knowledge // Journal of Educational Technology & Society. 2019. Vol. 22. No. 3. P. 88–100. URL: https://www.jstor.org/stable/26896712 (дата обращения: 01.11.2022).

26. Hess N.A.K., Greer K. Designing for engagement: Using the ADDIE model to integrate highimpact practices into an online information literacy course // Communications in Information Literacy. 2016. Vol. 10. No. 2. P. 264–282. DOI: 10.15760/comminfolit.2016.10.2.27

27. Колзина А.Г., Шихова О.Ф., Гареев А.А., Шихов Ю.А., Родригез Булнес М.Г. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 4. С. 40–78. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-40-78

28. Токтарова В.И., Семенова Д.А., Шпак А.Е., Лановая Т.В., Михеева Д.А. Модель формирования и развития цифровых компетенций современного педагога // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021: Proceedings of the International Conference / Отв. ред. Е.Ю. Кулик. Москва, 2022. С. 145– 154. EDN FZOQEG.

29. Krasnyansky M., Karpushkin S., Popov A., Obukhov A., Dedov D. Methodology of Forming the Readiness of Miners for Work in Extreme Situations Using a Training Complex // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. Vol. 15. No. 02. P. 86–97. DOI: 10.3991/ijet.v15i02.11584

30. Шамсутдинова А.И., Хасанова Г.Ф. Образовательная аналитика результатов повышения квалификации преподавателей в LMS Moodle // Управление устойчивым развитием. 2021. № 6. С. 110–115. EDN VJLLCS.

31. Khasanova G.F., Galikhanov M.F. Technological University Faculty Attitudes Towards Online Education // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Vol. 1328. P. 297–302. DOI: 10.1007/978-3-030-68198-2_27

32. Галиханов М.Ф., Кондратьев В.В., Елизаров Д.В., Мифтахутдинова Л.Т. Система ДПО университета как платформа для реализации федерального проекта «Новые возможности для каждого» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 119–133. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-119-133

33. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Университет как среда инновационных взаимодействий // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8–9. С. 115–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-115-124

34. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. 3D цифровой образовательный кластер // Управление устойчивым развитием. 2022. № 2 (39). С. 107– 116. EDN YRGFGI.


Рецензия

Просмотров: 843


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)