Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Выпускнический капитал: стратегии взаимодействия с выпускниками университета

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-35-50

Аннотация

Цель настоящего исследования – описать стратегии взаимодействия университетов с выпускниками и предложить направления их включения в управленческий арсенал центральной администрации университета. С этой точки зрения Дальневосточный федеральный университет, относительно недавно созданный на базе четырёх независимых университетов, три из которых имели явную отраслевую направленность, даёт богатый материал для исследования стратегий взаимодействия с выпускниками, сложившихся в разных его структурных подразделениях. При этом большинство этих стратегий не являются инициативой центральной администрации, а серьёзная их часть даже остаётся вне поля зрения ректората. В качестве гипотезы принимается мысль о том, что стратегии взаимодействия с выпускниками возникают как формы воспроизводства, приращения и конвертации социального капитала выпускников, лидеров академического сообщества и отдельных подразделений университета. Университет предстаёт перед исследователями в виде своеобразного «обменного пункта», в котором происходит постоянное движение различных видов капитала, основным из которых является социальный и его подвид – выпускнический.

Об авторах

Д. И. Земцов
Институт образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Земцов Дмитрий Игоревич – науч. сотрудник, проректор

109028, г. Москва, Покровский б-р., 11

Researcher ID: GXW-3421-2022

Scopus Author ID: 57418383700



Ю. С. Хукаленко
Центр Национальной технологической инициативы, Дальневосточный федеральный университет
Россия

Хукаленко Юлия Сергеевна – канд. филол. наук, старший науч. сотрудник, советник при ректорате

690922, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, 10



Список литературы

1. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2373-5

2. Iskhakova L., Hoffmann S., Hilbert A. Alumni Loyalty: Systematic Literature Review // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2017. 29:3. P. 274–316. DOI: 10.1080/10495142.2017.1326352

3. Ribes Giner G., Peralt Rillo A. Structural equation modeling of co-creation and its influence on the student’s satisfaction and loyalty towards university // Journal of Computational and Applied Mathematics. 2016. Vol. 291. P. 257-263. DOI: 10.1016/j.cam/2015-02-044

4. Newman M.D., Petrosko J.M. Predictors of alumni association membership // Research in Higher Education. 2011. Vol. 52. No. 7. P. 738–759. DOI: 10.1007/s11162-011-9213-8

5. Kramer B., Zent R. Diaspora linkages benefit both sides: a single partnership experience // Global Health Action. 2019. Vol. 12. P. 1–7. DOI: 10.1080/16549716.2019.1645558

6. Weerts D.J., Ronca J.M. Profiles of Supportive Alumni: Donors, Volunteers, and Those Who “Do It All” // International Journal of Educational Advancement. 2007. Vol. 7. P. 20–34. DOI: 10.1057/palgrave.ijea.2150044

7. Bass J., Gordon B.S., Kim Y.K. University identification: A conceptual framework // Journal of Contemporary Athletics. 2013. Vol. 7 (1). P. 1–13. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2197484 (дата обращения: 03.10.2022).

8. Hennig-Thurau T., Langer M. F., Hansen U. Modelling and managing student loyalty // Journal of Service Research. 2001. Vol. 3. No. 4. P. 331–344. DOI: 10.1177/109467050134006

9. Moore D., Bowden-Everson J.L.-H. An appealing connection – the role of relationship marketing in the attraction and retention of students in an Australian tertiary context // Asian Social Science. 2012. Vol. 8. No. 14. P. 65–80. DOI: 10.5539/ass.v8n14p65

10. Kilburn A., Kilburn B., Cates T. Drivers of student retention: System availability, privacy, value and loyalty in online higher education // Academy of Educational Leadership Journal. 2014. Vol. 18. No. 4. P. 1–14.

11. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74.

12. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. C. 122–139. URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000005_214356/?ysclid=lb8asbt7h0107410775 (дата обращения: 03.10.2022).

13. Putnam R.D. Bowling Alone: America’s Declining Social Capital // J Democr. 1995. Vol. 6. No. 1. P. 65–78. DOI: 10.1353/jod.1995.0002

14. Andreas S. Effects of the decline in social capital on college graduates’ soft skills // Industry and Higher Education. 2018. Vol. 32. No. 1. P. 47–56. DOI: 10.1177/0950422217749277

15. Jensen D.H., Jetten J. Bridging and bonding interactions in higher education: social capital and students’ academic and professional identity formation // Frontiers in psychology. 2015. Vol. 6. P. 1–11. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00126

16. Tomlinson M. Forms of graduate capital and their relationship to graduate employability // Education + Training. 2017. Vol. 59. No. 4. P. 338–352. DOI: 10.1108/ET-05-2016-0090

17. Ebert K., Axelsson L., Harbor J. Opportunities and challenges for building alumni networks in Sweden: A case study of Stockholm University // Journal of Higher Education Policy and Management. 2015. Vol. 37. No. 2. P. 252–262. DOI: 10.1080/1360080X.2015.1019117

18. Gallo M.L. How are graduates and alumni featured in university strategic plans? Lessons from Ireland // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. 2017. Vol. 22. No. 3. P. 92–97. DOI: 10.1080/13603108.2017.1397065

19. Саинов М.П. Трансформация высшего строительного образования и качество подготовки выпускников // Строительство: наука и образование. 2020. Т. 10. № 2. С. 1–21. DOI: 10.22227/2305-5502.2020.2.7

20. Вялых С.Д. Сертификация квалификаций выпускников профессиональной образовательной организации как инструмент независимой оценки качества подготовки кадров для экономики региона // Педагогический поиск. 2020. № 7–8. С. 45–47. EDN: CSLJAK.

21. Расторгуева Н.Ф. Качество образования – залог конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 87–90.

22. Дьякова М.А. Основные направления деятельности по содействию трудоустройству выпускников вуза (на примере Тихоокеанского государственного университета) // Учёные заметки ТОГУ. 2020. Т. 11. № 1. С. 73–79. URL: https://ejournal.pnu.edu.ru/ejournal/pub/articles/2642/ (дата обращения: 03.10.2022).

23. Смирнова Т.В. Обучение навыкам успешного трудоустройства и планирования карьеры выпускников как одна из приоритетных задач ВУЗа // Вестник современных исследований. 2020. № 2–5(32). С. 30–32. EDN: TCGWND.

24. Земцов Д.И., Яськов И.О. Неформальные студенческие объединения в условиях пандемии COVID‑19 // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 97–116. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-97-116

25. Щербина Н.Ф. С юбилеем, родной вуз! // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2020. № 2(14). С. 156–159. DOI: 10.31443/2541-8874-2020-2-14-156-159

26. Яновой В.В. Не терять связь с выпускника-ми // Амурский медицинский журнал. 2020. № 1(29). С. 102–103. EDN: RXTKJG.

27. Хукаленко Ю.C., Земцов Д.И. Политика взаимодействия с выпускниками в многопрофильном университете (на примере Дальневосточного федерального университета) // Вопросы образования. № 1. С. 219-245. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-219-245.


Рецензия

Просмотров: 1108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)