Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Ассоциативный портрет российского студента в контексте экстренного перехода к дистанционному обучению

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-130-147

Аннотация

При массовой цифровизации во всех сферах деятельности человека необходимо комплексно и междисциплинарно подходить к пониманию и оценке уровня её приятия и воздействия. За время пандемии проведено очень много исследований на тему цифровых технологий. Настоящая работа вскрывает новые грани исследуемого вопроса и вносит свой вклад в многосторонний анализ с точки зрения социопсихолингвистики, применяя ассоцитивный подход к исследованию языкового опыта человека, его познавательной деятельности, когнитивной «переработки» воспринимаемой реальности, материализующейся в языковом опыте индивида. Приводится сравнение полученных данных с данными ряда ассоциативных словарей русского языка, что позволяет проследить изменение этих ассоциаций на протяжении ряда лет и создать языковой портрет современного российского студента, получить представление о его картине мира в целом, об отношении к учёбе и позиционировании себя в будущем в свете опыта дистанционного обучения. Также исследуются перемены в индивидуальном и массовом сознании в отношении изучения иностранного языка. Статья подготовлена по материалам двухэтапного социологического исследования среди студентов РТУ МИРЭА (г. Москва), где добровольно и анонимно участвовали 288 студентов, ответы которых создали обобщённый ассоциативный портрет российского студента, характерный для Москвы. Полученные результаты могут служить дополнением к ассоциативным словарям.

Об авторах

Л. И. Батурина
Институт тонких химических технологий, Российский технологический университет
Россия

Батурина Людмила Ивановна – канд. филол. наук, PhD, доцент, кафедра иностранных языков

119454, г. Москва, просп. Вернадского, 78

Scopus ID: 57225141894



А. Ю. Симаков
Институт тонких химических технологий, Российский технологический университет
Россия

Симаков Андрей Юрьевич – преподаватель, кафедра иностранных языков

119454, г. Москва, просп. Вернадского, 78



Список литературы

1. Курбатов В.И., Папа О.М. «Homo informaticus» – человек информационной эпохи: характеологические черты // Гуманитарные, социально психологические и общественные науки. 2017. No. 1. С. 46–51. EDN XUXMPV.

2. Trimmel M. Homo informaticus: Thinking and moral values of humans are shaped by humancomputer-interaction // Res Rev Insights. Vol. 1. No. 1. P. 1–4DOI: 10.15761/RRI.1000106

3. Нестик Т.А. Глобальная идентичность в обществе риска // Наука. Культура. Общество. 2015. № 4. С. 130–140.

4. Панов В.И., Патраков Е.В., Батурина Л.И., Коман С., Фрогери Р.Ф. Социальные представления студентов о рисках во взаимодействии с Интернетом: кросс-культурный аспект (Россия, Бразилия, Румыния// Перспективы науки и образования. 2021. № 51 (3). С. 10–25. DOI: 10.32744/pse.2021.3.1

5. Патраков Э.В. Подростки и интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 129–144. DOI: 10.17223/17267080/72/7

6. Шапошникова И.В. Модусы идентификации русской языковой личности в эпоху перемен. М. : Языки славянских культур. 2020. 336 с. Studia philologica. ISBN 978-5-907290-06-8.

7. Степыкин Н.И. Моделирование речевого действия как средство диагностики функциональной неграмотности (по материалам проекта «мультилингвальный ассоциативный тезаурус вежливости // ХХ Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 27–28 мая 2022 г. М. : Изд-во РУДН, 2022. С. 175–177. EDN JBOJTO.

8. Al Rawashdeh A.Z. Mohammed E.Y., Al Arab A.R., Alara M., Al-Rawashdeh B. Advantages and Disadvantages of Using e-Learning in University Education: Analyzing Students’ Perspectives. The Electronic Journal of e-Learning. 2021. Vol. 19. No.2. P. 107–117. DOI: 10.34190/ejel.19.3.2168

9. Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования // Высшее образование в России. Т. 30. № 3. С. 59–79. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75

10. Tapscott D. (2008). Grown up digital: How the next generation is changing your world. NY : McGraw–Hill. 368 p. ISBN: 9780071508636.

11. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. Т. 28. № 11. С. 47–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-11-47-55

12. Margaryan A., Littlejohn A., Vojt G. Are Digital Natives a Myth or Reality? University Students’ Use of Digital Technologies. Computers & Education. 2011. Vol. 56. No. 2.. P. 429–440. DOI: 10.1016/j.compedu.2010.09.004

13. Болгова М.А., Гаранин Е.А., Краснова Л.В., Христофорова Л.В. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 9–30. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30

14. Батурина Л.И., Безерра Ж.Д. От кризиса к кризису: неизбежное повышение образовательных стандартов с точки зрения теории сигналов // Нефть и газ: опыт и инновации. 2020. Т. 4. №2. С. 17–23. DOI: 10.32878/oil.20-4-02(6)-17-23

15. Кушнир М.Э., Рабинович П.Д., Заведенский К.Е., Царьков И.С. Образовательный профиль студента как инструмент персональной образовательной логистики // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 12. С. 48–58. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-48-58

16. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 40–57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57

17. Марков Б.В. Высшее образование перед вызовом сетевого общества: философские сюжеты // Высшее образование в России. Т. 30. № 2. С. 100–111. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-100-111

18. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. Т. 29. № 10. С. 65–76. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76

19. Сагитов С.Т. Социокультурная сфера и развитие цифровой экономики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 97–105. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-97-105

20. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Высшая школа России: вынужденный и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. Т. 30. № 5. С. 120–137. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137

21. Zolochevskaya E.Yu, Zubanova S.G., Fedorova N.V., Sivakova Ya.E. Education policy: The impact of e-learning on academic performance // E3S Web of Conferences. 244, 11024 (2021). DOI: 10.1051/e3sconf/202124411024

22. Титова С.В. Карта компетенций преподавателя иностранных языков в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. Т. 31. № 5. С. 133–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-133-149

23. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2012. №2. С. 396–405. EDN NWVZSE.

24. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. СПб. : Смысл, 1997. 287 c.

25. Kremen V., Ilyin V. The Image of the World and Human in the Paradigm of Digital Culture: Psycholinguistic Analysis// Psycholinguistics. Vol. 31. No. 2. C. 78–94. DOI: 10.31470/2309-1797-2022-31-2-78-94

26. Дружинин А.С. Когнитивно-прагматические особенности контрафактивных грамматических конструкций в американском предвыборном дискурсе : Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2014.

27. Болотнова Н.С. Ассоциативное поле поэтического текста как отражение когнитивной деятельности читателя // Вестник ТГПУ. 2019. № 2. С. 41–48. DOI: 10.23951/1609-624X-2019-2-41-48

28. Pavlova N.D., Kubrak T.A., Kochkina O.M. Post-event internet discourse and its peculiarities in the context of COVID-19 pandemic // Вопросы психолингвистики. 2021. No. 1 (47). P. 62–75. DOI: 10.30982/2077-5911-2021-47-1-62-75

29. Кампос Ф.Л., Батурина Л.И., Азеведо Б.М. Бразильский медианарратив о России: конструирование реальности и корреляция с американскими медиа // Медиалингвистика. 2022. № 9 (2), С. 140–166. DOI: 10.21638/spbu22.2022.205

30. Литвинчук И.Н. Исследование концептуального пространства «субъекты образовательной деятельности» в ассоциативном эксперименте // Вестник ТГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2021. Т. 7. № 2 (26). С. 6–22. DOI: 10.21684/2411-197X-2021-7-2-6-22

31. Дебренн М., Лафуркад М. Динамические процессы в ассоциативных словарях французского языка // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. Т. 19. № 2. С. 73–86. DOI: 10.25205/1818-7935-2021-19-2-73-86

32. Ковшова Н.Л. Страх и его концептулизация в устойчивых выражениях русского языка: экспериментальное исследование // ХХ Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 27–28 мая 2022. М. : Изд-во РУДН, 2022. С. 37–38. EDN WCMRYO.

33. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. М. : Изд-во ЛКИ, 2010. 264 c. ISBN 978-5-382-01071-7.

34. Чиликина И.А. Локус контроля как социально-психологическая детерминанта представлений о лидерских качествах: Автореф. дис. … канд. психол. наук М., 2010. 26 с.

35. Муздыбаев К. Психология ответственности. Изд. 2, доп. М. : URSS, 2010. 248 с. ISBN 978-5-397-01478-6.


Рецензия

Просмотров: 869


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)