Совершенствование системы управления цифровой инфраструктурой университета: практика сетевого анализа
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-61-79
Аннотация
В статье представлены результаты прикладного исследования, направленные на выработку актуальных подходов к решению проблемы дисфункциональности цифровых инфраструктур университетов в социальных медиа. В условиях масштабных процессов цифровизации и сетевизации современного общества учреждения высшего образования сталкиваются с новыми вызовами, угрожающими их дальнейшей устойчивости и снижающими их конкурентоспособность. В качестве возможного решения данной проблемы авторы предлагают комплексное изучение сетевых структур университетов в социальных медиа и дальнейшее внедрение актуальных практик управления онлайн-профилями и цифровыми сообществами. Посредством применения метода социальных графов и автоматизированных инструментов обработки открытых цифровых данных определяется универсальный алгоритм построения и интерпретации полученных визуальных моделей. В статье рассмотрены базовые проблемы, с которыми сталкиваются современные университеты при развитии собственных цифровых структур, а также способы их решения, направленные на совершенствование системы управления цифровыми инфраструктурами, установление эффективной коммуникации с целевыми группами, консолидацию организационной структуры, развитие образовательных и научных сообществ, а также на продвижение университетского бренда. Предложенные интерактивные цифровые карты обладают высоким практическим потенциалом при внедрении в процесс управления вузами.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. АзаровРоссия
Азаров Артур Александрович – канд. тех. наук, вед. науч. сотрудник Центра политических исследований
Е. В. Бродовская
Россия
Бродовская Елена Викторовна – д-р полит. наук, гл. науч. сотрудник Центра политических исследований, профессор Департамента политологии
В. А. Лукушин
Россия
Лукушин Владимир Андреевич – лаборант-исследователь Центра политических исследований
125167, Москва, Ленинградский пр-т, 49/2
Список литературы
1. Yu E. Student-Inspired Optimal Design of Online Learning for Generation Z // Journal of Educators Online. 2020. Vol. 17. No. 1. URL: https://eric.ed.gov/?id=EJ1241579 (дата обращения: 10.10.2022).
2. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Луку-шин В.А. Таргетирование в онлайн-сетевом брендинге российских университетов: масштабы влияния на общественное сознание // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 6. С. 86–93. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-86-93
3. Petrosyants D., Simonov K.V., Seleznev P.S., Mitrakhovich S.P. Comprehensive Analysis of The Activities of Russian Federal Universities // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2022. Vol. 10. No. 2. P. 133–143. DOI: 10.23947/2334-8496-2022-10-2-133-143
4. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Т.Э. Петрова и др. // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22
5. Tess P.A. The Role of Social Media in Higher Education Classes (Real and Virtual) – a Literature Review // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29. No. 5. P. 60–68. DOI: 10.1016/j.chb.2012.12.032
6. Шабанов Г.А., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидания // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 2–7. DOI: 10.25586/RNU.HET.20.01.P.02
7. Костина С.Н. Готова ли инфраструктура региональных вузов к решению задач цифровой трансформации? // Университетское управление: практика и анализ. 2021. № 25(3). С. 14–32. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024
8. Vicente P.N., Lucas M., Carlos V., Bem-Haja P. Higher Education in a Material World: Constraints to Digital Innovation in Portuguese Universities and Polytechnic Institutes // Education and Information Technologies. 2020. № 25. P. 5815– 5833. DOI: 10.1007/s10639-020-10258-5
9. Азаров А.А., Давыдова М.А., Лукушин В.А. Цифровая трансформация российских университетов: возможности и вызовы // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 1. С. 63–74. DOI: 10.34823/SGZ.2022.1.51745
10. Креховец Е.В., Польдин О.В. Факторы формирования дружеских связей студентов // Прикладная эконометрика. 2015. Т. 40. № 4. С. 49–63. EDN: VGSVVR.
11. Gonzalez R., Gasco J., Llopis J. University Students and Online Social Networks: Effects and Typology // Journal of Business Research. 2019. Vol. 101. P. 707–714. DOI: 10.1016/j.jbusres.2019.01.011
12. Meşe C., Gökçe S. The Use of Social Networks among University Students // Educational Research and Reviews. 2019. № 14. P. 190–199. DOI: 10.5897/ERR2018.3654
13. Raza S.A., Qazi W., Umer B., Khan K.A. Influence of Social Networking Sites on Life Satisfaction Among University Students: a Mediating Role of Social Benefit and Social Overload // Health Education. 2020. Vol. 120. No. 2. P. 141– 164. DOI: 10.1108/HE-07-2019-0034
14. Кукушкина А.Г. Персональная страница преподавателя в социальной сети как инструмент педагогического взаимодействия // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 156–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-156-166
15. Шибаршина С.В. Социальные сети для учёных: новая форма социальности? // Epistemology & Philosophy of Science. 2019. Т. 56. № 4. С. 21–28. DOI: 10.5840/eps201956463
16. Collins K., Shiffman D., Rock J. How Are Scientists Using Social Media in the Workplace? // PLoS ONE. 2016. Vol. 10. № 11. DOI: 10.1371/journal.pone.0162680
17. Fasae J.K., Adegbilero-Iwari I. Use of Social Media by Science Students in Public Universities in Southwest Nigeria // The Electronic Library. 2016. Vol. 34. No. 2. P. 213–222. DOI: 10.1108/EL-11-2014-0205
18. Assimakopoulos C., Antoniadis I., Kayas O.G., Dvizac D. Effective Social Media Marketing Strategy: Facebook as an Opportunity for Universities // International Journal of Retail & Distribution Management. 2017. Vol. 45. No. 5. P. 532–549. DOI: 10.1108/IJRDM-11-2016-0211
19. Давыдова М.А., Азаров А.А. Архитектура информационного потока Финансового университета в социальных медиа: продвижение бренда // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 6. С. 118–126. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-118-126
20. Castells M. The Rise of the Network Society. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2009. 656 p.
21. Zuckerman E. Rewire: Digital Cosmopolitans in the Age of Connection. New York: W.W. Norton & Company, 2013. 312 p.
22. Granovetter M. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. No. 6. P. 1360–1380.
23. Latour B. Reassembling the Social: an Introduction to Actor-Network-Theory. New York: Oxford University Press, 2005. 312 p.
24. Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. Vol. 7. No. 1.
25. Katz E., Lazarsfeld P.F. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. Milton Park: Routledge, 2005. 434 p.
26. Сушко В.А. Сетевой подход и социометрические исследования: методологические основания и практика использования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2018. Т. 50. № 2. С. 98–108. EDN: UXAPYO.
27. Структурно-графовая визуализация социальных сетей и исследование сообществ в них / Р.А. Кочкаров, В.В. Черкасов, А.В. Тимошенко и др. // Современная математика и концепции инновационного математического образования. 2021. Т. 8. № 1. С. 169–176. EDN: SGDRQN.
28. Рапаков Г.Г., Горбунов В.А. Экспериментальное сравнение методов анализа социальных сетей в задаче обнаружения сообществ // Вестник Воронежского университета. Серия: Системный анализ и информационные технологии. 2017. № 3. С. 94–102. EDN: ZOGMQB.
29. Красильщиков В.А., Осетров М.А. Анализ активности студентов в социальной сети // Высшее образование в России. 2017. Т. 209. № 2. С. 52–62. EDN: XWWKVV.
30. Predictor Mining: применение методов интеллектуального анализа данных в задачах социального компьютинга / А.А. Азаров, Е.В. Бродовская, А.Ю. Бубнов и др. // Труды СПИИРАН. 2013. Т. 26. № 3. C. 136–161. DOI: 10.15622/sp.26.11