Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Работающие студенты: образовательная успешность и субъективное благополучие

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-80-96

Аннотация

Возрастающее количество студентов, совмещающих учёбу с работой, требует особого внимания вузов к таким обучающимся и актуализирует исследования факторов, влияющих на успешность их обучения. Новизна данного исследования заключается в ракурсе рассмотрения работающих студентов как субъектов обучения и жизни, с позиции приобретаемого в вузе опыта личностного и профессионального развития, вовлечённости в учебный процесс, удовлетворённости обучением, благополучия. Целью эмпирического исследования стало выявление особенностей образовательного опыта, субъективного благополучия и потенциала самоизменений у работающих студентов.

В исследовании приняли участие 290 обучающихся бакалавриата и специалитета из пяти университетов. Выборка включает студентов, работающих более полугода (N=95), подрабатывающих время от времени (N=90) и только обучающихся (N=105). Результаты показали, что из всех изучаемых категорий студентов наиболее сформирован образовательный опыт у тех, кто совмещает учёбу с работой по специальности, получаемой в вузе. Продолжительно работающие и подрабатывающие студенты отличаются от неработающих более высоким стремлением участвовать в развивающих мероприятиях, уверенностью в своих способностях успешно решать задачи обучения и социального взаимодействия, опытом самостоятельного управления учебной деятельностью, склонностью к анализу и самоконтролю обучения. Также студенты с опытом работы превосходят тех, кто только обучается, по сформированности потенциала самоизменений и уровню субъективного благополучия. Сделан вывод о том, что успешность и благополучие работающих студентов во многом определяются их ресурсами субъектности и устремлённостью к развитию, которые позволяют им успешно функционировать, объединяя учебную и трудовую деятельность как две сферы накопления опыта. Предложены направления совершенствования вузовской практики в плане создания условий для образовательной успешности работающих студентов.

Об авторах

Н. А. Лызь
Южный федеральный университет
Россия

Лызь Наталья Александровна – д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности



О. Н. Истратова
Южный федеральный университет
Россия

Истратова Оксана Николаевна – канд. психол. наук, доцент



Е. В. Голубева
Южный федеральный университет
Россия

Голубева Елена Валериевна – канд. психол. наук, доцент

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 105, корп. 42



Список литературы

1. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учёбы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. Т. 2. С. 152–179. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-2-152-179

2. Болотин И.С., Михайлов А.А., Пугач В.Ф., Смирнова Т.С., Сорокина Н.Д. Особенности совмещения студентами учёбы в вузе и работы: результаты прикладного исследования // Инновации в гражданской авиации. 2016. № 3. С. 44–56. EDN XBDFTN.

3. Цыганёнко Н. В. Учебная успеваемость работающих студентов // Образование и проблемы развития общества. 2021. № 4 (17). С. 113–120. EDN BEXHCN.

4. Мурадова Э. И. Работающий студент как новый вызов высшей школе // Совет ректоров. 2015. № 9. С. 56–61. EDN WXTWRV.

5. Цветкова Н.А., Петрова Е.А., Савченко Д.В. Особенности личностной направленности, жизненных позиций и эмпатии работающих студентов // Перспективы науки и образования. 2022. № 1(55). С. 444–463. DOI: 10.32744/pse.2022.1.28

6. Ретивина В.В. Трудовые ценности и установки современной студенческой молодёжи // Высшее образование в России. 2019. Т. 29. № 1. С. 57–63. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-1-57-63

7. Горьковая И.А., Микляева А.В. Жизнеспособность работающих студентов: гендерный аспект // Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии. Москва: Институт психологии РАН, 2021. С. 625–637. EDN WCTPTB.

8. Заборова Е.Н., Мылтасова О.В. Работающий студент в современной высшей школе // Не расстанусь с молодёжью, буду...: сборник научных статей к 80-летию профессора Ю.Р. Вишневского / под общей редакцией Ю. Р. Вишневского, ответственный за выпуск Д.Ю. Нархов. Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 2018. С. 202–213. EDN YVWRIG.

9. Желнина Е.В., Папчихина М.А. Социальный портрет современного работающего студента: социологический анализ // Научный вектор Балкан. 2019. № 3(3). С. 59–66. DOI: 10.34671/SCH.SVB.2019.0303.0015

10. Янбарисова Д.М. Работа во время учёбы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость? // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 217–237. DOI: 10.17323/1814-9545-2014-1-218-237

11. Коропец О.А., Баландина Т.Ю., Гафурова Т.Р. Педагогическое сопровождение работающих студентов с синдромом эмоционального выгорания // Глобальный научный потенциал. 2020. № 1(106). С. 86–90. EDN HTAUGB.

12. Ксенафонтова А.Н. Особенности самосознания работающих студентов // Молодёжь. Образование. Наука. 2014. Т. 1. № 1. С. 186–189. EDN NUBIED.

13. Артемьева В.А., Веселова Е.К., Дворецкая М.Я., Коржова Е.Ю. Социальная ответственность и инновационность личности студентов с опытом и без опыта работы по специальности // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. 2018. Т. 8. № 5. С. 73–90. DOI: 10.15293/2226-3365.1805.05.

14. Чечурова Ю.Ю. Ценностные детерминанты представлений о качестве жизни студенческой молодёжи // Вестник Тверского гос. тех. ун-та. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. 2019. № 1 (16). С. 71–79. EDN PAQXZZ.

15. Годунова А. Д., Грицков В.Л. Мотивационные особенности работающих и неработающих студентов (на примере студентов-психологов Санкт-Петербургского государственного университета) // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2015. Т. 3. С. 41–47. EDN VJGDMX.

16. Gabriel A.S., Calderwood C., Bennett A.A., Wong E.M., Dahling J.J., Trougakos J.P. Examining recovery experiences among working college students: A person-centered study // Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 115. Article no. 103329. DOI: 10.1016/j.jvb.2019.103329

17. Taylor A. ‘Being there’: rhythmic diversity and working students // Journal of Education and Work. 2022. Vol. 35. No. 5. P. 572–584. DOI: 10.1080/13639080.2022.2092607

18. Taylor W.D., Snyder L.A., Lin L. What free time? A daily study of work recovery and well-being among working students // Journal of Occupational Health Psychology. 2020. Vol. 25. No. 2. P. 113–125. DOI: 10.1037/ocp0000160

19. Grozev V.H., Easterbrook M.J. Accessing the phenomenon of incompatibility in working students’ experience of university life // Tertiary Education and Management. 2022. Vol. 28. P. 241–264. DOI: 10.1007/s11233-022-09096-6

20. Inceoglu I., Selenko E., McDowall A., Schlachter S. (How) Do work placements work? Scrutinizing the quantitative evidence for a theory-driven future research agenda // Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 110. Part B. P. 317–337. DOI: 10.1016/j.jvb.2018.09.002

21. Creed P., French J., Hood M. Working while studying at university: The relationship between work benefits and demands and engagement and wellbeing // Journal of Vocational Behavior. 2015. Vol. 86. P. 48–57. DOI: 10.1016/j.jvb.2014.11.002

22. Choo C.E.K., Kan Z.X., Cho E. A review of the literature on the school-work-life interface // Journal of Career Development. 2021. Vol. 48. No. 3. P. 290–305. DOI: 10.1177/0894845319841170

23. Корнеенко Т.Н., Щеглова И.А. Оценка образовательного опыта студентов как инструмент принятия управленческих решений в университете // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 82–99. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.029

24. Лызь Н.А., Голубева Е.В., Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2022. № 3. С. 67–98. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-67-98

25. Лызь А.Е., Лызь Н.А., Нещадим И.О. Успешность обучения в вузе: опыт студентов технических направлений // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 4. С. 41. DOI: 10.17513/spno.31915

26. Маралов В.Г., Кариев А.Д., Крежевских О.В., Кудака М.А., Агеева Л.Е., Агранович Е.Н. Субъектность, самоэффективность и психологическое благополучие: сравнительное исследование российских и казахстанских студентов // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 135–149. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-135-149

27. McNall L.A., Michel J.S. A dispositional approach to work-school conflict and enrichment // Journal of Business and Psychology. 2011. Vol. 26. P. 397–411. DOI: 10.1007/s10869-010-9187-0

28. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996. 12 с.

29. Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 4. С. 35–58. DOI: 10.17759/cpp.2020280403


Рецензия

Просмотров: 2399


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)