Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Харассмент в высшей школе глазами студентов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-97-110

Аннотация

Статья посвящена исследованию отношения студентов вузов к проблеме харассмента в университетах, в том числе выявлению имеющихся у них стереотипов.

В рамках настоящей работы были проанализированы отечественные и зарубежные исследования харассмента в академической среде и был разработан опросник для выявления представлений студентов вузов о сущности и практиках харассмента. Всего в опросе приняли участие 250 студентов очной формы одного из российских вузов.

Проведённое исследование показало, что в представлении студентов харассмент не сводится к сексуальным домогательствам и включает при этом множество практик, ранее полностью или частично приемлемых для сферы образования. В сознании студентов происходит денормализация травли, оценивания и комментирования личности и внешнего вида, дискриминации по полу, возрасту, политическим взглядам и другим параметрам. Среди студентов наиболее распространены стереотипы о том, что харассмент является медийным конструктом, что носителем практик домогательств является старшее поколение мужчин, а жертвами становятся только женщины; также распространено убеждение, что жертва сама должна справляться с ситуацией в случае домогательств. Также была зафиксирована поляризация мнений в студенческой среде по поводу реальности проблемы и сущности харассмента и стратегий действия в случае домогательств.

В результате проведённого исследования авторами статьи были сформулированы предложения по внедрению форм предотвращения харассмента и разрешения конфликтных ситуаций на уровне вуза.

Об авторах

Н. А. Ястреб
Вологодский государственный университет
Россия

Ястреб Наталья Андреевна – д-р философ. наук, доцент, директор Института социальных и гуманитарных наук

Researcher ID: R-3323-2017



К. А. Корякина
Вологодский государственный университет
Россия

Корякина Ксения Антоновна – магистрант Института социальных и гуманитарных наук

160035 г. Вологда, ул. Ленина, 15



Список литературы

1. Baker C.N. The Women’s Movement against Sexual Harassment. Cambridge: Cambridge University Press, 2008. – 286 p.

2. Sojo V.E., Wood R.E., Genat A.E. Harmful Workplace Experiences and Women’s Occupational Well-being: a Meta-analysis // Psychology of Women Quarterly. 2016. No. 40(1). P. 10–40. DOI: 10.1177/0361684315599346

3. Sexual Harassment of Canadian Medical Students: a National Survey / S.P. Phillips, J. Webber, S. Imbeau et al. // EClinicalMedicine. 2019. No. 7. P. 15–20.

4. Sexual Harassment: Prevalence, Outcomes, and Gender Differences Assessed by Three Different Estimation Methods / M. Nielsen, B. Bjшrkelo, G. Notelaers et al. // Journal of Aggression, Maltreatment & Trauma. 2010. No. 19(3). P. 252–74.

5. Sexual Harassment among Employees and Students at a Large Swedish University: Who Are Exposed, to What, by Whom and Where – a Cross-sectional Prevalence Study / A. Agardh, G. Priebe, M. Emmelin et al. // BMC Public Health. 2022. No. 22. P. 5–14. DOI: 10.1186/s12889-022-14502-0

6. Sexual Harassment and Assault among University Students in Norway: a Cross-sectional Prevalence Study // B. Sivertsen, M.B. Nielsen, I.E.H. Madsen et al. // BMJ Open. 2019. No. 9(6). DOI: 10.1136/bmjopen-2018-026993

7. Onset of Workplace Sexual Harassment and Subsequent Depressive Symptoms and Incident Depressive Disorder in the Danish Workforce / R. Rugulies, K. Sorensen, P.T. Aldrich et al. // Journal of Affect Disord. 2020. No. 277. P. 21–29. DOI: 10.1016/j.jad.2020.06.058

8. Пантельман Х. Сексуальные домогательства в немецких вузах: как это бывает. URL: https://www.dw.com/ru/сексуальные-домогательствав-немецких-вузах-как-это-бывает/a-53581367 (дата обращения 12.02.2022).

9. Clancy K., Cortina L, Kirkland A. Opinion: Use Science to Stop Sexual Harassment in Higher Education // Proceedings National Academy of Sciences USA. 2020. No. 117(37). P. 22614–22618. DOI: 10.1073/pnas.2016164117

10. Bondestamand F. Lundqvist M. Sexual Harassment in Higher Education – a Systematic Review // European Journal of Higher Education. 2020. Vol. 10. No. 4. P. 397–419. DOI: 10.1080/21568235.2020.1729833

11. Medical Education Too: Sexual Harassment within the Educational Context of Medicine – Insights of Undergraduates / E. Schoenefeld, B. Marschall, B. Paul et al. // BMC Medical Education. 2021. Vol. 21. No. 81. P. 1–6. DOI: 10.1186/s12909-021-02497-y

12. Employees, Advisees, and Emerging Scholars: A Qualitative Analysis of Graduate Students’ Roles and Experiences of Sexual Violence and Sexual Harassment on College Campuses / B.E. Bloom, C.R. Sorin, J.A. Wagman et al. // Sexuality & Culture. 2021. Vol. 25. P. 1653–1672. DOI: 10.1007/s12119-021-09841-w

13. Kirkner A.C., Lorenz K., Mazar L. Faculty and Staff Reporting & Disclosure of Sexual Harassment in Higher Education // Gender and Education. 2022. Vol. 34. P. 199–215. DOI: 10.1080/21568235.2020.1729833

14. Identifying Correlates of Peer and Faculty/Staff Sexual Harassment in US Students / Kotze J.-L., Frazier P.A., Huber K.A. et al. // The Journal of Sex Research. 2022. Vol. 59. No. 8. P. 1060–1072. DOI: 10.1080/00224499.2021.1966355

15. McCarry M., Jones C. The Equality Paradox: Sexual Harassment and Gender Inequality in a UK University // Journal of Gender Studies. 2022. Vol. 31. No. 8. P. 928–940. DOI: 10.1080/09589236.2021.2007471

16. Bovill H., Waller R., McCartan K. Discussing Atypical Sexual Harassment as a Controversial Issue in Bystander Programmes: One UK Campus Study // Sexuality & Culture. 2020. Vol. 24. P. 1252–1270. DOI: 10.1007/s12119-019-09682-8

17. Hate and Harassment in Academia: the Rising Concern of the Online Environment / A. Oksanen, M. Celuch, R. Latikka et al. // Higher Education. 2022. Vol. 84. P. 541–567. DOI: 10.1007/s10734-021-00787-4

18. Galdi S., Guizzo F. Media-Induced Sexual Harassment: the Routes from Sexually Objectifying Media to Sexual Harassment // Sex Roles. 2021. Vol. 84. P. 645–669. DOI: 10.1007/s11199-020-01196-0

19. Ceccato V., Loukaitou-Sideris A. Sexual Harassment in Transit Environments among College Students in the #MeToo Era: Reporting Evidence from Six Continents // American Journal of Criminal Justice. 2021. Vol. 46. P. 107–129. DOI: 10.1007/s12103-020-09583-9

20. Балабанов С.С., Саралиева З.Х. Сексуальные домогательства на работе в России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2010. № 1 (17). С. 7–12. EDN: MTJLBH.

21. Петров В.Е. Харассмент как социально-психологический феномен и проблематика отношений между сотрудниками полиции противоположного пола // Наука и практика. № 1(58). 2014. C. 206–209. EDN: SHLIYV.

22. Харитонов М.М. Понятие сексуального домогательства (харассмента) и механизмы противодействия ему в трудовом праве России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 3. С. 52–75. DOI: 10.17-323/2072-8166.2019.3.52.75

23. Войта У.А. Нужно ли России ратифицировать Конвенцию МОТ Международной организации труда № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда»? // Материалы XX Международной научной конференции молодых учёных и студентов «Эволюция российского права». Уральский государственный юридический университет. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2022. С. 590–598. EDN: SMXJOA.

24. Островская Ю.Е., Мирясова О.А. Проблема харассмента в высшей школе. Предпосылки для профсоюзной работы по продвижению ратификации Конвенции МОТ № 190. М.: Фонд Фридриха Эберта в России, 2020. URL: https://library.fes.de-pdf-files/bueros/moskau/17073.pdf (дата обращения: 30.11.2022).

25. Дремова О.В., Бекова С.К. Этические кодексы в университетах: что и как они регулируют? // Образовательная политика. 2021. № 1 (85). C. 88–98. DOI: 10.22394/2078-838Х-2021-1-88-98

26. Агазадзе Н. Психологическое притеснение (харассмент) на рабочем месте и проблемы психического здоровья, сопровождающиеся суицидальными тенденциями // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 3 (20). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2013_3_20/nomer/nomer18.php (дата обращения 17.12.2022).


Рецензия

Просмотров: 1109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)