Первый год реализации программы «Приоритет-2030»: позитивные результаты и проблемные направления университетов исследовательского трека
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-9-25
Аннотация
В статье рассмотрены результаты основных видов деятельности групп университетов – участников программы «Приоритет-2030» по направлению «Исследовательское лидерство» (далее – исследовательский трек) на начальном этапе её реализации. Проведён анализ динамики показателей эффективности групп университетов в предшествующем программе периоде (2017–2020 гг.) и первом году её реализации (2021 г.). Отдельное внимание уделено анализу деятельности университетов, являющихся лидерами в исследовательском треке. В ходе комплексного анализа выявлены позитивные результаты, а также некоторые проблемные направления деятельности университетов. Анализ базовых показателей свидетельствует о том, что исследуемые группы университетов по ряду показателей имеют относительно небольшую разницу в достигнутых значениях, при этом по показателям специальной части выявлена безусловная группа лидеров.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ГусеваРоссия
Гусева Анна Ивановна – д-р тех. наук, профессор кафедры экономики и менеджмента промышленности
115409, Москва, Каширское ш., 31
В. М. Калашник
Россия
Калашник Вячеслав Михайлович – начальник учебно-организационного отдела факультета повышения квалификации и переподготовки кадров
115409, Москва, Каширское ш., 31
В. И. Каминский
Россия
Каминский Владимир Ильич – д-р тех. наук, проф., начальник отдела мероприятий исполнительного офиса Проекта «Развитие национального исследовательского ядерного университета на 2018-2022 гг.»
115409, Москва, Каширское ш., 31
С. В. Киреев
Россия
Киреев Сергей Васильевич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров
115409, Москва, Каширское ш., 31
Список литературы
1. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 42–58. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58
2. Герцик Ю.Г., Московкин В.М. Повышение конкурентоспособности российских вузов и роль государственных программ в развитии высшего образования // Экономика науки. 2021. Т. 7. № 1. C. 39–50. DOI: 10.22394/2410-132X-2021-7-1-39-50
3. Сандлер Д.Г., Гладырев Д.А. Структурные, экономические и образовательные факторы научной результативности российских университетов // Вопросы управления. 2021. № 3. С. 107–120. DOI: 10.22394/2304-3369-2021-3-107-120
4. Молитвин М.Н., Суязов В.В. Программы стратегического академического лидерства в России: прошлое и будущее // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2021. Т. 20. № 3. С. 432–452. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2021.307
5. Серебряков А.А. Обзор программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3. № 3. С. 236–241. DOI: 10.19181/smtp.2021.3.3.12
6. Петров А.М. Развитие высшего образования России: Проект «5-100» и программа «Приоритет-2030» // Cб. статей III Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования». Пенза, 2022. С. 361–367. EDN: NXVMXQ.
7. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Анализ деятельности групп университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030» // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 4. С. 9–28. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-9-28
8. Петров А.М. Драйвер развития экономики России в условиях современных вызовов: научно-технологический прогресс // Cб. статей VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук». Пенза, 2022. С. 117–127. EDN: BJQTRN.
9. Харламова Е.Е., Шуляк А.В. Теория и методология устойчивого развития образовательной организации высшего образования // Социальные и экономические системы. 2022. Т. 26. № 2. С. 152–169. EDN: XBLEAD.
10. Яковлев К.О. Выбор стратегий управления интеллектуальной собственности в высших учебных заведениях. Анализ стратегий // Mатериалы VI научно-практической конференции с международным участием «Научные диалоги в эпоху инновационных преобразований общества». Саратов, 2022. С. 120–125. EDN: RMUPIH.
11. Рогалев Н.Д., Белоусов С.В., Русаков И.Л., Сафонов А.А. Трёхуровневая система планирования и организационной диагностики на основе моделей зрелости в НИУ «МЭИ» // Стандарты и качество. 2022. № 5. С. 96–101. DOI: 10.35400/0038-9692-2022-5-65-22
12. Рогалев Н.Д., Белоусов С.В., Комаров И.И., Русаков И.Л., Сафонов А.А. Модель инновационной «линзы» в Национальном исследовательском университете «МЭИ» // Стандарты и качество. 2022. № 12. С. 78–82. DOI: 10.35400/0038-9692-2022-12-272-22
13. Казин Ф.А., Кондратьев А.В. Развитие концепции предпринимательского университета в вузах России. Новый инструментарий оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 1. С. 18–41. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.002
14. Штыхно Д.А., Кулапов М.Н., Масленников В.В., Калинина И.А., Карасев П.А. Трансформация структуры университета в аспекте участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2022. Т. 19. № 3 (123). С. 145–157. DOI: 10.21686/2413-2829-2022-3-145-157
15. Веретенцева А.В., Моисеенко Е.И. Программа «Приоритет-2030» в контексте социально-экономического развития региона // Сб. науч. статей 14-й Всероссийской молодёжной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы бухгалтерского учёта, анализа и аудита»: отв. ред. Е.А. Бессонова. Курск, 2022. С. 40–43. EDN: ALBUBN.
16. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 59–71. DOI: 10.31992/0869-3617-202231-1-59-71
17. Овчаров А.О., Овчарова Т.Н. Лидерство в науке и научное лидерство: коммуникативный контекст // Тезисы X международной научно-практической конференции «Философия и культура информационного общества». Санкт-Петербург, 2022. С. 112–114. EDN: GDACMF.
18. Воденко К.В. Академическое лидерство в контексте развития транспрофессиональной идентичности в условиях цифровизации и регионализации // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8. №. 3. С. 300–309. DOI: 10.18255/2412-6519-2022-3-300-309
19. Томских А.А., Старостина С.Е., Протасова С.В. Приоритет-2030: от универсальных компетенций к профессиональному успех // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 17. № 2. С. 39–47. DOI: 10.21209/2658-7114-2022-17-2-39-47
20. Рябинина М.В. Вовлечение преподавателей вуза в реализацию программы «Приоритет-2030» как фактор их личностно-профессионального развития // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2022. № 1. С. 44–46. DOI: 10.37882/2500-3682.2022.01.10
21. Кетоева Н.Л., Киселева М.А., Драницына В.К. Классификация рисков в образовательной деятельности высших учебных заведений, участвующих в проекте «Приоритет-2030» // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. Т. 37. № 3. С. 6–15. DOI: 10.34822/2312-3419-2022-3-6-15
22. Мерцалова С.Л., Цыбакова О.В. Инновационные проекты России: особенности реализации государственной программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» // Вестник ОрелГИЭТ. 2022. Т. 59. № 1. С. 214–217. DOI: 10.36683/2076-5347-2022-1-59-214-217
23. Стукалова А.А. Функциональные возможности репозиториев вузов – участников программы «Приоритет-2030» // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. Т. 14. № 2. С. 36–47. DOI: 10.20913/2618-7515-2022-2-36-47
24. Зайцева Е.Г., Киреев С.В. Применение метода анализа иерархий Саати для оценки интеллектуального капитала компании // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 272. EDN: PWBAOR.
25. Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminskii V.I., Kireev S.V. Key Performance Indicators of Russian Universities for 2015-2018: Dataset and Benchmarking Data // Data in Brief. 2022. Vol. 40: 107695, doi: 10.1016/j.dib.2021.107695