Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Высшее образование для глобального и локального устойчивого развития

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-84-102

Аннотация

В статье рассматривается вклад вузов России в достижение целей устойчивого развития в условиях кризиса глобализма и перехода к глобально-локальной парадигме существования общества. Авторы исходят из теоретической предпосылки о том, что в основе принятой на международном уровне триединой концепции устойчивого развития (экономическая эффективность, социальное равновесие и защита окружающей среды) лежит представление о развитии как о процессе и результате действия субъективных и объективных факторов в деятельности, направленной на созидание будущего человечества. Это позволяет рассмотреть активность субъектов высшего образования по достижению глобальных целей устойчивого развития через локальные практики: экологически, экономически и социально ориентированную деятельность и / или создание экосистем на локальном уровне. Целью статьи является выявление организационных условий, которые необходимы для достижения университетами высокого уровня устойчивого развития.

Рассмотрены способы внедрения концепции устойчивого развития в высшее образование на примере российских и зарубежных университетов, имеющих богатый опыт образовательной, научной и социальной деятельности для достижения целей устойчивого развития в своём регионе: создания вертикальных и горизонтальных связей между субъектами устойчивого развития в образовательном пространстве вуза; воспитания культуры устойчивого развития и мотивации к совместным действиям для достижения его целей. Этот опыт может быть интересен российским вузам, поскольку принципы устойчивого развития и ориентация на создание образовательных экосистем имплементированы в российские государственные программы развития регионов (опорные вузы и программа «Приоритет-2030»). В программе «Приоритет-2030» экосистемный принцип закладывается как один из базовых для программно-целевого инновационного развития региональных кластеров, образованных совместными усилиями университетов, бизнеса, государственными и общественными организациями. Вместе с тем, создание образовательных экосистем в российских вузах связывается, преимущественно, с достижением наукометрических и финансовых показателей, а не с развитием человека, профессиональные, интеллектуальные и моральные качества которого позволяют заботиться о будущем региона, страны и мира.

Об авторах

О. В. Зиневич
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Зиневич Ольга Владимировна – д-р филос. наук, заведующий кафедрой международных отношений и регионоведения

630073, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 20



Е. А. Мелёхина
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Мелёхина Елена Анатольевна – канд. пед. наук, декан факультета гуманитарного образования

630073, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 20



Список литературы

1. Leone К., Komisar S., Everham E.M.(eds.). Making the Sustainable University, Education for Sustainability. Singapore : Springer Singapore, 2021. 310 p. DOI: 10.1007/978-981-33-4477-8

2. Сибирь. Пути устойчивого развития (Социогуманитарный аспект) / В.В. Бобров, В.И. Бойко, Ю.И. Винокуров и др.; отв. pед. В.И. Бойко, В.А. Ламин, В.П. Фофанов; Российская Академия наук, Сибирское отделение, Институт археологии и этнографии, Институт истории, Институт проблем освоения Севера, Министерство образования и науки РФ, Новосибирский государственный университет. Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2006. 423 с. ISBN 978-5-91124-011-0. EDN: RUSTKF.

3. Яковец Ю.В. О системе долгосрочных целей устойчивого развития цивилизаций: научный доклад. М.: МИСК: ИНЭКС, 2015. 210 с. URL: https://misk.inesnet.ru/wp-content/uploads/2015/10/Purposes_System_full_version pdf (дата обращения 18.10.2022)

4. Ильин И.В., Урсул Т.А., Чумаков А.Н. У истоков отечественной глобалистики (К 85-летию А.Д. Урсула) // Век глобализации. 2021. № 3. С. 128–140. DOI: 10.30884/vglob/2021.03.10

5. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Российское образование в контексте стратегии устойчивого развития // Экономика промышленности. 2018. № 1. C. 103–115. DOI: 10.17073/2072-1633-2018-1-95-105

6. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы: (Экспертно-аналитический доклад) / В. А. Грачев, И. В. Ильин, А. Д. Урсул [и др.]. М. : Изд-во «Учитель», 2017. 207 с. EDN: WQWWOG.

7. Кравченко С.А., Ракова К.В. Востребованность глобально-локального устойчивого развития: амбивалентности новейших уязвимостей // Вопросы философии. 2022. № 8. С. 55–64. DOI: 10.21146/0042-8744-2022-8-55-64

8. Старикова Е.А. Современные подходы к трактовке концепции устойчивого развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 1. С. 7–17. DOI: 10.22363/2313-23292017-25-1-7-17

9. Старикова Е.А. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Роль государства и бизнеса. М.: КноРус, 2022. 316 с. ISBN: 9785406090428. URL: https://book.ru/book/942124 (дата обращения: 14.10.2022).

10. Parr, A. et al. Knowledge-driven Actions: Transforming Higher Education for Global Sustainability. UNESCO Global Independent Expert Group on the Universities and the 2030 Agenda. 2022. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000380519 (дата обращения: 14.10.2022).

11. Agbedahin, A.V. Sustainable Development, Education for Sustainable Development, and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Emergence, Efficacy, Eminence, and Future // Sustainable Development. 2019. № 27. С. 669–680. DOI: 10.1002/sd.1931

12. Trireksani, T., Zeng, Y-T., Djajadikerta, H.G. Extent of Sustainability Disclosure by Australian Public Universities: Inclusive Analysis of Key Reporting Media // Australian Journal of Public Administration. 2021. Vol. 80. No. 4. Р. 1–19. DOI: 10.1111/1467-8500.12469

13. Beuron, T.A., Madruga, L., Garlet, V. et al. Contributions of an Environmental Management System for Sustainable Development at a Brazilian University // Environmental Quality Management. 2020. No. 29. P. 103–113. DOI: 10.1002/tqem.21697

14. Шрюфер Г., Вренгер К., Линдеманн И. Образование в интересах устойчивого развития: «рефлексии» как инструмент формирования компетенций // Вопросы образования. 2020. № 2. С. 152–174. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-152-174

15. Skulmowski, A., Rey, G.D. COVID-19 as an Accelerator for Digitalization at a German University: Establishing Hybrid Campuses in Times of Crisis // Human Behavior and Emerging Technologies. 2020. Vol. 2. No. 2. P. 212–216. DOI: 10.1002/hbe2.201

16. Lozano, R., Barreiro-Gen, M. Analyzing the Factors Affecting the Incorporation of Sustainable Development into European Higher Education Institutions’ Curricula // Sustainable Development. 2019. Vol. 27. No. 5. P. 965–975. DOI: 10.1002/sd.1987

17. Alfred, M.V., Ray, S.M., Zarestky, J. HRD and Social Justice: Education in Support of the UN Sustainable Development Goals // New Horizons in Adult Education and Human Resource Development. 2020. Vol. 32. No. 4. P. 4–16. DOI: 10.1002/nha3.20293

18. Штыхно Д.А Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. № 6. С. 27–47. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47

19. Черникова Д.В., Черникова И.В. Концепция экологического университета Р. Барнетта о роли университета в мире и для мира (размышления над книгой) // Вопросы философии. 2021. № 7. С. 83–90. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-7-83-90

20. Гаврильева Т.Н., Сугимото А., Фуджи М., Яманака Р., Павлов Г.Н., Кириллин Д.А. Устойчивое развитие университетов: мировые и российские практики // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 52–65. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-7-52-65

21. Мазуров Ю.А., Банчева А.И. Высшее экологическое образование в Японии: социальная миссия и национальные особенности // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 138-149. DOI: 10.31922/0869-3617-2021-305-138-149

22. Нехода Е.В., Рощина И.В. Повышение устойчивости качества жизни: роль и вклад университетов // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 10. С. 1873–1892. DOI: 10.18334/ce.13.10.41217

23. Geng, Y., Liu, K., Xue, B., & Fujita, T. Creating a “Green University” in China: a Case of Shenyang University // Journal of Cleaner Production. 2013. No. 61. P. 13–19. DOI: 10.1016/j.jclepro.2012.07.013

24. Berchin, I.I., de Aguiar Dutra, A.R., & Guerra, J.B.S.O.A. How do Higher Education Institutions Promote Sustainable Development? A Literature Review // Sustainable Development. 2021. Т. 29. № 6. P. 1204–1222. DOI: 10.1002/sd.2219

25. Алексеев С.В. Становление кафедры устойчивого развития как приоритетное направление реализации целей устойчивого развития // Педагогическая наука и практика. 2021. Т. 33. № 3. С. 7–13. EDN: GTPUZE.

26. Адам А.М. и др. Системный подход к реализации образования в целях устойчивого развития Томской области // Устойчивое развитие: приоритеты в области образования (опыт регионов России): под ред. В.М. Захарова, А.В. Семенова, И.А. Соколова. М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН. 2022. 248 c. ISBN 978-5-95800599-4. URL: http://sustainabledevelopment.ru/upload/File/Books/SD_Regions_2022.pdf?ysclid=leuin4k3nr962498948 (дата обращения: 14.10.2022).


Рецензия

Просмотров: 905


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)