Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Сравнительный анализ развития предпринимательских компетенций студентов вузов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-134-152

Аннотация

Статья представляет результаты эмпирического исследования, направленного на сравнительный анализ уровня предпринимательских компетенций студентов различных форм образования (очной, заочной, очно-заочной). В выборочную совокупность вошли 564 студента Уральского государственного экономического (г. Екатеринбург) и Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (г. Омск) непрофильных направлений подготовки. Эмпирические данные собраны с применением онлайн-опроса и метода нарративных эссе. Полученные данные осмысливались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в том числе дескриптивной статистки, корреляционного анализа (коэффициент корреляции Пирсона, R), однофакторного дисперсионного анализа, факторного анализа и качественного анализа историй студентов. Проведённое изыскание позволяет оценить различия в уровне оцениваемых компетенций студентов в зависимости от формы обучения, определить корреляцию наличия предпринимательских намерений и оценок предпринимательских компетенций студентов, а также проанализировать отношение студентов к важности формирования предпринимательских компетенций в вузе. В результате выявлены статистически значимые различия значений показателей развития компетенций по фактору формы получения образования студентами вузов. На основе полученных данных по вопросам исследования авторами актуализируется важность внимания к развитию предпринимательских намерений и компетенций студентов вузов непрофильных направлений подготовки, в том числе через введение в учебные планы специальных дисциплин, что может стать одним из предикторов экономического и социального благополучия страны.

Об авторах

А. В. Пеша
Уральский государственный экономический университет
Россия

Пеша Анастасия Владимировна – канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом.

Researcher ID: M-4223-2017
Scopus ID: 57216646149

620144, ул. 8 Марта, 62 / Народной Воли, 45, г. Екатеринбург



М. Н. Шавровская
Уральский государственный экономический университет
Россия

Шавровская Марина Николаевна – канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом

620144, ул. 8 Марта, 62 / Народной Воли, 45, г. Екатеринбург



Т. А. Лапина
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Россия

Лапина Татьяна Александровна – канд. экон. наук, доцент кафедры региональной экономики и управления человеческими ресурсами

644077, пр-т Мира, 55А, г. Омск



Список литературы

1. Wang S.M., Yueh H.P., Wen P.C. How the new type of entrepreneurship education complements the traditional one in developing entrepreneurial competencies and intention // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article no. 2048. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.02048

2. Hwang W.S., Choi H., Shin J. A mediating role of innovation capability between entrepreneurial competencies and competitive advantage // Technology Analysis & Strategic Management. 2020. Vol. 32. No. 1. P. 1–14. DOI: 10.1080/09537325.2019.1632430

3. Jones P., Klapper R., Ratten V., Fayolle A. Emerging themes in entrepreneurial behaviours, identities and contexts // The International Journal of Entrepreneurship and Innovation. 2018. Vol. 19. No. 4. P. 233–236. DOI: 10.1177/1465750318772811

4. Inyang B.J., Enuoh R.O. Entrepreneurial competencies: The missing links to successful entrepreneurship in Nigeria // International Business Research. 2009. Vol. 2. No. 2. P. 62–71. DOI: 10.5539/ibr.v2n2p62

5. Ataei P., Karimi H., Ghadermarzi H., Norouzi A. A conceptual model of entrepreneurial competencies and their impacts on rural youth’s intention to launch SMEs // Journal of Rural Studies. 2020. Vol. 75. P. 185–195. DOI: 10.1016/j.jrurstud.2020.01.023

6. González Moreno Á., López Muñoz L., Pérez Morote R. The role of higher education in development of entrepreneurial competencies: Some insights from Castilla-La Mancha university in Spain // Administrative Sciences. 2019. Vol. 9. No. 1. Article no. 16. DOI: 10.3390/admsci9010016

7. Kruger S., Steyn A.A. Enhancing technology transfer through entrepreneurial development: practices from innovation spaces // The Journal of Technology Transfer. 2020. Vol. 45. P. 1655– 1689. DOI: 10.1007/s10961-019-09769-2

8. Solesvik M. Entrepreneurial competencies and intentions: The role of higher education // Forum Scientiae Oeconomia. 2019. No. 7. P. 9–23. DOI: 10.23762/FSO_VOL7_NO1_1

9. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Каха З. Развитие предпринимательских компетенций студентов бакалавриата России и Чехии: гендерный аспект // Образование и наука. 2022. № 24 (1). С. 101–134. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-101-134

10. Amarakoon U., Weerawardena J., Verreynne M. L., & Teicher J. Entrepreneurial behaviour: a new perspective on the role of the HR professional // Personnel Review. 2019. Vol. 48. No. 7. P. 1809–1829. DOI: 10.1108/PR-03-2018-0087

11. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Н. К. Емелина, К. В. Рожкова, С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев, П. В. Травкин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2022. 160 с. ISBN 978-5-7598-2652-1 (в обл.), ISBN 978-5-7598-2462-6 (e-book).

12. Варшавская Е.Я. Заочное высшее образование в России: экономико-статистический анализ // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 7. С. 31–39. EDN UYXMAG.

13. Gu D., Chen J., Pu W. Online course quality maturity model based on evening university and correspondence education(OCQMM), 2011 IEEE 3rd International Conference on Communication Software and Networks, 2011. P. 5–9, DOI: 10.1109/ICCSN.2011.6013763

14. Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д., Кузнецов И.С. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда. М.: Федеральный научноисследовательский социологический центр Российской академии наук, 2020. 173 с. EDN HHPOPV.

15. Pesha A., Shavrovskaya M., Caha Z. Comparative Analysis of the Level of Development of Entrepreneurial Competencies among Students in Russia and the Czech Republic. SHS Web of Conferences 90(1):02007. International Conference on Entrepreneurial Competencies in a Changing World (ECCW 2020). 2021. DOI: 10.1051/shsconf/20219002007

16. Chang J.-C., Hsiao Y.-D., Chen S.-C., Tsung-Ta Y. Core entrepreneurial competencies of students in departments of electrical engineering and computer sciences (EECS) in universities. // Education + Training. 2018. Vol. 60. No. 7/8. P. 857–872. DOI: 10.1108/ET-10-2016-0160

17. Zdolsek Draksler T., Sirec K. The Study of Entrepreneurial Intentions and Entrepreneurial Competencies of Business vs. Non-Business Students // Journal of Competitiveness. 2021. Vol. 13. No. 2. P. 171–188. DOI: 10.7441/joc.2021.02.10

18. Ferreras-Garcia R., Sales-Zaguirre J., SerradellLópez E. Developing entrepreneurial competencies in higher education: A structural model approach // Education + Training. 2021. Vol. 63. No. 5. P. 720–743. DOI: 10.1108/ET-09-2020-0257

19. Таланов С.Л. Предпринимательство в жизненных планах студентов вузов: гендерные различия // Женщина в российском обществе. 2019. № 1. С. 52–63. DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.5

20. Tekin M., Baş D., Geçkil T., Koyuncuoğlu Ö. Entrepreneurial Competences of University Students in the Digital Age: A Scale Development Study. In: Durakbasa, N., Gençyılmaz, M. (eds) Proceedings of the International Symposium for Production Research 2019. ISPR 2019. Lecture Notes in Mechanical Engineering. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-030-31343-2_52

21. Barba-Sánchez V., Atienza-Sahuquillo C. Entrepreneurial intention among engineering students: The role of entrepreneurship education // European Research on Management and Business Economics. 2018. Vol. 24. No. 1. P. 53–61. DOI: 10.1016/J.IEDEEN.2017.04.001

22. McClelland D.C. Testing for competence rather than for” intelligence // American Psychologist. 1973. Vol. 28. No. 1. Article no. 1. DOI: 10.1037/h0034092

23. Boyatzis R., Boyatzis R.E. Competencies in the 21st century // Journal of Management Development. 2008. Vol. 27. No. 1. P. 5–12. DOI: 10.1108/02621710810840730

24. Спенсер-мл. Л.М., Спенсер C.М. Компетенции на работе. Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. 384 с. ISBN 5-98293-066-0 (рус.) ISBN 0-471-54809-х (англ.).

25. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., Van den Brande G. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union; EUR 27939 EN. [Internet]. 2016; [cited2020 Dec 16]. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/entrecomp-entrepreneurship-competenceframework (дата обращения 09.11.2022).

26. Way S. F., Morgan A.C., Larremore D.B., Clauset A. Productivity, prominence, and the effects of academic environment // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. No. 22. P. 10729–10733. DOI:10.1073/pnas.1817431116

27. Chatterjee N., Das N., Srivastava N.K. A structural model assessing key factors affecting women’s entrepreneurial success: Evidence from India // Journal of Entrepreneurship in Emerging Economies. 2018. Vol. 17. No. 1. P. 226–237. DOI: 10.1177/0972150915610729

28. Wasilczuk J., Chukhray N., Karyy O., Halkiv L. Entrepreneurial competencies and intentions among students of technical universities // Problems and Perspectives in Management. 2021. Vol. 19. P. 10–21. DOI: 10.21511/ppm.19(3).2021.02

29. Šlogar H., Stanić N., Jerin K. Self-Assessment of Entrepreneurial Competencies of Students of Higher Education // Zbornik Veleučilišta u Rijeci. 2021. Vol. 9. No. 1. P. 79-95. DOI: 10.31784/zvr.9.1.5

30. Sánchez J. C. University training for entrepreneurial competencies: Its impact on intention of venture creation // International Entrepreneurship and Management Journal. 2011. Vol. 7. No. 2. P. 239–254. DOI: 10.1007/s11365-010-0156-x

31. Barazandeh M., Parvizian K., Alizadeh M. et al. Investigating the effect of entrepreneurial competencies on business performance among early stage entrepreneurs Global Entrepreneurship Monitor // J Glob Entrepr Res. 2015. Vol. 5. No. 18. DOI: 10.1186/s40497-015-0037-4


Рецензия

Просмотров: 896


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)