ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
Аннотация
Цель статьи обратить внимание авторов и читателей журнала на проблему использования искусственного интеллекта в высшем образовании и науке. Статья состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части авторы статьи обсуждают случай использования ChatGPT для написания выпускной квалификационной работы с точки зрения последствий для высшего образования. Во второй части авторы обращаются к реакции академического сообщества на появление генеративного искусственного интеллекта и рассматривают его недостатки и возможности для образования и науки. В заключение авторы приглашают читателей к академической дискуссии об искусственном интеллекте в высшем образовании и науке на страницах нашего журнала.
Об авторах
Е. Н. ИвахненкоРоссия
Ивахненко Евгений Николаевич – д-р филос. наук, проф.
119234, г. Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 4
В. С. Никольский
Россия
Никольский Владимир Святославович – д-р филос. наук, проф., гл. редактор журнала «Высшее образование в России»
107023, г. Москва, ул. Б. Семёновская, 38
Список литературы
1. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с. ISBN: 5-01-001049-6.
2. Деланда М. Новая философия общества: Теория ассамбляжей и социальная сложность: пер. с англ. К.С. Майоровой. Пермь: ГилеПресс, 2018. 170 с.
3. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Кое-что о сложностности // Морен Э. О сложностности: пер. с англ. Я.И. Свирского. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2019. С. 275.
4. Zittrain J. The Generative Internet // Harvard Law Review. Vol. 119. May 2006. P. 70. DOI: 10.1145/1435417.1435426
5. Van der Tuin I. How Eva Louise Young (1861– 1939) Found Me. On the Performance of Metadata in Knowledge Production // Situating Data. Inquiries in Algorithmic Culture. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2020. P. 189–206. DOI: 10.5117/9789463722971
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 384–391.
7. Thorp H. ChatGPT is fun, but not an author // Science. Vol. 379. No. 6630. P. 313. DOI: 10.1126/science.adg7879
8. Frye B.L. Should Using an AI Text Generator to Produce Academic Writing Be Plagiarism? (December 3, 2022) // Fordham Intellectual Property, Media & Entertainment Law Journal, Forthcoming. URL at SSRN: https://ssrn.com/abstract=4292283 (дата обращения 04.03.2023).
9. King М. Cellular and Molecular Bioengineering, T. 16. No. 1. February 2023 (2023). P. 1–2. DOI: 10.1007/s12195-022-00754-8
10. Hammad M. The Impact of Artificial Intelligence (AI) Programs on Writing Scientific Research // Annals of Biomedical Engineering. 2023. No. 51. P. 459–460. DOI: 10.1007/s10439-023-03140-1
11. Biswas S.S. Potential Use of Chat GPT in Global Warming // Annals of Biomedical Engineering. 2023. DOI: 10.1007/s10439-023-03171-8
12. Van Dis E., Bollen J., van Rooij R., Zuidema W., Bockting C. ChatGPT: five priorities for research // Nature. 2023. No. 614. P. 224–22 6 DOI: 10.1038/d41586-023-00288-7
13. Chatterjee J., Dethlefs N. This new conversational AI model can be your friend, philosopher, and guide ... and even your worst enemy // Patterns. 2023. Vol. 4. No. 1. Article no. 100676. DOI: 10.1016/j.patter.2022.100676
14. Khalil M., Er E. Will ChatGPT get you caught? Rethinking of plagiarism detection. arXiv. 2023. DOI: 10.35542/osf.io/fnh48
15. Rudolph J., Tan S., Tan S. ChatGPT: Bullshit spewer or the end of traditional assessments in higher education? // Journal of Applied Learning & Teaching. 2023. Vol. 6. No. 1. DOI: 10.37074/jalt.2023.6.1.9
16. Atlas S. “ChatGPT for Higher Education and Professional Development: A Guide to Conversational AI.”, 2023. URL: https://digitalcommons.uri.edu/cba_facpubs/548 (дата обращения 30.03.2023).
17. Kasneci E., Seßler K., Küchemann S., Bannert M., Dementieva D., Fischer F., et al. ChatGPT for Good? On Opportunities and Challenges of Large Language Models for Education. 2023, January 30. DOI: 10.35542/osf.io/5er8f
18. Kung T.H., Cheatham M., Medenilla A., Sillos C., De Leon L., Elepaсo C., Madriaga M., Aggabao R., DiazCandido G., Maningo J., Tseng V. Performance of ChatGPT on USMLE: Potential for AI-assisted medical education using large language models. PLOS Digital Health. 2023. Vol. 2. No, 2. Article no. e0000198. DOI: 10.1371/journal.pdig.0000198
19. Halaweh M. ChatGPT in education: Strategies for responsible implementation. Contemporary– Educational Technology. 2023. Vol. 15. No. 2. Article no. ep421. DOI: 10.30935/cedtech/13036