Эффективный контракт в высшем образовании: замыслы и результаты
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-23-41
Аннотация
Проблематика академического контракта в российском высшем образовании с принятием Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» оказалась погружена в контекст реформирования систем оплаты труда в отраслях социальной сферы и в науке. Институциональный проект эффективного контракта был направлен на решение двух проблем – повышения уровня заработной платы и её ориентации на рост результативности деятельности (оплату по результату). За прошедшие десять лет эффективный контракт на практике прошёл путь от инновации – к рутине вузов, а в исследованиях от обоснования подходов и разработки методик – к анализу опыта внедрения и далее к оценке результатов. Цель данного исследования – показать результаты реализации проекта эффективного контракта в системе высшего образования по двум направлениям – достижению целевых индикаторов повышения уровня заработной платы ППС и стимулированию более эффективной деятельности.
В исследовании используются данные Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2021 г. Мониторинг включает данные по 1222 образовательным учреждениям, в частности данные по отдельным образовательным учреждениям о средней заработной плате ППС (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ) за 2020 г., а также об отношении заработной платы ППС к средней заработной плате по экономике региона за 2016–2020 гг. Выявлено, что задача внедрения эффективного контракта по достижению вузами целевого показателя роста уровня зарплаты в целом выполняется, но с существенными затруднениями, обусловленными экономическими факторами. Стимулирующее воздействие эффективного контракта на деятельность ППС вузов реализуется в сопряжении с решением задач повышения результативности функционирования самих вузов.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. КурбатоваРоссия
Курбатова Маргарита Владимировна – д-р эконом. наук, профессор, главный науч. сотрудник научно-учебной лаборатории экономики природных ресурсов и окружающей среды
Researcher ID: E-6580-2014
660041, г. Красноярск, Свободный пр-т, 79
И. В. Донова
Россия
Донова Инна Вениаминовна – канд. эконом. наук, доцент кафедры менеджмента им. И.П. Поварича
Researcher ID: V-1437-2017
650043, г. Кемерово, ул. Красная, 6
Список литературы
1. Эффективный контракт для профессионалов социальной сферы: тренды, потенциал, решения. Экспертный доклад / отв. ред. Я.И. Кузьминов, С.А. Попова, Л.И. Якобсон. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 141 с. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/214757843.html (дата обращения: 08.08.2022).
2. Антосик Л.В., Шевченко Е.С. Оценка влияния эффективного контракта на публикационную активность преподавателей: кейс регионального университета // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 247–267. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-247-267
3. Заработная плата преподавателей российских вузов и эффективный контракт: информационный бюллетень / В.Н. Рудаков. М.: НИУ ВШЭ, 2021 (Мониторинг экономики образования, № 15). URL: https://www.hse.ru/data/2022/01/21/1754167392/ib_15_2021.pdf (дата обращения: 08.08.2022).
4. Контракты в академическом мире / сост. и науч. ред. М.М. Юдкевич. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 392 с. ISBN 9785-7598-0911-1.
5. Gonzales L.D., Martinez E., Ordu C. Exploring faculty experiences in a striving university through the lens of academic capitalism // Studies in Higher Education. 2013. Vol. 39. No. 7. P. 1097–1115. DOI: 10.1080/03075079.2013.777401
6. Taylor A. Perspectives on the university as a business: the corporate management structure, neoliberalism and higher education // Journal for Critical Education Policy Studies. 2017. Vol. 15. P. 108–135. URL: https://www.researchgate.net/publication/315661247_Perspectives_on_the_University_as_a_Business_the_Corporate_Management_Structure_Neoliberalism_and_Higher_Education (дата обращения: 08.08.2022).
7. Musselin C. European academic labor markets in transition // Higher Education. 2005. Vol. 49. No. 1–2. P. 135–154. DOI: 10.1007/s10734-004-2918-2
8. Blackmore J. ‘Wasting talent’? Gender and the problematics of academic disenchantment and disengagement with leadership // Higher Education Research & Development. 2014. Vol. 33. No. 1. P. 86–99. DOI: 10.1080/07294360.2013.864616
9. Jones G.A. The horizontal and vertical fragmentation of academic work and the challenge for academic governance and leadership // Asia Pacific Education Review. 2013. Vol. 14. No. 1. P. 75–83. DOI: 10.1007/s12564-013-9251-3
10. Kyvik S., Aksnes D.W. Explaining the increase in publication productivity among academic staff: A generational perspective // Studies in Higher Education. 2015. Vol. 40. No. 8. P. 1438– 1453. DOI: 10.1080/03075079.2015.1060711
11. Kwiek M. Academic top earners. Research productivity, prestige generation, and salary patterns in European universities // Science and Public Policy. Vol. 45. No. 1. P. 1–13. DOI: 10.1093/scipol/scx020
12. Bozeman B., Gaughan M. Job Satisfaction among University Faculty: Individual, Work, and Institutional Determinants // The Journal of Higher Education. 2011. Vol. 82. No. 2. P. 154–186. DOI: 10.1353/jhe.2011.0011
13. Cerci P A. Dumludag, D. Life satisfaction and job satisfaction among University faculty: The impact of working conditions, academic performance and relative income // Social Indicators Research. 2019. Vol. 144. No. 2. P. 785–806. DOI: 10.1007/s11205-018-02059-8
14. Юдкевич М.М. Публикуй или проиграешь // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 107–124.
15. Сонин К.И., Хованская И.А., Юдкевич М.М. Построение исследовательского университета: структура финансирования и условия найма профессоров // Вопросы экономики. 2008. № 12. С. 72–83. DOI: 10.32609/0042-8736-2008-12
16. Сонин К.И., Хованская И. Информационная теория исследовательского университета // Вопросы экономики. 2009. № 7. C. 132–143. DOI: 10.32609/0042-8736-2009-7-132-143
17. Панова А.А., Юдкевич М.М. Система постоянного найма в университете: модели и аргументы // Вопросы образования. 2011. № 1. С. 44–72. DOI: 10.17323/1814-9545-2011-1-44-72
18. Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 203–228.
19. Курбатова М.В., Левин С.Н. Эффективный контракт в системе высшего образования РФ: теоретические подходы и особенности институционального проектирования // Журнал институциональных исследований (Journal of Institutional Studies). 2013. Т. 5. № 1. С. 55–80.
20. Михалкина Е.В., Алешин В.А. Эффективный контракт как институт социально-трудовых отношений в сфере высшего образования // Tеrrа economicus. 2013. Т. 11. № 3. С. 89–100.
21. Родина Н.В. За что платят преподавателям вузов: анализ положений об оплате труда // Высшее образование в России. 2015. № 7. С. 68–74. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/245 (дата обращения: 08.08.2022).
22. Никулина И.Е. Эффективный контракт в вузе как драйвер повышения качества труда научнопедагогических работников // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 5. С. 9–19. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1361 (дата обращения: 08.08.2022).
23. Андреева А.Р., Попова С.А. Эффективный контракт в высшем образовании: детерминанты и потенциал использования // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 127–132. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/eywl0ll07v/195517048.pdf (дата обращения: 08.08.2022).
24. Сенашенко В.С., Халин В.Г. Об эффективном контракте в высшей школе России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 27– 36. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/190?locale=ru_RU (дата обращения: 08.08.2022).
25. Курбатова М.В., Донова И.В. Эффективный контракт в высшем образовании: результаты реализации проекта // Журнал институциональных исследований (Journal of Institutional Studies). 2019. Т. 11. № 2. С. 122–145. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.2.122-145
26. Курбатова М.В., Донова И.В. Провалы государства в реализации проекта эффективного контракта // Журнал институциональных исследований (Journal of Institutional Studies). 2022. Т. 14. № 4. С. 56–69. DOI: 10.17835/2076-6297.2022.14.4.056-069
27. Касаткин П.И., Ковальчук Ю.А., Степнов И.М. Финансовая составляющая ценности научных публикаций // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 85–102. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-85-102
28. Губа К.С. Наукометрические показатели в оценке российских университетов: обзор исследований // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 49–73. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-49-73
29. Алавердов А.Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы её повышения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 23–36. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-23-36
30. Профессиональные практики преподавателей и стратегии студентов в российских вузах с разным качеством обучения в 2016 г. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. 72 c. URL: https://memo.hse.ru/data/2018/01/29/1163678492/2018_inbul_121(1).pdf (дата обращения: 08.08.2022).
31. Калгин А.С., Калгина О.В., Лебедева А.А. Оценка публикационной активности как способ измерения результативности труда учёных и её связь с мотивацией // Вопросы образования. 2019. №1. С. 44–86. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-44-86
32. Польдин О.В., Матвеева Н.Н., Стерлигов И.А., Юдкевич М.М. Публикационная активность вузов: эффект проекта «5–100» // Вопросы образования. 2017. № 2. C. 10–35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-10-35
33. Трубникова Е.И. Обмен дарами в академической среде: хищнические практики, ложные сигналы и конфликт интересов в программах превосходства // Мир России. 2022. Т. 31. № 1. С. 25–48. DOI: 10.17323/1811-038X-202231-1-25-48