Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Специфика реализации проектов трансформации в университетах и работа проектной команды

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-42-64

Аннотация

В статье рассмотрены практики и специфика реализации проектов трансформации в российских университетах. Особое внимание сконцентрировано на непосредственных исполнителях – членах проектных команд. Рассматривается специфика их формирования, изучены критерии, необходимые работникам для включения в проектную команду, а также особенности функционирования такого коллектива и развития для более эффективной и продуктивной деятельности. Отдельно анализируются особенности исключения и выхода работников из состава проектной команды – по каким причинам это происходит и какие действия предпринимаются руководителем коллектива по замещению выбывшего участника (подбор нового сотрудника, перераспределение функций выбывшего на оставшихся работников или иной вариант).

Представленные в статье выводы сделаны на материалах эмпирического социологического исследования, проведённого в течении года (в период с декабря 2021 года по декабрь 2022 года) методом глубинного полуформализованного интервью с 78 представителями административно-управленческого состава, научно-педагогическими работниками, заведующими кафедрами и деканами университетов в трёх региональных классических университетах (в Сибирском и Приволжском федеральных округах Российской Федерации).

На основании результатов эмпирического исследования авторы приходят к ряду выводов. Реализуемые в университетах проекты трансформации сопряжены со множеством разноплановых проблем, ключевыми среди которых стали: разрушение договорённостей вследствие геополитических рисков; нехватка или полное отсутствие финансирования; различная финансовая успешность проектов; разобщённость команды и непонимание общих целей и задач проекта; отсутствие практического внедрения проекта.

Об авторах

С. Н. Апенько
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Россия

Апенько Светлана Николаевна – д-р эконом. наук, профессор, заведующая кафедрой «Менеджмент и маркетинг»

Researcher ID: D-1661-2015

644077, Омск, пр-т Мира, 55



Г. З. Ефимова
Тюменский государственный университет
Россия

Ефимова Галина Зиновьевна – канд. социол. наук, профессор кафедры общей и экономической социологии

Researcher ID: N-8362-2016

625003, Тюмень, ул. Володарского, 6



М. Ю. Семёнов
Тюменский государственный университет
Россия

Семёнов Максим Юрьевич – канд. социол. наук, доцент кафедры общей и экономической социологии

Researcher ID: ABC-7157-2021

625003, Тюмень, ул. Володарского, 6



Список литературы

1. Землянухина Н.С. К вопросу о трансформации занятости в цифровой экономике // Взаимодействие власти, бизнеса и общества в развитии цифровой экономики. Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2018. С. 59–61. EDN: MIBIOL.

2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: изб. пр. / Н.Д. Кондратьев. М.: Экономика, 2002. 767 c. ISBN 5-282-02181-1.

3. Легчилина Е.Ю. Трансформация социальнотрудовых отношений: системно-аксиологический подход. М.: Креативная экономика, 2019. 318 с. DOI: 10.18334/9785912922619

4. Зуб А.Т. Управление проектами: учебник и практикум для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2021. 422 с. ISBN 978-5-534-00725-1

5. Abad-Segura E., González-Zamar M.-D., Infante-Moro J.C., Ruipérez García G.. Sustainable management of digital transformation in higher education: Global research trends // Sustainability. 2020. Vol. 12. No. 5. Article no. 2107. DOI: 10.3390/su12052107

6. Liebowitz J. Digital Transformation for the University of the Future. Vol. 1. World Scientific, 2022. 268 p. DOI: 10.1142/12773

7. Jones M.D., Hutcheson S., Camba J.D. Past, present, and future barriers to digital transformation in manufacturing: A review // Journal of Manufacturing Systems. 2021. Vol. 60. P. 936–948. DOI: 10.1016/j.jmsy.2021.03.006

8. García-Morales V.J., Garrido-Moreno A., Martín-Rojas R. The transformation of higher education after the COVID disruption: Emerging challenges in an online learning scenario // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article no. 616059. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.616059

9. Maassen P., Stensaker B. From organised anarchy to de-coupled bureaucracy: The transformation of university organisation // Higher Education Quarterly. 2019. Vol. 73. No. 4. P. 456–468. DOI: 10.1111/hequ.12229

10. Rutherford A., Meier K.J. Managerial goals in a performance-driven system: Theory and empirical tests in higher education // Public Administration. 2015. Vol. 93. No. 1. P. 17–33. DOI: 10.1111/padm.12124

11. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе : монография / Г.Е. Зборовский, П.А. Амбарова, В.С. Каташинских, А.К. Клюев, А.А. Кузьминчук, С.В. Кульпин, М.В. Певная, Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина ; под ред. Г.Е. Зборовского; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 251 с. ISBN 978-5-7741-0353-9.

12. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Модели трансформации российских университетов: факторы выбора // Философия образования. 2019. Т. 19. № 3. С. 14–30. URL: https://www.sibran.ru/journals/issue.php?ID=177556&ARTICLE_ID=177558 (дата обращения 17.12.2022).

13. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix-University-industry-government relations: A laboratory for knowledge based economic development // EASST review, 1995. Vol. 14. No. 1. P. 14–19. URL: https://www.leydesdorff.net/th11/th11.pdf (дата обращения 17.12.2022)

14. Etzkowitz H., Zhou C. The triple helix: University–industry–government innovation and entrepreneurship. Routledge, 2017. ISBN 9781138659490.

15. Штыхно Д.А., Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Смирнова Е.А., Никонова О.Д. Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 27–47. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47

16. Katzenbach J.R., Smith D.K. The wisdom of teams: Creating the high-performance organization. Harvard Business Review Press, 2015. 304 p. ISBN-10: 9781633691063, ISBN-13: 978-1633691063.

17. Belbin R.M. Team roles at work. Routledge, 2012. 162 p. ISBN 9781136434822.

18. McIntosh-Fletcher D. Teaming by design: real team for people. New York, McGraw-Hill, 1996. 168 p. ISBN-10: 0786305363, ISBN-13: 9780786305360.

19. Воднева С.Н., Донина И.А., Дагаева И.А. Проблема мотивации управленческой команды современного вуза // BENEFICIUM. 2021. № 3(40). С. 76–82. DOI: 10.34680/BENEFI-CIUM.2021.3(40).76-82

20. Дадабаева Б.М. Формирование проектных команд в управлении развитием университета // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. 2014. № 32–2. С. 435–438.

21. Austin C., Browne W., Haas B., Kenyatta E., Zulueta S. Application of project management in higher education // Journal of Economic Development, Management, IT, Finance, and Marketing. 2013. Vol. 5. No. 2. Article no. 75.

22. Шабайкина, С.В. Анализ состояния проектного управления в Сибирском федеральном университете // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 6-4(62). С. 126–132. EDN: VGQNPT.

23. Косенок С.М., Безуевская В.А. Проектное управление в университете – ответ на вызовы времени // Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 595–604. DOI: 10.18334/epp.9.4.41500

24. Ивасенко А.Г. Управление проектами / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, М.В. Каркавин – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 330 с. ISBN 5-222-14754-2: 18130.00.

25. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. / Ф. Бэгьюли – М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. 202 с.

26. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Влияние личности вузовского лидера на эффективность деятельности университета // Высшее образование в России. 2017. № 11(217). С. 79–88. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1209/1030 (дата обращения 17.12.2022).

27. Бычкова О.В. Что такое shared governanсe? // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 5. С. 110–121. DOI: 10.15826/umj.2016.105.049

28. Буцык С.В. Горизонтальное управление в российском вузе: дань современности или насущная необходимость? // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 20–29. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-20-29

29. Латышев А.С., Похолков Ю.П., Червач М.Ю., Шадская А.Н. Управление конкурентоспособностью современного российского университета: состояние, вызовы и ответы // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21(5). С. 6–16. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.057

30. Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92– 121. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-92-121


Рецензия

Просмотров: 1176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)