Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Хакатон: определение, практика и перспективы применения в высшей школе

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-83-105

Аннотация

В статье представлены результаты обобщения и систематизации научнопрактической информации о хакатонах как образовательной технологии, применяемой в высшем образовании и вызывающей большой интерес у исследователей и практиков. Обзор подготовлен на основе отечественных и зарубежных научных публикаций, рассматривающих особенности организации и применения хакатонов в практике высшего образования. По ключевым словам «хакатон» и «образование» были отобраны 494 статьи, опубликованные в период с 2011 по 2022 гг. в изданиях из БД РИНЦ и SCOPUS, из которых 83 статьи были проанализированы в данном обзоре. Установлено, что в научной литературе, посвящённой рассмотрению различных аспектов применения хакатонов в практике высшего образования, доминируют публикации, содержащие описание личного опыта участия и организации хакатонов, и аналитические статьи, раскрывающие авторскую позицию по рассматриваемым в них вопросам. В меньшей степени представлены эмпирические исследования и научные обзоры. Анализ публикаций позволил уточнить определение понятия «хакатон», выявить виды хакатонов, наиболее часто упоминаемые в образовательном контексте (педагогический, образовательный), и сформулировать определение понятия «образовательный хакатон». Содержательный анализ публикаций показал, что различные аспекты организации и проведения хакатонов в образовательном контексте, их потенциал и влияние на учебный процесс и его результаты являются предметом педагогического дискурса. Хакатоны как образовательные интенсивы нашли своё применение в вузовской образовательной практике, предоставив новые возможности для совершенствования образовательного процесса в высшей школе, так как позволяют реализовать проектный, практико- и бизнес-ориентированный подходы в подготовке специалистов. Выявлены и обобщены основные перспективы применения хакатонов в образовании. Включение образовательных хакатонов в событийный план образовательной организации позволяет решать образовательные и профориентационные задачи, активизировать эвристическую и творческую познавательную деятельность обучающихся. Перспективными направлениями исследования проблемы применения хакатонов в образовательном процессе высшей школы являются анализ и оценка влияния хакатонов на профессионализацию, академическую мотивацию и образовательные достижения обучающихся.

Об авторах

Н. В. Гречушкина
Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета
Россия

Гречушкина Нина Владимировна – старший преподаватель

Researcher ID: M-6561-2018

390000, г. Рязань, ул. Право-Лыбедская, д. 26/53



Е. А. Арефьева
Тульский государственный университет
Россия

Арефьева Елена Анатольевна – канд. тех. н., доцент, заместитель директора Института прикладной математики и компьютерных наук

300012, г. Тула, пр-кт Ленина, д. 92



Список литературы

1. Арефьева Е.А. Педагогический опыт проведения хакатонов TULAHACK в ТУЛГУ // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2020. № 2. С. 3–7. EDN: PYQHQE.

2. Briscoe G., Mulligan C. Digital Innovation: The Hackathon Phenomenon // Creativeworks London. 2014. No. 6. URL: http://www.creativeworkslondon.org.uk/wp-content/uploads/2013/11/Digital-Innovation-The-Hackathon-Phenomenon1.pdf (дата обращения 10.02.2023).

3. Pe-Than Ei Pa Pa, Nolte A., Filippova A., Bird C., Scallen S., Herbsleb J.D. Designing Corporate Hackathons with a Purpose: The Future of Software Development // IEEE Software. 2019. Vol. 36. No. 1. P. 15–22. DOI: 10.1109/MS.2018.290110547

4. Останина Е.А., Останин О.В. Хакатон как новое направление в образовательной деятельности // Гуманитарный вестник Военной академии Ракетных войск стратегического назначения. 2018. Т. 11. № 3. С. 80–92. EDN: CIZDCW.

5. Legardeur J., Masson D., Gardoni M. Pimapunsri K. The Paradox of Diversity’s Influence on the Creative Teams Lessons Learned from the Analysis of 14 Editions of ‘the 24h of Innovation’ Hackathon // Proc. of the ISPIM Connects Bangkok (Bangkok, Thailand 1-4 March 2020). URL: https://hal.science/hal-02881482 (дата обращения: 10.02.2023).

6. Artiles J.A., LeVine K. Ta-Da! You’re a design thinker! Validating the DesignShop as a Model for Teaching Design Thinking to Non-Designers and Achieving Systemic Re-Design in the Education System // Proc. of the 122nd ASEE Annual Conference and Exposition, Seattle, USA 14-17 June 2015. Washington DC: ASEE, 2015. Article no. 13922. DOI: 10.18260/p.24792

7. Lewis B.A., Parker J., Cheng L.W.S., Resnick M. UX Day Design Challenge: Hackathon to Apply Rapid Design Ideation to a Practical User Experience Challenge // Human Factors and Ergonomics Society. 2015. Vol. 59. No. 1. P. 304–306. DOI: 10.1177/1541931215591063

8. Uffreduzzi M. Hackathon as Emerging Innovation Practice: Exploring Opportunities and Challenges Through 8 In-Depth Case Studies: Master Thesis. Milan: Politecnico di Milano, 2017. URL: https://www.politesi.polimi.it/bitstream/10589/137237/5/Hackathon%20as%20Emerging%20Innovation%20Practice.pdf (дата обращения: 10.02.2023).

9. Kos B.A. Understanding Female-Focused Hackathon Participants’ Collaboration Styles and Event Goals // Proc. of the International Conference on Game Jams, Hackathons and Game Creation Events 2019 – ICGJ 2019, San Francisco, USA 17 March 2019. New York: ACM, 2019. P. 1–4. DOI: 10.1145/3316287.3316292

10. Концевая Г.М., Концевой М.П. Хакатон как интерактивная образовательная технология // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2017. № 1. С. 116–119. EDN: ZRPSZT.

11. Лозина Е.Н., Щербаков С.М. Учебная практика как хакатон: организация и методическое обеспечение // Проблемы проектирования, применения и безопасности информационных систем в условиях цифровой экономики. Материалы XX Международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию экономиста-математика, д. экон. н., проф. В.А. Кардаша, Ростов-наДону, 26–27 октября 2020 г. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. С. 221–226. EDN: RHLXYV.

12. Щербаков С.М., Лозина Е.Н., Веретен-никова Е.Г. Хакатоны в учебном процессе вуза // В книге: Преподавание информационных технологий в Российской Федерации. Сборник научных трудов материалов Двадцатой открытой Всероссийской конференции (Москва, 19–20 мая 2022 г.). Москва: 1С-Паблишинг, 2022. С. 27–29. EDN: TRGEBR.

13. Bell A.P., Bonin D., Pethrick H., Antwi-Nsiah A., Matterson B. Hacking, disability, and music education // International Journal of Music Education. 2020. Vol. 38, No. 4. P. 657–672. DOI: 10.1177/0255761420930428

14. Ejaz H., McGrath H., Wong B.L.H., Guise A., Vercauteren T., Shapey J. Artificial intelligence and medical education: A global mixed-methods study of medical students’ perspectives // Digital Health. 2022. Vol. 8. DOI: 10.1177/20552076221089099

15. Furman G. D., Weissman Z. On Adding Interdisciplinary Elements to the Classical Engineering Studies // IEEE International Conference on Teaching, Assessment, and Learning for Engineering (TALE) (Takamatsu, Japan 8-11 December 2020). New York: IEEE, 2020. P. 684–687. DOI: 10.1109/TALE48869.2020.9368429

16. Алдошина М.И. Инновационные практики формирования предпринимательских компетенций в опорном университете // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2484–2492. DOI: 10.15372/PEMW20190111

17. Avila-Merino A. Learning by doing in business education: Using hackathons to improve the teaching and learning of entrepreneurial skills // Journal of Entrepreneurship Education. 2019. Vol. 22. No. 1. URL: https://www.abacademies.org/articles/learning-by-doing-in-business-education-using-hackathons-to-improve-the-teaching-and-learning-of-entrepreneurial-skills-7798.html (accessed 10.02.2023).

18. Вязовская М.С. Хакатон как средство реализации проектов обучающихся // В сборнике: Образование: качество и инновации. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции (Хабаровск, 15–16 марта 2022 г.). Хабаровск : Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. С. 270–272. EDN: RTWXZA.

19. Гребнева Д. М., Заплатин А. В. Современные формы обучения проектной деятельности студентов в сфере информационных технологий // Наука и перспективы. 2017. № 4. С. 40–47. EDN: XWLOTB.

20. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Богданова Е.П., Бурлева Л.Г. Методика организации аналитико-проектной деятельности в формате хакатона по разработке социоориентированных продуктов студентами естественно-научных направлений // Современные наукоёмкие технологии. 2020. № 5. С. 206–212. DOI: 10.17513/snt.38058

21. Пшеничная В.В., Короткевич Э.Р. Хакатон как способ реализации проектного обучения в высшей школе // Образовательные ресурсы и технологии. 2019. № 1 (26). С. 41–47. DOI: 10.21777/2500-2112-2019-1-41-47

22. Смирнова Я.В., Кирпичёва Е.Ю., Роенко А.О., Ершов Е.А. Методика организации проектной деятельности студентов в виде хакатона // Системный анализ в науке и образовании. 2021. № 1. С. 140–149. EDN: GLUUPW.

23. Hecht B.A., Jouttenus T.T., Jouttenus M.J., Werner J., Raskar R., Khandbahale S.S., Bell P. The KumbhThon technical hackathon for Nashik: A model for STEM education and social entrepreneurship // In: Proceedings of the 4th IEEE Integrated STEM Education Conference (Princeton, USA 8 March 2014). New York : IEEE, 2014. Article no. 6891024. DOI: 10.1109/ISECon.2014.6891024

24. Грохотова Е.В. Формирование изобретательского мышления студентов как инструмент увеличения числа стартапов в высшем учебном заведении: на примере организации проектного интенсива в формате хакатон // В сборнике: Образование: качество и инновации. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции (Хабаровск, 15–16 марта 2022 г.). Хабаровск : Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. С. 278–282. EDN: TKOPGD.

25. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Карпова М.А. Педагогический хакатон как способ развития креативности субъектов образовательного процесса // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 12–14. DOI: 10.26140/knz4-2021-1002-0003

26. Сероштанова Н.Ю. Проведение межпрофильного хакатона в гуманитарном высшем учебном заведении // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2021. № 4. С. 162–166. EDN: BIXEPX.

27. Pe-Than Ei Pa Pa, Herbsleb J.D. Understanding hackathons for science: Collaboration, affordances, and outcomes // In book: Information in Contemporary Society, 14th International Con Proceedings of iConference 2019, Washington DC, USA March 31–April 3, 2019. Cham: Springer Nature, 2019. P. 27–37. DOI: 10.1007/978-3030-15742-5_3

28. Абдураманов З.Ш., Сейдаметова З.С., Сейдаметов Г.С. Хакатон как среда обучения промышленной разработке программных приложений // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2020. Vol. 29. No. 3. С. 90– 98. EDN: KLQZQH.

29. Rys M. Invention Development. The Hackathon Method // Knowledge Management Research & Practice. 2021. P. 1–13. DOI: 10.1080/14778238.2021.1911607

30. Fowler A. Informal STEM Learning in Game Jams, Hackathons and Game Creation Events // Proc. of the International Conference on Game Jams, Hackathons, and Game Creation Events – GJH&GC’16 (San Francisco, USA 13 March 2016). New York : ACM, 2016. P. 38–41. DOI:10.1145/2897167.2897179

31. Gama K. Developing Course Projects in a Hack Day: an Experience Report // Proc. of the 24th Annual Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (Aberdeen, UK 17-19 July 2019). New York : ACM, 2019. P. 388–394. DOI: 10.1145/3304221.3319777

32. Nandi A., Mandernach M. Hackathons as an Informal Learning Platform // Proc. of the 47th ACM Technical Symposium on Computing Science Education (Memphis, USA 2-5 March 2016). New York : ACM, 2016. P. 346–351. DOI: 10.1145/2839509.2844590

33. Page F., Sweeney S., Bruce F., Baxter S. The Use of the Hackathon in Design Education: an Opportunistic Exploration // Proc. of the 18th International Conference on Engineering and Product Design Education (Aalborg, Denmark 8-9 September 2016). UK: The Design Society, 2016. P. 246–251. URL: https://www.designsociety.org/publication/39074/THE+USE+OF+THE+%E2%80%9CHACKATHON%E2%80%9D+IN+DESIGN+EDUCATION%3A+AN+OPPORTUNISTIC+EXPLORATION (дата обращения 16.03.2023).

34. Агеева Н.С., Величко Е.В., Терентьева О.Н. Выстраивание партнёрских отношений образовательных организаций на примере красноярского педагогического хакатона // Философия в системе «НТПО»: наука, технология, производство, образование. Сб. материалов II Всероссийской научной конференции с международным участием (Казань, 20 ноября 2020 г.). Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2020. С. 165–66. EDN: LBPCSX.

35. Фокина О.Г., Гордина В.В. Инновационные образовательные технологии в системе взаимодействия «образование-бизнес» // Интеграция высшего образования и корпоративного сектора в новой социальной среде. Сб. материалов международной конференции по диссеминации проекта «Enhancement of Higher Education and Corporate Sectors Integration in Accordance with New Social Environment – ENINEDU» (Орёл, 24–25 марта 2020 г.). Орёл: Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2020. С. 313– 320. DOI: 10.33979/978-5-9708-0824-5-2020-10-313-320

36. Жигалова Г.Г., Нестеренко А.В., Медведицкова Л.В., Рясов А.А. Использование приёмов обучения: хакатон и оперативное совещание при реализации активных и интерактивных методов проведения практического занятия по дисциплине “Криминалистика” в рамках профессиональной подготовки сотрудников полиции // Мир науки, культуры, образования. 2020. T. 80. № 1. С. 135–137. DOI: 10.24411/1991-54972020-00055

37. Calco M., Veeck A. The Markathon: Adapting the Hackathon Model for an Introductory Marketing Class Project. // Marketing Education Review. 2015. Vol. 25. No. 1. P. 33–38. DOI: 10.1080/10528008.2015.999600

38. de Toledo Piza F.M., Celi L.A., Deliberato R.O., Bulgarelli L., de Carvalho F.R.T., Rabello Filho R., Kesselheim J.C. Assessing Team Effectiveness and Affective Learning in a Datathon // International Journal of Medical Informatics. 2018. Vol. 112. P. 40–44. DOI: 10.1016/j.ijmedinf.2018.01.005

39. Guerrero C., Del Mar Leza M., González Y., Jaume-I-Capу A. Analysis of the Results of a Hackathon in the Context of Service-Learning Involving Students and Professionals // Proc. of the International Symposium on Computers in Education (Salamanka, Spain 13-15 September 2016). New York : IEEE, 2016. P. 1–6. DOI: 10.1109/SIIE.2016.7751857

40. Horton M.P.A., Jordan S.S., Weiner S., Lande M. Project-Based Learning among Engineering Students During Short-Form Hackathon Events // Proc. of the 125th ASEE Annual Conference and Exposition Conference (Salt Lake City, USA 23-27 July 2018). Washington DC : ASEE, 2018. Article no. 23063. DOI: 10.18260/1-2-30901

41. Porras J., Happonen A., Knutas A., Khakurel J., Ikonen J., Herala A. Code Camps and Hackathons in Education – Literature Review and Lessons Learned // Proc. of the 52nd Hawaii International Conference on System Sciences (Honolulu, USA 08 January 2019). Honolulu: University of Hawaii at Manoa, 2019. P. 7750– 7759. DOI: 10.24251/HICSS.2019.933

42. Flus M., Hurst A. Design at Hackathons: New Opportunities for Design Research // Design Science. 2021. Vol. 7. Article no. e4. DOI: 10.1017/dsj.2021.1

43. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Обзор как перспективный вид научной публикации, его типы и характеристики. // Научный редактор и издатель. 2019. Т. 4. № 3–4. C. 131–139. DOI: 10.24069/2542-0267-2019-3-4-131-139

44. Affia A.-A.O., Nolte A., Matulevicius R. Integrating Hackathons into an Online Cybersecurity Course // Proc. of the 44th International Conference on Software Engineering (Pittsburgh, USA 21-29 May 2022). New York : ACM, 2022. P. 134–145. DOI: 10.48550/arXiv.2202.06018

45. Ковалев Д.С., Матина Г.О., Белослудце-ва М.Л. Самообучающиеся сообщества как механизм реализации стратегий развития: опыт ГБНОУ Академия цифровых технологий // Непрерывное образование в СанктПетербурге. 2020. Т. 11. № 1. С. 39–48. EDN: HHQPWE.

46. Kamariotou M., Kitsios F. Hackathons for Driving Service Innovation Strategies: The Evolution of a Digital Platform-Based Ecosystem // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. 2022. Vol. 8. No. 3. P. 111. DOI: 10.3390/joitmc8030111

47. Gama K., Zimmerle C., Rossi P. Online Hackathons as an Engaging Tool to Promote Group Work in Emergency Remote Learning // Proc. of the 26th Annual Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (Virtual Event Germany June 26, 2021 – July 1, 2021). New York: ACM, 2021. P. 345–351. DOI: 10.1145/2F3430665.3456312

48. Журавлева О.В. Хакатон – интерактивный метод проектного обучения в формировании социальной активности у студентов // Наукосфера. 2021. № 9-2. С. 15–19. DOI: 10.5281/zenodo.5518523

49. Балыкина А.М. Исследование мотивации и психологических условий проведения хакатонов // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Cб. материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием (Рязань, 09–10 апреля 2020 г.). Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 661–667. EDN: WMSGCS.

50. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. Москва: Народное образование, 2005. 556 c.

51. Gama K., Gonçalves B.A., Alessio P. Hackathons in the formal learning process // Proc. of the 23rd Annual Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education (Larnaca, Cyprus 2-4 July 2018). New York: ACM, 2018. P. 248–253. DOI: 10.1145/3197091.3197138

52. Kienzler H., Fontanesi C. Learning through inquiry: a Global Health Hackathon // Teaching in Higher Education. 2017. Vol. 22. No. 2. P. 129–142. DOI: 10.1080/13562517.2016.1221805

53. Steglich C., Salerno L., Fernandes T., Marczak S., Dutra A., Bacelo A.P., Trindade C. Hackathons as a Pedagogical Strategy to Engage Students to Learn and to Adopt Software Engineering Practices // Proc. of SBES’20: 34th Brazilian Symposium on Software Engineering (Natal, Brazil 21-23 October 2020). New York: ACM, 2020. P. 670–679. DOI:10.1145/3422392.3422479

54. Happonen A., Minashkina D. Ideas and Experiences From University-Industry Collaboration: Hackathons, Code Camps and Citizen Participation // LUT Scientific and Expertise Publications. Lappeenranta: University of Technology, 2018. Report 86. 24 p. DOI: 10.13140/rg.2.2.29690.44480

55. Mtsweni J., Abdullah H. Stimulating and Maintaining Students’ Interest in Computer Science Using the Hackathon Model // The Independent Journal of Teaching and Learning. 2015.

56. Vol. 10. P. 85–97. URL: http://hdl.handle.net/10204/8378 (дата обращения 10.02.2023).

57. Garcia M.B. Hackathons as Extracurricular Activities: Unraveling the Motivational Orientation Behind Student Participation // Computer Applications in Engineering Education. 2022. Vol. 30. No. 6. P. 1903–1918. DOI: 10.1002/cae.22564

58. Warner J., Guo P.J. Hack.edu: Examining How College Hackathons are Perceived by Student Attendees and non-Attendees // Proc. of the 2017 ACM Conference on International Computing Education Research (Tacoma-Washington, USA 18-20 August 2017). Washington: ICER, 2017. P. 254–262. DOI: 10.1145/3105726.3106174

59. Tikhonova O.V., Azizyan I.A., Grechushkina N.V. The ways to Improve the Quality of Training in Higher Education Based on the Analysis of Students’ Attitudes Towards // Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2019. Vol. 41. No. 5. P. 98–116. DOI: 10.32744/pse.2019.5.8 (In Russ.).

60. Happonen A., Tikka M., Usmani U. A Systematic Review for Organizing Hackathons and Code Camps in Covid-19 Like Times: Literature in Demand to Understand Online Hackathons and Event Result Continuation // Proc. of the 2021 International Conference on Data and Software Engineering (Bandung, Indonesia, 03-04 November 2021). 2021. P. 1–6. DOI: 10.1109/ICoDSE53690.2021.9648459


Рецензия

Просмотров: 1152


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)