Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Особенности смысложизненных ориентаций и защитно-совладающего поведения у иностранных и российских студентов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-124-136

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена необходимостью осмысления влияния культурно-ценностных ориентаций на поведение российских и иностранных студентов в сложных ситуациях. Опора на смысложизненные ориентиры помогает преобразовывать и совершенствовать собственную линию отреагирования в непростых социальнокризисных условиях и накапливать багаж культурно-приемлемых решений. Необходимость осознания этой проблемы определила цель исследования – выявление особенностей в проявлении смысложизненных ориентаций и различий в стратегиях защитно-совладающего поведения у российских и иностранных студентов (из республики Таджикистан). Исходя из поставленной цели, с помощью эмпирических и интерпретационных методов исследования были получены результаты по общей выборке 100 человек. В качестве испытуемых выступили студенты первого курса из Таджикистана и России. Выявлено, что российские студенты в кризисных ситуациях активно пытаются её осмыслить и всё-таки удовлетворить свои значимые потребности, в то время как иностранные студенты, чаще всего, сглаживают, смягчают дискомфорт, их поведение носит компенсаторный характер. Тем не менее, различия в ценностно-смысловых ориентациях и, соответственно, выстраивание собственной траектории защитно-совладающего поведения позволяют студентам адаптироваться в социуме, согласовывая свои традиционные ценности с современной культурной трансформацией общества.

Об авторах

Е. Л. Перченко
Череповецкий государственный университет
Россия

Перченко Елена Леонидовна – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии

162600, Вологодская обл., г. Череповец, проспект Луначарского, 5



Т. В. Гудина
Череповецкий государственный университет
Россия

Гудина Татьяна Викторовна – д-р пед. наук, профессор кафедры дефектологического образования

Researcher ID: K-1717-2018, Scopus ID: 57192065319

162600, Вологодская обл., г. Череповец, проспект Луначарского, 5



Список литературы

1. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы: пер. с англ. СПб: Изд-во «Питер», 2022. 160 с.

2. Селье Г. Стресс без дистресса: пер. с англ. А.Н. Луки, И.С. Хорола. М. : Прогресс, 1979. 126 с.

3. Lazarus R.S. Psychological Stress and Coping Process. New York: McGraw, 1966. 466 p.

4. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. T. 4. № 17. DOI: 10.54359/ps.v4i17.850

5. Хайруллина Ю.Р. Особенности психологических защитных механизмов и копингстратегий у подростков из неблагополучных семей // Психолог. № 5. 2014. С. 1–15. DOI: 10.7256/2306-0425.2014.5.13168

6. Bouchard G., Guillemette A., Landry-Leger N. Situational and Dispositional Coping: an Examination of their Personality, Cognitive Appraisals and Psychological Distress // European Journal of Personality. 2004. Vol. 18. P. 221–238. DOI: 10.1002/per.512

7. Brown S.P., Westbrook R.A., Challagalla G. Good Cope, Bad Cope: Adaptive and Maladaptive Doping Strategies Following a Critical Negative Work Event // Journal of Applied Psychology. 2005. Vol. 90. No. 4. P. 982–798. DOI: 10.1037/0021-9010.90.4.792

8. Vaillant G.E. Adaptive Mental Mechanisms: Their Role in a Positive Psychology // American Psychologist. 2000. Vol. 55. No. 1. P. 89–98. DOI:10.1037/0003-066X.55.1.89

9. Саунин К.С. Смыслы и смыслообразование как механизм формирования нравственной ориентации личности // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 10. С. 152–155. EDN: XCIHLN.

10. Черепанова М.И., Домашев А.Н. Динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 164–166. EDN: TACLYR.

11. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

12. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. 486 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2010. 368 с.

14. Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т. 8. № 10-2. С. 156–160. EDN: QCQTUL.

15. Исследование проблем смысла жизни и акме (возрастной, профессиональный и социореабилитационный аспекты) / В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Г.А. Вайзер, Е.Е. Вахромов, Н.Л. Карпова, А.В. Суворов, А.В. Торопова // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. EDN: OXFXKT.

16. Спирина Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций студентов-первокурсников // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 41-1. 56–59. DOI: 10.18411/lj-08-2018-25

17. Сараева Е.В., Маракулина А.С. Коррекция и фасилитация смысложизненных ориентаций студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 238– 242. URL: https://e-koncept.ru/2016/56749.htm (дата обращения: 01.02.2023).

18. Лапицкая И.Ю. Иммигранты как маргинальная группа в структуре общества // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. Т. 11. № 10. С. 186–192. EDN: RURZZP.

19. Сизганова Е.Ю., Кайдашова А.К., Чикова И.В. Анализ ценностных ориентаций студентов – будущих государственных и муниципальных служащих в контексте вызовов современности // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 258–270. DOI: 10.32744/pse.2020.1.18

20. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. № 8-9. С. 9–20. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20

21. Crockett, L.J., Iturbide, M.I., Torres Stone, R.A., McGinley, M., Raffaelli, M., Carlo, G. Acculturative Stress, Social Support, and Coping: Relations to Psychological Adjustment among Mexican American College Students. Cultur Divers Ethnic Minor Psychol. 2007. Vol. 13. No. 4. P. 347–355. DOI: 10.1037/1099-9809.13.4.347

22. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112. EDN: YGCFYX.

23. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Спб.: Изд-во СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. 50 с.

24. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. 83 с.

25. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 с.

26. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

27. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 63 с.

28. Ященко Е.Ф. Смысложизненные ориентации, стратегии совладающего поведения и удовлетворенность жизнью у студентов как проблема социальной психологии личности // Психология. Психофизиология. 2021. Т. 14. № 1. С. 88–96. DOI: 10.14529/jpps210109

29. Набиев М.М. Национально-психологические особенности таджиков и специфика их проявления в этническом общении: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Рос. акад. гос. службы. Москва, 1995. 24 с.


Рецензия

Просмотров: 668


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)