Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155

Аннотация

Современные геополитические вызовы, обуславливающие необходимость формирования национально-ориентированной системы образования, требуют много-аспектного анализа, социокультурного осмысления и поиска новых форматов организации высшего образования в России. В условиях постболонской реальности Россия нуждается в создании собственной модели высшего образования, которая сможет обеспечить экономику высококвалифицированными кадрами, соединив в себе лучшие элементы классической советской системы и передового зарубежного опыта, сможет учесть национальные традиции, интересы обучающихся, их родителей, вузовского сообщества и работодателей. В этой связи актуальным является анализ запросов современных российских студентов на изменение системы высшего образования.

Настоящая статья подготовлена по материалам авторского социологического исследования (N = 123 977 человек), проведённого в ноябре – декабре 2022 г. Проблемное поле исследования предполагало, что пересмотр существующей, преимущественно двухуровневой (бакалавриат и магистратура) структуры высшего образования требует перехода к оптимальной и традиционной для России модели специалитета с введением более гибких форм организации обучения, возможностями изменения образовательной траектории в процессе обучения, расширения механизмов академической мобильности и взаимодействия вузов. Данные исследования сопоставляются с данными аналогичных работ российских и зарубежных авторов.

Анализ мнения российского студенчества показал, что в процессе обучения и постепенного вхождения в специальность существенная часть студентов нуждается в изменениях сделанного при поступлении выбора направления подготовки или вуза. От возможности или невозможности осуществления этих изменений зависит их мотивация на обучение, академические достижения, дальнейшие образовательные и профессиональные траектории и удовлетворённость образованием в целом.

На основе проведённого анализа и полученных результатов авторами предлагаются практические шаги по формированию новой структуры российского высшего образования на основе специалитета и связанные с этим процессом рекомендации по изменениям законодательного, организационного, учебно-методического характера.

Об авторах

И. А. Алешковский
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Алешковский Иван Андреевич – канд. экон. наук, директор Центра стратегии развития образования

Scopus ID: 57190586626, Author ID: 140009

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1



А. Т. Гаспаришвили
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов
Россия

Гаспаришвили Александр Тенгизович – канд. философ. наук, зам. директора Центра стратегии развития образования, доцент кафедры социологии

Scopus ID: 6506912741, Researcher ID: H-2092-2012, Author ID: 630593

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



О. В. Крухмалева
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский университет дружбы народов
Россия

Крухмалева Оксана Валерьевна – канд. социол. наук, зав. отделом Центра стратегии развития образования, доцент кафедры социологии

Scopus ID: 57195356477, Researcher ID: T-9611-2017, Author ID: 357522

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Н. П. Нарбут
Российский университет дружбы народов
Россия

Нарбут Николай Петрович – д-р социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии

Researcher ID: A-6919-2017, Scopus ID: 25422455000, Author ID: 251248

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Н. Е. Савина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Савина Наталья Евгеньевна – науч. сотрудник Центра стратегии развития образования

Author ID: 840725

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1



Список литературы

1. Гребнев Л. С., Кирабаев Н. С., Шейнбаум В. С., Зборовский Г. Е., Лукашенко М. А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-150-166

2. Biemans H., Mariën H., Fleur E., Tobi H. Nieuwenhuis L., Runhaar P. Students’ Learning Performance and Transitions in Different Learning Pathways to Higher Vocational Education // Vocations and Learning. 2016. Vol. 9. No. 3. P. 315–332. DOI: 10.1007/s12186-016-9155-6

3. Wong B., Chiu Y.-L.T., Blake-Copsey M., Nikolopoulou M. A mapping of graduate attributes: what can we expect from UK university students? // Higher Education Research & Development. 2022. Vol. 41. No. 4. P. 1340–1355. DOI: 10.1080/07294360.2021.1882405

4. Meyer J., Leuze K., Strauss S. Individual Achievement, Person-Major Fit, or Social Expectations: Why Do Students Switch Majors in German Higher Education? // Research in High Education. 2022. Vol. 63. No. 2. P. 222–247. DOI: 10.1007/s11162-021-09650-y

5. Лызь Н.А., Голубева Е.В., Истратова О.Н. Образовательный опыт студентов: концептуализация и разработка инструмента оценки качества образования // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 67–98. DOI: 10.17323/18149545-2022-3-67-98

6. Bordon P., Fu C. College-major choice to college-then-major choice // Review of Economic Studies. 2015. Vol. 82. No. 4. P. 1247–1288. DOI: 10.1093/restud/rdv023

7. Sparks D. Student perceptions of college—how to move beyond transactional approaches to higher education // High Education. 2023. Vol. 85. P. 477–481. DOI: 10.1007/s10734-022-00919-4

8. Молокова Е.Л., Устюжанин В.Л. К сравнительной характеристике национальных моделей организации высшего образования // Российский экономический журнал. 2021. № 1. DOI: 10.33983/0130-9757-2021-1-109-123

9. Разработка модели создания индивидуальных образовательных траекторий в инженерном образовании. / Н.И. Наумкин, В.А. Агеев, А.Э. Садиева [и др.]. // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 3. С. 513–531. DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.513-531

10. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 35–50. DOI: l0.31992/08693617-2019-29-6-35-50

11. Кузьминов Я.И. Вызовы и перспективы развития университетов в России // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 5–8. URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/229026369 (дата обращения 08.02.2023).

12. Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 6. С. 48–61. DOI: 10.31992/0869-36172022-31-6-48-61

13. Pattison P., Bridgeman A., Bulmer A., McCallum P., Miles R. Renewing the Sydney undergraduate curriculum // High Education. 2022. P. 1–18. DOI: 10.1007/s10734-022-00982-x

14. Крючкова С.Е., Храпов С.А. Философия в современном университете: проблемы методики преподавания и перспективы в условиях новой образовательной модели «2+2+2» // Logos et Praxis. 2022. Т. 21, № 1. С. 43–53. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2022.1.5

15. Ubogu R. Information and Communication Technology: A Strategic Tool in the Internationalization of Higher Education / R. Ubogu, M.V. Orighofori // International Journal of Education and Practice. 2020. Vol. 8. No. 3. Р. 586–598. DOI: 10.18488/journal.61.2020.83.586.598

16. Ростовская Т.К. Тенденции академической мобильности в России: статистическая аналитика и прогностика / Т.К. Ростовская, О.А. Золотарева // Интеграция образования. 2021. Т. 25. № 3. С. 421–439. DOI: 10.15507/1991-9468.104.025.202103.421-439

17. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. С. 44–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-44-55

18. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И. Актуален ли перевод российского инженерного образования на американскую систему Liberal Arts? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 47–59. DOI: 10.31992/08693617-2021-30-6-47-59

19. Беляев С.А. Об изменении спроса на программы специалитета и бакалавриата со стороны абитуриентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 25–28. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0004

20. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: Некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13–25. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1220?locale=ru_RU (дата обращения 08.02.2023).

21. Долженко Р.А. Многопрофильный бакалавриат как новый подход к разработке и реализации программ высшего образования // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 1. С. 58–68. DOI: 10.22394/2304-3385-2022-1-58-68

22. Ивлева М.Л., Курилов С.Н., Дагцмаа Б. Высшее образование глазами студентов (на примере мониторингового исследования выпускников МЭИ) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. C. 225–238. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-225-238


Рецензия

Просмотров: 845


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)