Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Стадитьюб: образовательные блогеры в экосистеме высшего образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-156-168

Аннотация

В статье рассматривается новый нетрадиционный актор в высшем образовании – образовательные блогеры «стадитьюберы», которые записывают неформальные и непрофессиональные видео на тему обучения, продуктивности, популярной науки и образования в целом, сами будучи студентами. В задачи данного исследования вошло описание самого феномена стадитьюба – его истории, контекста, специфики, раскрытие способов работы образовательных блогеров и, наконец, фиксация роли стадитьюба в экосистеме высшего образования. Феномен стадитьюба был рассмотрен через экосистемный подход, рамку «культуры соучастия» и концепцию «микроселебрити», а эмпирически изучен благодаря методологии цифровой этнографии и методам невключённого наблюдения, визуального анализа видеоматериалов, тематического анализа текстов. В результатах были зафиксированы основной тематический репертуар стадитьюберов, стилевые особенности их работы, аффективный характер труда образовательных блогеров, способы взаимодействия с подписчиками и модели монетизации. Также предложены рекомендации университетам по вовлечению стадитьюб-сообщества в развитие вузовской среды.

Об авторах

К. Р. Романенко
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Романенко Ксения Романовна – канд. наук об образовании, доцент, науч. сотрудник Института образования

Researcher ID: L-3075-2015

101000, г. Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



А. Ю. Макарьева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Макарьева Анастасия Юрьевна – аспирант Аспирантской школы по образованию, приглашённый преподаватель Факультета мировой экономики и мировой политики

101000, г. Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10



Список литературы

1. Marginson S. Elite, mass, and high-participation higher education // Encyclopedia of international higher education systems and institutions. – Encyclopedia of International Higher Education Systems and Institutions. Dordrecht: Springer, 2017. DOI: 10.1007/978-94-017-9553-1_50-1

2. Томасова Д.А., Королева Д.О., Хавенсон Т.Е. Образовательные экосистемы: традиционные и нетрадиционные акторы в развитии территорий // Города будущего: пространственное развитие, соучаствующее управление и творческие индустрии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2021. С. 349–373. EDN: EYFMWO.

3. Jenkins H., Ito M., Boyd D. Participatory culture in a networked era: A conversation on youth, learning, commerce, and politics. John Wiley & Sons, 2015. ISBN: 978-0-745-68943-2.

4. Jenkins H., Purushotma R., Weigel M., Clinton K., Robison A.J. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. Cambridge, MA; London: MIT Press, 2009. DOI: 10.7551/mitpress/8435.001.0001

5. Senft T. Camgirls: Celebrity and Community in the Age of Social Networks. New York, N.Y.: Peter Lang Inc, 2008. ISBN: 978-0820456942.

6. Колпинец Е. Фигура из пустоты: селебрити как феномен цифровой повседневности // Философско-литературный журнал «Логос». 2016. Т. 26. № 6 (115). С. 161–188. EDN: XCSZBP.

7. Колпинец Е.В. Значение аффективного труда в культуре интернет-селебрити. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. Т. 5. С. 118–137. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1959

8. Boellstorff T. (Ed.) Ethnography and virtual worlds: A handbook of method. Princeton: Princeton University Press, 2012. DOI: 10.2307/j.cttq9s20

9. Hine C. Virtual ethnography. London: SAGE Publications Ltd, 2000. DOI: 10.4135/9780857020277

10. Terry G., Hayfield N., Clarke V., Braun V. Thematic analysis // The SAGE handbook of qualitative research in psychology, 2017. Т. 2. С. 17–37. DOI: 10.4135/9781526405555.n2

11. Abidin C. Internet celebrity: Understanding fame online. Emerald Group Publishing, 2018. DOI: 10.1108/9781787560765

12. Pearson R. Fandom in the Digital Era. Popular Communication // The International Journal of Media and Culture. 2010. Т. 8. № 1. С. 84–95. DOI: 10.1080/15405700903502346

13. Логунова О.С., Лебедев П.А. Digitalселебрити: трансформация теоретических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 12–31. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1992

14. Hou M. Social media celebrity and the institutionalization of YouTube // Convergence. 2019. Т. 25. № 3. С. 534–553. DOI: 10.1177/1354856517750368

15. Tsaliki L. “Tweeting the good causes”: Social networking and celebrity activism // A companion to celebrity. 2015. С. 235–257. DOI: 10.1002/9781118475089.ch13


Рецензия

Просмотров: 985


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)