Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Молодёжная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20

Аннотация

В условиях эскалации геополитической напряжённости, усиления информационного противостояния важным фактором сохранения российского государства является системная деятельность по социальной интеграции молодого поколения, развитию у него адекватных гражданских установок и ценностей. По мнению автора статьи, сегодня наблюдается изменение модели реализации государственной молодёжной политики, фокус внимания которой всё больше переносится на систему образования, включая российские университеты. В этой связи важной исследовательской задачей является анализ моделей молодеёжной политики и воспитательной деятельности в российских университетах. Целью статьи является анализ установок топ-менеджмента российских вузов в отношении организации молодёжной политики и воспитательной деятельности в университете.

Статья основана на серии глубинных интервью, проведённых с руководством российских вузов в июле–сентября 2022 года. В ней предложены критерии для анализа эффективности воспитательной работы со студентами, представлена типология моделей такой работы в российских университетах в разные исторические периоды, выделены основные дисфункции реализации молодёжной политики в российских университетах на современном этапе. В завершении автором предложено несколько ключевых принципов, позволяющих повысить эффективность молодёжной политики и воспитательной деятельности в университете как важного механизма социальной интеграции молодого поколения.

Об авторе

В. А. Смирнов
Костромской государственный университет
Россия

Смирнов Владимир Алексеевич – д-р социол. наук, доцент, глав. науч. сотрудник Управления научно-исследовательской деятельности

156002, г. Кострома, ул. Дзержинского, 17  



Список литературы

1. Nico M. Variability in the Transitions to Adulthood in Europe: A Critical Approach to DeStandardization of the Life Course // Journal of Youth Studies. 2014. Vol. 17. No. 2. P. 166–182. DOI: 10.1080/13676261.2013.805877

2. Schoon I., Silbereisen R.K. (eds.) Transitions from School to Work: Globalization, Individualization, and Patterns of Diversity. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. DOI: 10.1017/ CBO9780511605369

3. McLeod J. Vulnerability and the Neo-liberal Youth Citizen: A View from Australia // Comparative Education. 2012. Vol. 48. No. 1. P. 11–26. DOI:10.1080/03050068.2011.637760

4. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодёжь и молодёжная политика в современном российском обществе. М.: Перспектива, 2016. 166 c. ISBN: 978-5-905790-16-4.

5. Жаринова Е.С. Патриотизм как фрейм и технология мобилизации молодёжи России в поддержку современного президентского политического курса // Власть. 2015. Т. 23. №1. С. 74–78. EDN: WAVRZT.

6. Майборода А., Саблина А., Ясавеев И. Государство для молодёжи или молодёжь для государства: дискурсы молодёжной политики в странах Евросоюза и России // Социологическое обозрение. 2021. №20 (3). С. 71–97. DOI: 10.17323/1728-192X-2021-3-71-97

7. Томалинцев В.Н., Козлов А.А. Введение в социальную экстремологию: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 220 с. ISBN: 5-288-03671-3.

8. Ярская В.Н., Ловцова Н.И. Молодёжная политика: разные и пока не равные // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8. №2. С. 151–164. EDN: MSOGDV.

9. Меркулов П.А., Бакалдина Е.С., Елисеев А.Л. Государственная молодёжная политика в современной России: инструменты интеграции молодёжи в общественные практики // Власть. 2015. №10. С. 27–32. EDN: UMYEHH.

10. Подьячев К.В., Халий И.А. Государственная молодёжная политика в современной России: концепт и реалии // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. Т. 20. №2. С. 263–276. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-263-276

11. Певная М.В. Управление российским волонтёрством: сущность и противоречия // Социологические исследования. 2016. №12. С. 69–77. EDN: XGVSHT.

12. Елишев С.О. Социальное манипулирование молодёжью. М.: Канон+, 2019. 336 с. ISBN: 978-5-88373-554-6.

13. Эшвин П. Может ли университетское образование изменить человека? Задачи отображения преобразующей силы высшей школы в сравнительных исследованиях качества образования // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 21–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2016- 1-21-34

14. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса социализации // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. T. 10. № 3. С. 8–16. EDN:JXKMTV.

15. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Чиннова И.И., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. №1. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-9545- 2019-1-8-43

16. Чепуренко А.Ю. Маркс в университете 3.0 // Социологические исследования. 2018. №5. С. 26–34. DOI: 10.7868/S0132162518050033

17. Гаврилюк Т.В. Культурный потенциал молодых преподавателей российской провинции: теория и практика исследования // Социологические исследования. 2015. №6. С. 102–110. EDN: UAXUGP.


Рецензия

Просмотров: 1075


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)