Социальное самочувствие преподавателей высшей школы: социальный контекст и критерии измерения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-112-124
Аннотация
В статье рассматривается проблема социального самочувствия преподавателей университетов, что связано с существенными и непрерывными изменениями в социальном контексте развития института высшей школы. Поднимаются два вопроса: о сложной ситуации (контексте) и факторах, негативно влияющих на социальное самочувствие преподавателей, и, соответственно, о релевантных критериях измерения социального самочувствия исследуемой профессиональной группы в сложившихся условиях. Сложный социальный контекст и наблюдаемые изменения в социальном самочувствии преподавателей детерминированы соотношением объективных и субъективных факторов: увеличение числа рисков и стремительное развитие общества влияют не только на статус преподавателя, но и на то, как он видит себя в этих условиях. В целях подтверждения тезиса о возможном снижении социального самочувствия на фоне всё более усиливающихся социальных угроз приводятся результаты социологического исследования, проведённого в Новосибирском государственном техническом университете с использованием метода анкетирования (n = 327). Согласно полученным результатам, большинство преподавателей получают удовлетворение от своей работы и, прежде всего, от работы со студентами, но постоянная смена концепций высшего образования и возникновение внешних угроз негативно влияют на состояние социального самочувствия. Несмотря на то, что чуть больше половины «наверное, не сменили бы» свою профессию на какую-либо другую, далеко не все могут в полной мере адаптироваться к новым и постоянно изменяющимся требованиям системы высшего образования. В качестве защитного барьера от внешних угроз выступает позитивный социально-психологический климат подразделений. В целом полученные результаты дают повод задуматься о необходимости отслеживать состояние социального самочувствия преподавателей в процессе модернизации системы высшего образования и формировать соответствующие условия для успешной научной и образовательной деятельности.
Об авторах
Л. Н. ОсьмукРоссия
Осьмук Людмила Алексеевна – д-р социол. наук, профессор, директор Института социальных технологий
630073, Россия, г. Новосибирск, пр-т Карла Маркса, 20
В. А. Яблонская
Россия
Яблонская Варвара Александровна – асп. кафедры социальной работы и социальной антропологии
630073, Россия, г. Новосибирск, пр-т Карла Маркса, 20
Список литературы
1. От качества жизни к социальному самочувствию: эволюция подхода/ С.А. Ильиных, Е.В. Наумова, С.В. Ровбель, О.Ю. Тевлюкова // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 3. DOI: 10.24158/spp.2019.3.4
2. Матюшина М.Г. Основные подходы к раскрытию понятия «субъективное благополучие» в отечественной и зарубежной психологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. № 182. С. 127–131. EDN: ZMMSMF.
3. Березовская Р.А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 45. DOI: 10.54359/ ps.v9i45.489
4. Медведева Г.П., Шимановская Я.В. Социальное благополучие как смысл социальной деятельности // Право и практика. 2018. № 4. C. 293–299. EDN: YROHAL.
5. Социологические подходы к изучению социального благополучия / Е.А. Авдеев, Э. Аллардт, Л.А. Беляева и др.: отв. ред. М.Ф. Черныш, Ю.Б. Елихина. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. 431 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-377-5.2021
6. Осинский И.И., Бутуева З.А. Социальное самочувствие: понятие, факторы формирования и показатели измерения // Вестник БГУ. 2015. № 14. С. 38–45. EDN: UOGTQJ.
7. Фадеева И.М., Федосеева М.В. Самочувствие преподавателя в обществе, профессии, вузе // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 153–163. DOI: 10.14515/monitoring.2015.6.09
8. Rubina, L. Y. Professional and Social Situation of Teachers // Sotsiologicheskie Issledovaniya. 1996. No. 6. P. 63-75. EDN MOUKNZ.
9. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. 2003. Т. 228. № 4. С. 143. EDN: OOOTFN.
10. Юскаева М.В. К вопросу о социальном самочувствии преподавателей высшей школы // Огарёв-Online. 2013. № 1. EDN: UNEZVV.
11. Наумова Е.А. Социальный статус работников высшего образования в рыночной парадигме развития // Политика и общество. 2012. Т. 96. № 12. С. 93–98. EDN: QACISZ.
12. Осьмук Л.А. Социальная неопределённость и метаморфозы современного общества // Идеи и идеалы. 2010. Т. 1. № 4. С. 84–91. EDN: NCDCCH.
13. Diener E. Guidelines for National Indicators of Subjective Well-being and Ill-being// Applied Research in Quality of Life. 2006. Vol. 2. No. 1. P. 151–157. DOI: 10.1007/s11482-006-9007-x
14. Осьмук Л.А., Сафронова М.В. Психологическое здоровье преподавателей в ситуации непрерывных образовательных реформ // Психическое здоровье общества в постсовременном мире: сб. материалов форума специалистов помогающих профессий с международным участием, Новосибирск, 13–18 апреля 2016 г. Общероссийская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига». Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2016. С. 33–40. EDN: WNVXKF.
15. Fulmer A., Gelfand M., Kruglanski A., KimPrieto C., and etc. On “Feeling Right” in Cultural Contexts: How Person-Culture Match Affects Self-Esteem and Subjective Well-Being // Psychological Science. 2010. Vol. 21. No. 11. P. 1563–1569. DOI: 10.1177/0956797610384742
16. Гриценко Г.Д. Социальное самочувствие и социальная адаптация: соотношение понятий // Universum: общественные науки. 2014. Vol. 7. № 6. EDN: SFVQRH.