Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-125-137
Аннотация
Целью статьи является определение путей и условий развития интернационализации в России. В статье показано с точки зрения неоинституционального подхода, что западные стратегии интернационализации реализовываются в условиях сформированной идентичности университета в качестве предпринимательского при сильной институциональной поддержке. В России на данном этапе всё ещё происходит формирование новой идентичности университета, подобная система образования на институциональном уровне отсутствует. Также отмечено, что интернационализацию на Западе изначально использовали как инструмент повышения качества образования, что в перспективе способствовало повышению конкурентоспособности в условиях массовизации и рыночной ориентации высшей школы, тогда как в России конкурентоспособность вуза выступает условием для успешной интернационализации. При уже существующих формальных изменениях в системе образования, неформальные ограничения создают конфликт идентичностей вуза. Университет всё ещё не воспринимается в качестве полноправного экономического субъекта. Слабо учитывается фактор ёмкости рынка. Предпринимательская составляющая вуза не выступает на данном этапе его конкурентным преимуществом, а в глобальном измерении наблюдается существенное её отставание. Важными условиями успешного развития интернационализации выступают: дифференцированный подход к вузам в реализации стратегий интернационализации, относительная автономность вуза, устранение разрыва между целями интернационализации и государственными механизмами, направленными на их реализацию, а также условиями развивающейся внутренней интернационализации, заинтересованная совместная деятельность всех субъектов научно-образовательного процесса и частного сектора экономики, устранение разрыва между выработанными механизмами повышения конкурентоспособности вуза посредством коммерциализации проектов и слабой развитости форм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в системе высшего образования, совершенствование подходов к организации научно-образовательной деятельности вуза.
Об авторе
Е. В. НикитенкоРоссия
Никитенко Елена Викторовна – канд. ист. наук, доцент кафедры международных отношений и регионоведения,
630073, г. Новосибирск, пр-т Карла Маркса, 20
Список литературы
1. Анпилова Е.С., Бондарев М.Г. Интернационализация высшего образования в России: кейс Южного Федерального университета // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 80–87. EDN: LZQXUT.
2. Altbach P.G., Knight J. The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities. // Journal of Studies in International Education 2007. Vol. 1. P. 290–305. DOI: 10.1177/ 1028315307303542
3. Найт Дж. Интернационализация образования приносит не только пользу // Экономика образования. 2007. Т. 42. № 5. С. 79–81. EDN: HGWJAE.
4. Куликова О.В., Целютина Т.В. Перспективы развития интернационализации высшего образования // Фундаментальные исследования. 2015. № 7-3. С. 610–614. EDN: UEAHUX.
5. Чмыхало А.Ю., Ардашкин И.Б., Макиенко М.А. Интернационализация высшего образования как отражение ценностей культуры постмодерна: Российская специфика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2016. Т. 24. № 4. С. 85–99. DOI: 10.17223/22220836/24/9
6. Акульшина А.В., Завьялова Л.А. Интернационализация высшего образования: международные векторы стратегии развития университета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 8–9. С. 117–125. DOI: org/10.31992/ 0869-3617-2018-27-8-9-117-125
7. Кечерукова М.А. Создание англоязычной образовательной среды в рамках интернационализации высшего образования в России // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 127-129. EDN: VZZWCT.
8. Кузьминых Ж.О., Красильникова Н.В., Пауэлл Г.М. Современные тенденции интернационализации высшего образования в Европе и США // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 526. EDN: TYSOFJ.
9. Рыжкова И.А., Бурцева А.В. Интернационализация регионального вуза // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 52–58. EDN: QZDWTT.
10. Старыгина А.И. Интернационализация высшего образования в России в контексте двусторонних связей с Китаем // Гуманитарий юга России. 2017. Т. 6. № 2. С. 280–290. EDN: YLOBTZ.
11. Фатхуллина Л.З., Гурьянова Т.Н. Интернационализация российского высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 14. С. 482–485. EDN: STICDT.
12. Ременцова Н.А. Интернационализация образовательных услуг: тенденции и стратегии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. № 4. С. 47–58. DOI: 10.28995/2073-6304- 2020-4-47-58
13. Абдулкеримов И.З., Павлюченко Е.И., Эсетова А.М. Современные тенденции интернационализации высшего образования // Проблемы современной экономики. 2012. Т. 43. № 3. С. 358–361. EDN: PVRQQJ.
14. Зиятдинова Ю.Н. Инновационная образовательная среда исследовательского университета // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 471. EDN: TYSNKF.
15. Блинова Е.А. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Вестник университета. 2014. № 13. С. 233–240. EDN: TEBTQP.
16. Смоляков Д. А. Институциональные условия интернационализации высшего образования: массовая высшая школа // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 5. С. 11–37. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-5-11-37
17. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 203-211. EDN: VIOIKN.
18. Береговая О.А., Кудашов В.И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. Т. 39. № 3. С. 31–43. DOI: 10.32744/ pse.2019.3.3
19. Санько А.М., Соловьева Н.В. Институциональные изменения в высшем образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22, № 74. С. 70–76. DOI: 10.37313/2413- 9645-2020-22-74-70-76
20. Петров В.В. Развитие университетских систем в трансформирующихся обществах // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. №2. С. 3666–3673. DOI: 10.15 372/PEMW20200203
21. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения. М.: Олимп-Бизнес, 2016. 480 с.
22. Салми Дж. Создание университетов мирового класса. М.: Весь мир, 2009. 132 с.
23. Брайкович Л., Хелмс Р.М. Интернационализация в вузах США// Международное высшее образование. 2018. № 92. С. 16–18. URL: https://ihe.hse.ru/article/view/7558 (дата обращения: 01.10.2022). (In Russ.).
24. Торопов Д.А. Европейская образовательная модель в свете сравнительного анализа реализации Болонской и Копенгагенской деклараций// Традиционное прикладное искусство и образование. 2016. Т. 16. № 1. С. 1–7. EDN: ZRJBXT.
25. Шведова И.А. Интернационализации высшего образования в Китае// Вестник Томского государственного университета. История. 2013. Т. 21. № 1. С. 132–138. EDN: RUEFTT.
26. Никитенко Е.В. Формирование идентичности современного университета в логике неоинституциональной концепции Д. Норта // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Vol. 12. No. 1. С. 37–45. DOI:10.20913/2618-7515-2022-1-5
27. Николаев В.К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 2. С. 149–166. DOI: 10.31992/ 0869-3617-2022-31- 2-149-166