Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148

Аннотация

С 1 сентября 2023 г. согласно приказу Минобрнауки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 г. № 662 увеличится объём часов на изучение истории России в организациях высшего образования для студентов неисторических специальностей. Во всех российских вузах начнётся изучение обновлённого курса российской истории, расширенного в своих географических и хронологических рамках и освещающего события, происходящие в стране и мире, касающиеся каждого гражданина России. Для преподавателей изменения, внесённые в федеральные государственные образовательные стандарты, детализируются в новой концепции преподавания курса «История России», утверждённой 2 февраля 2023 г.Концепция, представляя собой социальный заказ, адресованный образованию, содержит в себе важный идейный посыл развития у студентов гражданственности и патриотизма, но не раскрывает конкретных инструментов достижения поставленных целей.

В статье анализируются психологические, педагогические и методические аспекты сложнейшей комплексной проблемы, которая коснётся преподавателя истории в вузе как исполнителя принятых решений. Определяется подход к методическим решениям через прояснение сути явлений патриотизма, идентичности, исторического сознания, самосознания и психологических механизмов их становления в обучении. Раскрываются задачи педагога как организатора учебной ситуации в обучении с опорой на знания индивидуальных особенностей студентов и способов оптимизации их личностного развития на материале истории. Статья задаёт методологические ориентиры нравственного воспитания в ходе преподавания истории, обусловленные требованиями реформы высшей школы и современ ными социальными вызовами. Это тем более важно, что вузам дано право определить их самостоятельно. 

Об авторах

Н. Л. Росина
Кировский институт (филиал) Московского гуманитарно-экономического университета
Россия

Росина Наталья Леонидовна – д-р псих. наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин

610035, г. Киров, ул. Щорса, 66



М. А. Росина
Вятский государственный университет
Россия

Росина Марина Анатольевна – канд. ист. наук, кафедра истории и политических наук

610000, г. Киров, ул. Московская, 36



Список литературы

1. Юревич А.В. Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. Т. 34. № 1. С. 5–21. EDN: VSELTV.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с. URL: http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/Slobodchikov_ Isaev_Psikhologija_cheloveka.pdf (дата обращения: 18.04.2023).

3. Патриотизм современной российской молодёжи: концептуальные основания и технологии воспитания / В.Д. Байрамов, И.В. Бочарников, А.И. Дурягина и др. М.: Издательский дом «Альфа-М», 2013. 144 с. EDN VTMHNR.

4. Тощенко Ж.Т. Ценности молодёжи и молодёжная политика: Как соединить их вместе? // Диалог культур: ценности, смыслы, коммуникации: XIII Международные Лихачевские научные чтения, 16–17 мая 2013 г. СПб.: СПбГУП, 2013. 712 с. С. 177–182. EDN: RWAJFL.

5. Росина Н.Л. Формирование профессиональной обучаемости студентов-психологов в вузе. Киров: Старая Вятка, 2011. 219 с. EDN: QYDORF.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984. 92 с. EDN: TPDZTN.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

8. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов психологов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 2. С. 7–17. EDN: JVVPML.

9. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004. 424 с. EDN: SURSEH.

10. Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии. 1978. №4. С. 84–95.

11. Росина Н.Л. Индивидуализация вузовского обучения: проблемы и возможности // Высшее образование в России. 2011. №10. С. 123- 128. EDN: OICAOV.

12. Вербицкий А.А. Преподаватель – главный субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 13–20. EDN: RZPTWB.

13. Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 26– 47. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

14. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во УРАО, 2000. 128 с. URL: https://studfile.net/preview/1725771/ (дата обращения: 18.04.2023).

15. Росина Н.Л. Профессиональная подготовка психологов в вузе: теория и практика: Киров: «Старая Вятка», 2011. 185 с.

16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособ. для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр Академия, 2001. 304 c. URL: http://library. lgaki.info:404/2019/Смирнов_Педагогика_и_ психология.pdf (дата обращения: 18.04.2023).

17. Росина Н.Л. Гуманизация вузовского обучения: интеграция личностных и предметных изменений // Высшее образование в России. 2007. №6. С. 46–48. EDN: IAECOB.

18. Rogers C.R. On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy. Boston, 1961. 367 p.

19. Росина Н.Л. Организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного обучения // Высшее образование в России. 2006. №7. С. 109–114. EDN: IBVLIZ.


Рецензия

Просмотров: 914


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)