Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-9-33
Аннотация
С каждый днём технологии искусственного интеллекта (ИИ) всё глубже и глубже проникают во все сферы человеческой жизни, включая образование. При этом степень интеграции инструментов ИИ в педагогический процесс во многом зависит от осведомлённости, готовности и практики применения педагогами всего арсенала ИИ в своей профессиональной деятельности. Цель исследования состоит в выявлении осведомленности преподавателей высшей школы в вопросах организационного, дидактического и методического потенциала ИИ-технологий, их готовности использовать инструменты ИИ в педагогической деятельности и практику применения ИИ-технологий в преподавании. Для выявления осведомлённости педагогов в вопросах использования ИИ в педагогической деятельности, определения степени их готовности и практики применения ИИ-технологий в учебном процессе было проведено анкетирование. Участниками опроса выступили 426 преподавателей из 18 вузов РФ. Результаты анкетирования показали, что интеграция инструментов ИИ в образование в настоящее время находится на начальной стадии. В целом у преподавателей высшей школы отсутствуют системные представления об организационном, дидактическом и методическом потенциале инструментов ИИ. Многие педагоги владеют сегментарными знаниями, связанными в большей степени непосредственно с их профессиональной деятельностью по преподаванию конкретных дисциплин, которые не в состоянии создать целостную картину возможностей ИИ в образовании. При этом большая часть преподавателей вузов выражает нейтральное отношение или готовность к использованию инструментов ИИ в педагогической деятельности. Опыт практического применения инструментов ИИ в педагогическом процессе ограничивается малочисленными случаями использования конкретных технологий в преподавании конкретных аспектов дисциплин.
Ключевые слова
Об авторе
П. В. СысоевРоссия
Сысоев Павел Викторович – д-р пед. наук, профессор, начальник Управления организации научно- исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров,
392000, Тамбов, ул. Интернациональная, 33.
Список литературы
1. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угрозы или ценный ресурс? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №4. С. 9–22. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22
2. Turing A. Computing machinery and intelligence // Mind. 1950. Vol. LIX. No. 236. P. 433–460. URL: https://phil415.pbworks.com/f/TuringComputing.pdf (дата обращения: 08.08.2023).
3. Воронов М.В., Пименов В.И., Небаев И.А. Системы искусственного интеллекта. М.: Издательство Юрайт, 2023. 256 с. URL: https://urait.ru/book/sistemy-iskusstvennogointellekta-532212 (дата обращения: 08.08.2023).
4. Итинсон К.С. Информатизация медицинского образования: системы искусственного интеллекта в обучении студентов и врачей // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. №3 (32). С. 91–93. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0021
5. Waisberg N., Hudek A. AI for lawyers: how artificial intelligence is adding value, amplifying expertise, and transforming careers. Hoboken: Wiley, 2021. 208 p. URL: https://www.wiley.com/en-us/AI+For+Lawyers%3A+How+Artificial+Intelligence+is+Adding+Value%2C+Amplifying+Expertise%2C+and+Transforming+Careers-p-9781119723844 (дата обращения: 08.08.2023).
6. Feuerriegel S., Shrestha Y.R., von Krogh G., Zhang C. Bringing artificial intelligence to business management // Nature Machine Intelligence. 2022. Vol. 4. No. 7. P. 611–613. DOI: 10.1038/s42256-022-00512-5
7. Паршина К.В., Салтыкова Г.М. Современные технологии в обучении студентов направления подготовки «дизайн» // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. №1-1. С. 263–270. DOI: 10.34670/AR.2021.47.77.032
8. Лёвин Б.А., Пискунов А.А., Поляков В.Ю., Савин А.В. Искусственный интеллект в инженерном образовании // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №7. С. 79–95. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-7-79-95
9. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. №3. С. 6–16. EDN: QFMZHW.
10. Holmes W., Anastopoulou S., Schaumburg H., Mavrikis M. Technology-enhanced personalized learning: Untangling the evidence. Stuttgart: Robert Bosch Stiftung, 2018. URL: https://www.bosch-stiftung.de/sites/default/files/publications/pdf/2018-08/Study_Technology-enhanced%20Personalised%20Learning.pdf (дата обращения: 08.08.2023).
11. Pokrivcakova S. Preparing teachers for the application of AI-powered technologies in foreign language education // Journal of Language and Culture Education. 2019. Vol. 7. No. 3. P. 135–153. DOI: 10.2478/jolace-2019-0025
12. Sharma R.C., Kawach, P., Bozkur, A. The Landscape of Artificial Intelligence in Open, Online and Distance Education: Promises and concerns // Asian Journal of Distance Education. 2019. Vol. 14. No. 2. Р. 1–2. URL: https://www.asianjde.com/ojs/index.php/AsianJDE/article/view/432 (дата обращения: 08.08.2023).
13. Stower R., Calvo-Barajas N., Castellano G., Kappas A. A Meta-analysis on Children’s Trust in Social Robots // International Journal of Social Robotics. 2021. No. 13. P. 1979–2001. DOI: 10.1007/s12369-020-00736-8
14. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. ChatGPT и искусственный интеллект в университетах: какое будущее нам ожидать? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №6. С. 19–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-19-37
15. Avella J.T., Kebritchi M., Nunn S.G., Kanai T. Learning Analytics Methods, Benefits, and Challenges in Higher Education: A Systematic Literature Review // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2016. Vol. 20. No. 2. P. 13–29. URL: https://www.learntechlib.org/p/193384/ (дата обращения: 08.08.2023).
16. Du Boulay B. Artificial intelligence as an effective classroom assistant // IEEE Intelligent Systems. 2016. Vol. 31. No. 6. P. 76–81. DOI: 10.1109/MIS.2016.93
17. Dean Jr.D., Huhn D. Direct discussion vs discovery: the long view // Science Education. 2007. Vol. 91. No. 3. P. 384–397. URL: http://users.sussex.ac.uk/~bend/papers/meta-reviewsIEEEV5.pdf (дата обращения: 08.08.2023).
18. Jones A., Castellano G. Adaptive Robotic Tutors that Support Self-Regulated Learning: A Longer-Term Investigation with Primary School Children // International Journal of Social Robotics. 2018. Vol. 10. No. 3. P. 357–370. DOI: 10.1007/s12369-017-0458-z
19. Jones A., Bull S., Castellano G. “I Know That Now, I’m Going to Learn This Next” Promoting Self-regulated Learning with a Robotic Tutor // International Journal of Social Robotics. 2018. Vol. 10. No. 4. Р. 439–454. DOI: 10.1007/s12369-017-0430-y
20. Mageira K., Pittou D., Papasalouros A., Kotis K., Zangogianni P., Daradoumis A. Educational AI chatbots for content and language integrated learning // Applied Sciences. 2022. Vol. 12. No. 7. Article no. 3239. DOI: 10.3390/app12073239
21. Клочихин В.В., Поляков О.Г. Технологии искусственного интеллекта: инструменты корпусного анализа в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. №3. С. 24–30. EDN: BDTTFE.
22. Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. №2. С. 276–301. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301
23. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. №2. С. 386–394. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394
24. Cámara-Arenas E., Tejedor-García C., TomasVázquez C. J., Escudero-Mancebo D. Automatic pronunciation assessment vs. automatic speech recognition: A study of conflicting conditions for L2-English // Language Learning & Technology. 2023. Vol. 27. No. 1. Р. 1–19. DOI: 10125/73512
25. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика развития иноязычных речевых умений студентов на основе практики с чат-ботом // Перспективы науки и образования. 2023. №3(63). С. 201–218. DOI: 10.32744/pse.2023.3.13
26. Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Искусственный интеллект в обучении иностранному языку: чат-боты в развитии умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2023. №3. С. 45–54. EDN: GDJORM.
27. Goel A.K., Polepeddi L. Jill Watson: A virtual teaching assistant for online education. Georgia Institute of Technology, 2017. ISBN: 9781351186193. URL: https://smartech.gatech.edu/bitstream/handle/1853/59104/goelpolepeddi-harvardvolume-v7.1.pdf (дата обращения: 08.08.2023).
28. Junaidi J., Hamuddin B., Julita K., Rahman F., Derin T. Artificial Intelligence in EFL Context: Rising Students’ Speaking Performance with Lyra Virtual Assistance // International Journal of Advanced Science and Technology. 2020. Vol. 29 No. 05. P. 6735–6741. URL: http://sersc.org/journals/index.php/IJAST/article/view/17726 (дата обращения: 08.08.2023).
29. Tzu-Yu T., Hao-Jan Ch.H. The impact of Google Assistant on adolescent EFL learners’ willingness to communicate // Interactive Learning Environments. 2020. November, 15. P. 1–18. DOI: 10.1080/10494820.2020.1841801
30. Кадеева О.Е., Сырицина В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. №10 (163). С. 45–53. DOI: 10.32517/2221-1993-2020-19-10-45-53
31. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. №1. С. 66–72. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72
32. Яроцкая Л.В., Алейникова Д.В. Актуализация содержания обучения студентов социально-гуманитарного профиля подготовки в контуре искусственного интеллекта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Т. 20. №1. С. 145–162. DOI: 10.22363/2313-1683-2023-20-1-145-162
33. Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. Effects of AI chatbots on EFL students’ communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. Vol. 21. P. 712–734. DOI: 10.15738/kjell.21.202108.712
34. Haryanto E., Ali R. Students’ attitudes towards the use of Artificial Intelligence SIRI in EFL learning at one public university // International Seminar and Annual Meeting BKS-PTN Wilayah Barat. 2018. Vol. 1. No. 1. P. 190–195. URL: http://conference.unsri.ac.id/index.php/semirata/article/view/1102 (дата обращения: 08.08.2023).
35. Nazaretsky T., Cukurova M., Alexandron G. An instrument for measuring teachers’ trust in AL-based educational technologies // LAK22: 12th International Learning Analytics and Knowledge Conference, 2022. P. 56–66. DOI: 10.1145/3506860.3506866