Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Образовательный потенциал городов – университетских центров России как фактор повышения их конкурентоспособности

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-34-56

Аннотация

Современный этап развития страны характеризуется повышением роли университетов не только в образовательном пространстве страны, но и в социально-экономическом развитии городов и регионов. Высшие учебные заведения, формирующие образовательный потенциал городов, являются флагманами их технологической трансформации, формируют бренд городов, повышают их устойчивость, жизнестойкость и конкурентоспособность. Целью настоящего исследования является типологизация городов – университетских центров России, проведённая с помощью разработанного авторами комплексного индекса образовательного потенциала. Статистической базой для оценки образовательного потенциала городов стали данные Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2022 г., рейтинги университетов британской компании Quacquarelli Symonds (интегральный рейтинг QS и пять укрупнённых направлений подготовки), РА-Эксперт (интегральный и отдельные по 29 направлениям подготовки), рейтинг «Три миссии университета», Репутационный рейтинг университетов.

Исследование проводилось в три этапа, каждый из которых предполагал особые методологические подходы. На первом этапе – был проведён обзор существующих теоретических и практических исследований по тематике и разработан комплексный индекс образовательного потенциала городов – университетских центров, с помощью которого на втором этапе исследования была проведена типология университетских городов РФ, различающихся по уровню образовательного потенциала. На третьем этапе исследования было проведено сопоставление полученных ранее результатов с показателями устойчивого развития и реализации их креативного потенциала. Отдельно была проанализирована реализация образовательного потенциала наиболее устойчивыми и конкурентоспособными городами – университетскими центрами, в контексте реализации стратегии интернационализации и экспорта образования.

Национальный проект «Наука и университеты», предполагающий формирование к 2030 г. ста университетов как центров научного, технологического и социально-экономического развития, а также программа строительства 25 современных кампусов мирового уровня усиливают внимание к городам как центрам локализации высшего образования, к реализации их образовательного потенциала, и в конечном счёте, к их устойчивости и конкурентоспособности.

Научная новизна заключается в разработке методических подходов к оценке образовательного потенциала городов – университетских центров и её апробации на примере 1208 университетов, расположенных в 306 городах в 84 регионах РФ. В результате проведена типология университетских центров России по уровню образовательного потенциала: выделено шесть типов городов, различающихся по градообразующей роли высших учебных заведений, их роли в формировании бренда и конкурентоспособности города.

Проведённая типология позволяет оценивать образовательный потенциал городов – университетских центров, формировать эффективные стратегии их развития в контексте реализации национальных целей развития РФ.

Об авторах

Т. Ф. Крейденко
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Россия

Крейденко Татьяна Федоровна – канд. геогр. наук, доцент кафедры региональной экономики и географии экономического факультета, Researcher ID: GLS-6352-2022,

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.



М. Д. Петрович
Институт географии Йована Цвиича Сербской академии наук и искусств; Российский университет дружбы народов (РУДН)
Россия

Петрович Марко Добрица – PhD, ведущий исследователь департамента социальной географии, Researcher ID: I-3554-2016, 

11000, г. Белград, ул. Джуре Лакшика, 9;

доцент кафедры региональной экономики и географии экономического факультета РУДН,

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.



В. Н. Холина
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Россия

Холина Вероника Николаевна – канд. геогр. наук, заведующая кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета, Researcher ID: V-9500-2017,

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.



Список литературы

1. Romer P. Endogenous Technological Change // Journal of Political Economy. Part 2: The Problem of Development: A Conference of the Institute for the Study of Free Enterprise Systems. 1990. Vol. 98. No. 5. P. S71–S102. URL: http://links.jstor.org/sici?sici=0022-3808%28199010%2998%3A5%3CS71%3AETC%3E2.0.CO%3B2-8 (дата обращения: 31.05.2023).

2. Education in the Creative Economy: Knowledge and Learning in the Age of Innovation: ed. by D. Araya, M. Peters. New York: Peter Lang, 2010. 675 p. ISSBN 9781433107443.

3. Щербинин А.И., Щербинина Н.Г., Севостьянов А.В. Конструирование города-бренда. М.: Изд-во «Аспект-Пресс», 2018. 240 с. ISBN: 978-5-7567-0939-1. EDN: VMLGFO.

4. Габдрахманова Г.Ф. Образы университета и города в миграции иногородних студентов: региональный кейс // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 6. С. 116–138. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-6-116-138

5. Gunning W.S. The Town of Princeton and the University, 1756–1946 // Princeton University Library Chronicle. 2005. Vol. 66. No. 3. P. 439–492. DOI: 10.25290/prinunivlibrchro.66.3.0439

6. Lazzeroni M., Piccaluga A. Beyond ‘Town and Gown’: The Role of the University in Small and Medium-Sized Cities// Industry & Higher Education. 2015. Vol. 29. No. 1. P. 11–23. DOI: 10.5367/ihe.2015.0241

7. Бердник А.Н. Университетский город в России и его традиции (середина ХVIII – начало ХХ вв.) // Право и образование. 2001. № 5. С. 184–200. EDN HTYVDZ.

8. Шатило Д.П. Университетские города в Европе: понятие, специфика развития, планировочные структуры // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14. № 4. С. 23–39. DOI: 10.23932/2542-0240-2021-14-4-2

9. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Высшее образование как фактор сохранения городов в Уральском макрорегионе // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 3. С. 914–926. DOI: 10.17059/2018-3-16

10. Ave G. University Cities: A Strategic Resource of Small and Medium-Sized Cities in Europe // Cities as Multiple Landscapes: Investigating the Sister Cities Innsbruck and New Orleans: ed. by Antenhofer C., Bischof G., Dupont R.L., Leitner U. Frankfurt, New York, 2016. 529 p. P. 61–80. ISBN 9783593506470, ISBN 9783593434728, ISBN 9783593435565.

11. Уманец И.Ф. Воздействие деятельности Тихоокеанского государственного университета на развитие институционального окружения системы образования Хабаровска // Современное педагогическое образование. 2023. № 1. C. 267–271. EDN: MAVNGV.

12. Смирнов С.А. Город-кампус, или образовательное пространство города. Методологический конструкт // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 44–59. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-44-59

13. Тургель И.Д., Бугров К.Д., Ойхер А.Д. Университетские города России: ожидания vs реальность // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 5. С. 89–111. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-89-111

14. Колесова О.В., Минаев Н.Н., Оплаканская Р.В. Университетские города Сибири: тенденции раз- вития, проблемы, перспективы // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 106–111. DOI: 10.17223/15617793/438/14

15. Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Современные тенденции модификации бренда университетского города // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 62. С. 184–193. DOI: 10.17223/1998863Х/62/16

16. O’Sullivan, A. Urban Economics (9th edition). 2018. McGraw Hill, 464 p. ISBN : 9780078021787/0078021782.

17. Etzkowitz H. The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action. Routledge, 2008, 180 p. ISBN 0-203-92960-8.

18. Reich R. But Now We’re Global // The Times Literary Supplement. 1990. August 31 – September 6.

19. Reinert Е. Competitiveness and its Predecessors – a 500-year Cross-National Perspective // Structural Change and Economic Dynamics. 1995. Vol. 6. Issue 1. P. 23–42. DOI: 10.1016/0954-349X(94)00002-Q

20. Krugman P. Pop Internationalism. L.: MIT Press Cambridge, 1997. 237 p. ISBN 0262112108, 9780262112109.

21. Ron M., Simmie J. The Theoretical Bases of Urban Competitiveness: Does Proximity Matter? // Revue d’Èconomie Régionale & Urbaine. 2008. Vol. 3. P. 333–351. DOI: 10.3917/reru.083.0333

22. Булина А.О., Мозговая К.А., Пахнин М.А. Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. Вып. 2. С. 163–188. DOI: 10.21638/spbu05.2020.201

23. Uzawa H. Optimum Technical Change in an Aggregative Model of Economic Growth // International Economic Review. 1965. Vol. 6. № 1. P. 18–31. DOI: 10.2307/2525621

24. Mankiw N., Romer D., Weil D. A Contribution to the Empirics of Economic Growth // Quarterly Journal of Economics. 1992. Vol. 107. Issue. 2. P. 407–437. DOI: 10.2307/2118477

25. Griliches Z. Notes on the Role of Education in Production Functions and Growth Accounting. In: Education, Income, and Human Capital. 1970. Ed. by W.L.Hansen. New York: Columbia University Press, P. 71–115. URL: https://www.nber.org/system/files/chapters/c3277/c3277.pdf (дата обращения: 31.05.2023).

26. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22. Issue1. P. 3–42. DOI: 10.1016/0304-3932(88)90168-7

27. Nelson R., Phelps E. Investment in Humans, Technological Diffusion, and Economic Growth // The American Economic Review. 1966. Vol. 56. P. 69–75.

28. Lee N. The Creative Industries and Urban Economic Growth in the UK // Environment and Planning. 2014. Vol. 46. P. 455–470. DOI: 10.1068/a4472

29. Glaeser E. Urban resilience // Urban Studies. 2022. Vol. 59. No. 1. P. 3–35. DOI: 10.1177/00420980211052230

30. Zhao M., Jin Y., Zhang Y. Who Earns More? City Hierarchy of Earning Returns to Education Among Migrant Workers in Urban China // Cities. 2023.Vol. 137. DOI: 10.1016/j.cities.2023.104316

31. Schuller T., Preston J., Hammond C., BrassettGrundy A., Bynner J. The Benefits of Learning: The Impact of Education on Health, Family Life and Social Capital. 2004. London: Routledge. 224 p. DOI: 10.4324/9780203390818

32. Chatterton P. University Students and City Centres – the Formation of Exclusive Geographies: The Case of Bristol, UK. 1999 // Geoforum. Vol. 30. Issue 2. P. 117–133. DOI: 10.1016/S0016-7185(98)00028-1

33. Chatterton P., Goddard J. The Response of Higher Education Institutions to Regional Needs // European Journal of Education. 2000. Vol. 35. No. 4. Р. 475–496. DOI: 10.1111/1467-3435.00041

34. Comunian R., Taylor C., Smith D. The Role of Universities in the Regional Creative Economies of the UK: Hidden Protagonists and the Challenge of Knowledge Transfer // European Planning Studies. 2014. Vol. 12. No. 22. P. 2456–2476. DOI: 10.1080/09654313.2013.790589

35. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 4. DOI: 10.15862/26PDMN417

36. Wissema J.G. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Edward Elgar Publishing Ltd., 2009. 252 p. DOI:10.4337/9781848446182

37. Sassen S. The Global City: New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press, 1991. 397 p.

38. Лободанова Д.Л., Самсон И., Курле К. Комфортность среды как фактор инновационного развития города. М.: Издательство «Дело», 2013. 180 c. EDN: TTBYNX.

39. Мартьянов В. Креативный класс – креативный город: реальная перспектива или утопия для избранных? // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 10. С. 41–51. DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-10-41-51

40. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2011. 430 с. ISBN 978-5-905102-17-2.

41. Хокинс Д. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика – XXI, 2011. 256 с. ISBN 978-5-89817-334-0.

42. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика – XXI, 2018. 400 с. ISBN 978-5-89817-437-8.

43. Старикова М.С., Безуглый Э.А., Шахов В.В. Креативный потенциал как основа инновационного развития региона // Вопросы инновационной экономики. 2018. Т. 8. № 2. С. 235–254. DOI: 10.18334/vinec.8.2.39150

44. Кулешова Г.И. Университет и город. Очерк эволюции связи университетской институции с городской средой. Часть 1. Мировой опыт // Academia. Архитектура и строительство. 2021. № 4. C. 70–79. DOI: 10.22337/2077-9038-2021-4-70-79

45. Данилова Е.А. Формирование системы опорных инновационных вузов как катализатор инновационного развития государства // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2015. Т. 30. № 2. С. 146–154. EDN: TYFVTL.

46. Harris R. The Impact of the University of Portsmouth on the Local Economy // Urban Studies. 1997. Vol. 34. No. 4. P. 605–626. DOI: 10.1080/0042098975943

47. Turgel, I., Ulyanova, E. (2019). Analysis of Population Concentration and Economic Activity in the Largest Regional Capitals of Russia.Journal of the Geographical Institute “Jovan Cvijić” SASA. Vol. 69. No. 3. P. 229–239. DOI: 10.2298/IJGI1903229T


Рецензия

Просмотров: 631


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)