Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Государственная политика по развитию науки в российских вузах: уроки 90-х

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-76-90

Аннотация

В статье анализируется опыт развития науки в вузах в первое постсоветское десятилетие, которое осуществлялось через государственные программы разного уровня. После распада СССР ситуация в российской науке была тяжёлой, обусловленной резким сокращением бюджетного финансирования при незначительности других источников поддержки, начавшимся оттоком научных кадров и иными диспропорциями. Исследования, проводившиеся в вузах, составляли не более 10% всей российской науки. Научная деятельность для вузов не была основной, за исключением небольшого числа ведущих университетов. При этом именно вузы занимались подготовкой кадров высшей квалификации, что стало создавать угрозу кадрового кризиса для всей сферы науки. На государственном уровне был выбран подход, состоявший в точечных мерах по поддержке вузовской науки на основе целевых программ с акцентом на фундаментальные исследования. Цель статьи состоит в выявлении и систематизации основных факторов, которые в наибольшей мере повлияли на состояние и развитие науки в вузах по итогам реализации таких программ. Исследование базируется на анализе литературных источников, статистических данных, а также интерпретациях результатов опросов тех лет. Показано, что эффект программ был скромным, не изменившим масштабы вузовской науки в стране. Факторы, которые неблагоприятно отразились на реализации целевых программ, были связаны с нормативно-правовыми ограничениями, неоптимальным выбором направлений поддержки, недофинансированием и его распылением, недостаточным учётом профиля прошлой научной деятельности вузов. Вместе с тем программы 90-х гг. дали толчок к обсуждению концепций исследовательских университетов, что в дальнейшем существенным образом изменило ландшафт и результативность вузовской науки в стране.

Об авторе

И. Г. Дежина
Сколковский институт науки и технологий; Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Дежина Ирина Геннадиевна – д-р экон. наук, руководитель Аналитического департамента научно-технологического развития, ведущий научный сотрудник, Research ID: F-7485-2014,

121205, г. Москва, Большой бульвар, 30, стр. 1;

634050, г. Томск, пр. Ленина, 36. 



Список литературы

1. Graham L. Science in Russia and the Soviet Union. A Short History. Cambridge University Press, 1993. 321 p. DOI:10.2307/3107280

2. Молодин В.И. Основные принципы интеграции Сибирского отделения РАН с высшей школой // Науковедение. 1999. № 1. С. 68–76. EDN: ZAAHVZ.

3. Егерев С.В. Концептуальное обоснование создания новых образовательных форм в системе вузов России и проблема федеральных исследовательских университетов, предпосылки концепции исследовательских университетов // Подготовка научных кадров в системе высшего образования России. Сб. обзоров: отв. ред. А.И. Ракитов; РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям, Центр информатизации, социал., технол. исслед. и науковед. анализа. М., 2002. С. 136–154. EDN: RBLMUN.

4. Гохберг Л.М. Наука и образование в России: пути интеграции // Финансы: теория и практика. 2006. № 1–2. С. 71–77. EDN: HTLEZN.

5. Майер Г.В., Зинченко В.И., Ревушкин А.С. «Академический университет» как модель интеграции фундаментальной науки и элитарного образования // Известия высших учебных заведений. Физика. 1998. № 9. C. 3–7. EDN: ZBO

6. Журавлев В.А. Классический исследовательский университет: концепция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ. 2000. № 2 (13). С. 25–31. EDN: HTNJCT.

7. Памятных Е.А. Классический университет как научно-образовательное учреждение // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 6. С. 52–56. EDN: PIUBGT.

8. Гусев А.Б. Современный профиль вузовской науки в России и перспективы его изменения // Управление наукой и наукометрия (Наука. Инновации. Образование). 2012. № 2. С. 28–54. EDN: RKNUEZ.

9. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Вузовская наука: перспективы развития // Высшее образование в России. 2004. Т. 3. № 4. C. 107–120. EDN: IBNAZR.

10. Семёнов Е.В. Концептуальные основы государственной научной политики в постсоветской России // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. Т. 3. № 1. С. 12–37. EDN: JWQTWB.

11. Стронгин Р., Максимов Г. Опыт интеграции науки и образования // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 2–14. EDN: IBLSVZ.

12. Дежина И. Наука в российских вузах: что делается сегодня для её поддержания и развития? // Науковедение. 1999. № 4. C. 121–143.

13. Близняков Н.М., Листенгартен В.С. Программа «Университеты России»: гуманитарный раздел // Вестник ВГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2004. № 2. С. 3–6. EDN: TNSQNZ.

14. Бабушкин А.Н., Борисов С.Ф. Университеты и РАН: возможности и тупики сотрудничества // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. C. 59–62. EDN: LEVFLR. 14 https://rscf.ru/project/23-18-00048/

15. Китова Г.А., Кузнецова Т.Е. Интеграция науки и образования в экономике знаний // Информационное общество. 2005. № 5. С. 32–36. EDN: SRRWMD.

16. Дежина И., Минин В., Либкинд А. Нужно ли и как объединяться? // Высшее образование в России. 2001. № 6. C. 12–20. EDN: JVSYED.

17. Шорин В.П. Интеграция науки и высшего образования // Высшее образование сегодня. 2002. № 1. С. 2–9.

18. Дежина И. Государственное регулирование науки в России. М.: Магистр, 2008. 430 с. EDN: SDQPIT. ISBN: 978-5-9776-0050-7.

19. Марджинсон С. Российские наука и высшее образование в условиях глобализации // Вопросы образования. 2014. № 4. C. 8–35. EDN: TDOCNX.

20. Белановский С. Оценка состояния Российской академии наук. М.: ЦСР, 2005. URL: http://www.polit.ru/dossie/2005/12/15/ran.html (дата обращения: 05.07.2023).

21. Дежина И. «Ведущие вузы» или «исследовательские университеты»? // Высшее образование в России. 2004. № 8. C. 9–17. EDN: IBNCRX.

22. Болдырев Н. Может ли наука быть региональной? // Высшее образование в России. 2004. № 12. С. 80–85. EDN: IBMZSP.

23. Нешитов Ю. Программа «Фундаментальные исследования и высшая школа» // Инновации. 2005. № 6. С. 79–85. EDN: KXWLFD.


Рецензия

Просмотров: 828


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)