Механизмы активизации личностного потенциала студентов в условиях цифровизации вузовского обучения
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-91-114
Аннотация
Цель исследования состоит в разработке психолого-педагогического конструкта имплементации информационных технологий в процесс обучения студентов для развития их личностного потенциала. Стремительная цифровизация высшей школы вызвала необходимость обеспечения дидактически корректного внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучение, органично отвечающего структуре и логике образовательного процесса, а также задаче развития личности. Решая эти задачи, авторы предлагают не прямое, а опосредованное применение различных ИКТ через развитие системы разнообразных образовательных коммуникаций, которые выстраиваются и поддерживаются преподавателем. В этом состоит новизна исследования и его отличие от большинства современных проектов форсированной, технократической цифровизации образования, недостаточно учитывающих закономерности и принципы целостного образовательного процесса и развития личности в нём. Опираясь на психологические и дидактические подходы и методы, авторы реконструируют педагогически управляемый процесс внедрения ИКТ в обучение посредством реализации преподавателем взаимосвязанных механизмов – средообразующего и триггерных механизмов. Средообразующий механизм развёртывает логику поэтапного внедрения ИКТ – от принципов их использования через построение образовательных коммуникаций к способам активизации личностного потенциала студентов в виде триггерных механизмов. Последние представляют собой приёмы непосредственного включения ИКТ в обучение и задаются механизмом персонализации образовательных коммуникаций. Полагая настроенность ИКТ на личность обучаемого, данный механизм выводит на первый план процесса цифровизации обучения личность преподавателя. Будучи инициатором и организатором образовательных коммуникаций, преподаватель может адекватно и полноценно обеспечить эту настроенность и адресность применения ИКТ, реализуя ряд сопряжённых механизмов: респонсивный, поликонтактный, контемпоральный, смыслоцентрический, проектно-конструирующий, культурно-опосредующий, консолидирующий, инклюзивный, компаративный, механизм проблематизации.
Апробация предложенных механизмов в практике онлайн-обучения показала их достаточную эффективность, у студентов отмечается повышение показателей самореализации, способностей к саморегуляции, а также значимости ценностей саморазвития в обучении.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Н. ШутенкоРоссия
Шутенко Елена Николаевна – канд. психол. наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Scopus ID: 56809459300, Reseacher ID: N-8361-2019, Author ID: 485015,
308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.
А. И. Шутенко
Россия
Шутенко Андрей Иванович – канд. пед. наук, доцент кафедры стратегического управления, Scopus ID: 55916050800, Reseacher ID: M-5482-2016, Author ID: 510471,
308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46.
Список литературы
1. Haleema A., Javaida M., Qadri M.A., Sumanc R. Understanding the role of digital technologies in education: A review // Sustainable Operations and Computers. 2022. Vol. 3. P. 275–285. DOI: 10.1016/J.SUSOC.2022.05.004
2. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. №1. С. 120–133. URL: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/17/image/17-120.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
3. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 9–19. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19
4. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и её социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. T. 13. №1. С. 84–101. DOI: 10.21638/spbu12.2020.106
5. Дудник С.И., Марков Б.В. Кризис образования в цифровую эпоху // Вестник СанктПетербургского университета. Философия и конфликтология. 2020. Т. 36. №2. С. 214–226. DOI: 10.21638/spbu17.2020.201
6. Роботова А.С. Преподаватель-гуманитарий в режиме E-Learning: «Волнения души» // Высшее образование в России. 2017. №3. С. 43–51. EDN: YHQBZV.
7. Castaneda L., Selwyn N. More than tools? Making sense of the ongoing digitizations of higher education // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018. No. 15. P. 1–10. DOI:10.1186/s41239-018-0109-y
8. Ольховая Т.А., Мурзаханова Э.И., Мучкаева Е.А. Восприятие студентами университета феноменов «цифровое общество» и «цифровая культура» // Современные проблемы науки и образования. 2022. №1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31492 (дата обращения: 21.07.2023).
9. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодёжь в эпоху цифрового общества // Преподаватель ХХI век. 2019. №1-1. С. 77–85. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/07_0.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
10. Фролова Е.В., Рогач О.В. Специфика восприятия студентами процессов цифровизации образования: осмысление опыта онлайн-обучения в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. 2021. №3 (51). С. 43–54. DOI: 10.32744/pse.2021.3.3
11. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №3. С. 40–57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57
12. Крылова Н.П., Левашов Е.Н. Перспективы развития вузовских библиотек в научной информационной среде // Научные и технические библиотеки. 2021. №8. С. 83–100. DOI: 10.33186/1027-3689-2021-8-83-100
13. Асон Т.А., Борисова О.В., Васьбиева Д.Г., Горбунова О.А., Игнатова О.В., Калугина О.А., Карпова А.В., Мельничук М.В., Фролова В.Б. Тренды дистанционного обучения в российских вузах в условиях цифровой экономики. Монография. М.: КноРус; 2021. 250 с. ISBN: 978-5-406-08874-6. URL: https://book.ru/book/941539 (дата обращения: 21.07.2023).
14. Донских О.А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №10. С. 56–64. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64
15. Михайлов О.В., Денисова Я.В. Дистанционное обучение в российских университетах: «шаг вперёд, два шага назад»? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №10. С. 65–76. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-65-76
16. Петрова Л.Н. Плюсы и минусы дистанционного обучения в вузах России в условиях пандемии COVID-19 // Педагогическое образование в России. 2022. №3. С. 128–134. URL: https://pedobrazovanie.ru/images/3-2022/15.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
17. Strielkowski W. COVID-19 Pandemic and the Digital Revolution in Academia and Higher Education // Preprints.org 2020, Apr. 17. Article no. 2020040290. DOI:10.20944/preprints202004.0290.v1
18. Буланова М.Б., Великая Н.М. Цифровизация высшего образования в период пандемии: преимущества и риски // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 28. №4. С. 25–36. DOI 10.15826/umpa.2021.04.034
19. Вихман В.В., Ромм М.В. «Цифровые двойники» в образовании: перспективы и реальность // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №2. С. 22–32. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-22-32
20. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И., Серебряная М.В. Особенности активизации личностного потенциала студентов в условиях цифровизации вузовского обучения // Перспективы науки и образования. 2022. №6 (60). С. 47–67. DOI: 10.32744/pse.2022.6.3
21. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Учёные записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 / Под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 56–65. URL: https://www.psychology-online.net/articles/doc-1275.html (дата обращения: 21.07.2023).
22. Леонтьев Д.А. (ред.). Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. 675 с. URL: https://publications.hse.ru/books/59044276 (дата обращения: 21.07.2023).
23. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Нomo Сyberus. 2019. №1(6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 21.07.2023).
24. Шутенко А.И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. 2011. №7. С. 80–86. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_16558962_21847054.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
25. Шутенко А.И. Концепция построения образовательных коммуникаций в системе вузовской подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2015. №6. С. 98–104. URL: http://sp-journal.ru/article/1896 (дата обращения: 21.07.2023).
26. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/ZPp-2010/ZPp-448.htm#$p1] (дата обращения: 21.07.2023).
27. Сластенин В.А., Асадуллин Р.М. Формирование личности учителя как субъекта педагогической деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2005. №5. С. 3–19. EDN: PJIZQL.
28. Давыдов В.В., Рубцов В.В., Крицкий А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредствованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. Т. 1. №2. С. 68–93. URL: https://psyjournals.ru/journals/pse/archive/1996_n2/Davydov (дата обращения: 21.07.2023).
29. Dabbagh N., Kitsantas A. Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning // Internet and Higher Education. 2012. No. 15. P. 3–8. DOI: 10.1016/j.iheduc.2011.06.002
30. Шутенко А.И., Шутенко Е.Н., Деревянко Ю.П. Применение информационных технологий как средств развития образовательных коммуникаций для реализации личностного потенциала студентов вуза // Сибирский педагогический журнал. 2020. №6. С. 81–92. DOI: 10.15293/1813-4718.2006.08
31. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос», 1999. 272 с. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-1.shtml (дата обращения: 21.07.2023).
32. Crumly C., Dietz P., d’Angelo S. Pedagogies for Student-Centered Learning: Online and On-Ground. Fortress Press, 2014. 120 p. DOI: 10.2307/j.ctt9m0skc
33. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: сб. статей. Томск: «Пеленг», 1995. 142 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/davydov_o-ponyatii-razvivayuschego-obucheniya_1995/go,0;fs,1/ (дата обращения: 21.07.2023).
34. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1992. 44 с. URL: http://old.experiment.lv/rus/biblio/el_biblio/repkin_ro_ud.htm#3 (дата обращения: 21.07.2023).
35. Роберт И.В. Дидактика периода цифровой трансформации образования // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 184–198. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44493264_10564095.pdf дата обращения: 21.07.2023).
36. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Директ-Медиа, 2013. 231 с. URL: https://ito.osu.ru/files/Kras_posobie_6.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
37. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. М.: Юрайт, 2020. 392 с. URL: https://urait.ru/bcode/449298 (дата обращения: 21.07.2023).
38. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М.: Логос, 2005. 456 с. URL: https://pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-15.shtm (дата обращения: 21.07.2023).
39. Jonassen D., Driscoll M. (eds.). Handbook of research for educational communications and technology (Vol. 2). Routledge, 2004. 1232 p. DOI: 10.4324/9781410609519
40. Vangelisti A.L., Daly J.A., Friedrich G.W. (eds.). Teaching Communication: Theory, Research, and Methods (2nd ed.). Routledge. 1999. 584 p. DOI: 10.4324/9780203810804
41. Шутенко Е.Н. Методика исследования субъективно значимых факторов самореализации студентов в процессе вузовской подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-3. С. 325–329. EDN: PAYOYQ.
42. Моросанова В.И., Ванин А.В., Цыганов И.Ю. Создание новой версии опросного метода «Стиль саморегуляции учебной деятельности – ССУДМ» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. №1. С. 5–15. URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/16963883.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
43. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей // Прикладная психология, 2001. №4 С. 9–30. URL: http://psy.sportedu.ru/sites/psy.sportedu.ru/files/morfologicheskiy_test_zhiznennyh_cennostey.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
44. Петухова Е.А., Кравченко Г.В. Использование метода проектов в обучении студентов вуза средствами информационных технологий // Учёные записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2017. №3 (43). С. 204–209. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30115686_61208321.pdf (дата обращения: 21.07.2023).
45. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ-Медиа, 2014. 274 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=236493 (дата обращения: 21.07.2023).