Имидж высших учебных заведений: особенности восприятия учениками выпускных классов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-115-132
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования имиджа высших учебных заведений в условиях возрастающей конкуренции на региональном рынке образовательных услуг, а также между региональными и столичными учебными заведениями. Цель исследования – выявление особенностей восприятия учащимися выпускных классов имиджа организаций высшего образования. Представлены результаты анкетного интернет-опроса старшеклассников г. Волгограда и г. Волжского и серии глубинных интервью с учащимися выпускных классов. Результаты исследования демонстрируют субъектное восприятие потенциальными абитуриентами сущности имиджа высших учебных заведений, ограниченное спецификой социального опыта и статуса школьников. К ключевым компонентам имиджа вузов, по мнению волгоградских учеников, относятся имидж образовательных услуг и преподавательского состава, социальный и визуальный имидж, что соответствует приоритетности направлений деятельности образовательных организаций и соотносится с результатами всероссийских и региональных исследований социологического профиля. Выявленная по результатам опроса выпускников эффективность интернет-ресурсов в качестве источника информированности о вузах отражает общие тенденции цифрового общества, высокая значимость личных контактов – специфику регионального имиджа учебных заведений. Текущий имидж основных вузов г. Волгограда характеризуется учащимися выпускных классов достаточно положительно, однако, треть участников исследования затруднились дать оценку ключевым имиджевым компонентам, что указывает на необходимость повышения эффективности деятельности образовательных организаций по их формированию. При этом наиболее актуальным представляется конструирование положительного имиджа преподавательского состава и внутреннего имиджа местных учебных заведений, отражающего специфику их социально-психологического климата. Предложенные авторами рекомендации по повышению эффективности имиджформирующей деятельности связаны с расширением представленности вузов в интернет-пространстве, привлечением преподавателей и лидеров мнений из числа студенческого сообщества в качестве авторов контента, а также с развитием интерактивной коммуникации с потенциальными абитуриентами.
Об авторах
В. А. СагайдакРоссия
Сагайдак Варвара Александровна – канд. социол. наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии, Reseacher ID: V-2097-2017,
400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8.
А. Л. Кузеванова
Россия
Кузеванова Ангелина Леонидовна – д-р. социол. наук, заведующий кафедрой социологии, общей и юридической психологии,
400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8.
О. Ю. Яблонских
Россия
Яблонских Ольга Юрьевна – бакалавр,
400066, г. Волгоград, ул. Гагарина, 8.
Список литературы
1. Ушакова Я.В., Ситникова И.В., Францева Ю.Е. Факторы выбора вуза и профессиональные стратегии студентов социогуманитарных направлений подготовки // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. Т. 59. № 3. С. 118–128. EDN: HLQLJX.
2. Резник Г.А., Ежова Ю.В. Имидж вуза: сущность и основы формирования // E-Scio. 2019. T. 29. № 2. С. 117–122. EDN: KAWAQP.
3. Хачатурян Н.Р. Оценка образовательного продукта студентами как критерий реального имиджа вуза // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2021. № 6. С. 86–90. DOI: 10.20339/AM.06-21.086
4. Пескова Е.Н. Биографическое интервью в имиджевом издании: жанрообразующие признаки // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2015. T. 12. № 2. С. 39–43. EDN: TPPHRB.
5. Кривцова Е.В., Винникова Я.Н. Влияние специальных мероприятий на имидж высшего учебного заведения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. T. 28. № 4. С. 216–223. EDN: ZXKZTH.
6. Пашнев И.М., Гоженко Г.И. Имидж вуза и средства его формирования // Форум молодых учёных. 2019. T. 29. № 1. Ч. 2. С. 1220–1224. EDN: POTTWM.
7. Тринитатская О.Г., Бочаров С.В. Формирование позитивного имиджа образовательной организации в условиях конкурентной среды // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/01PDMN417.pdf (дата обращения: 20.05.2023). EDN: ZMPZLL.
8. Юматова Д.И. Внутренний и внешний имидж университета // Сборник материалов по результатам научно-практической конференции «Стратегические коммуникации в современном мире». 2019. Т. 2. С. 184–188. EDN: UVFVAP.
9. Черникова Е.К. Факторы формирования положительного имиджа вуза // Сборник материалов VI Международной научно-практический конференции, посвящённой Дню космонавтики «Актуальные проблемы авиации и космонавтики». 2020. Т. 3. С. 109–111. EDN: QPMMED.
10. Дорохова И.А. Элементы, формирующие имидж вузов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. T. 117. № 3-2. С. 87–91. DOI: 10.23670/IRJ.2022.117.3.053
11. Мурзагалина Г.М. Факторы формирования положительного имиджа вуза у внешней аудитории // Инновации и инвестиции. 2022. № 12. C. 105–108. EDN: IFVJIJ.
12. Абдужалилов Х.А. Рейтинг вуза как метод оценки его репутации // Практический маркетинг. 2021. № 1. С. 39–44. DOI: 10.24412/2071-3762-2021-1287-39-44
13. Иванова Ю.О. Позитивный имидж рейтинговых образовательных организаций высшего образования и факторы их привлекательности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. T. 89. № 7. EDN: WFHBFT.
14. Акимова О.Е., Волков С.К., Ефимов Е.Г. Представление современного абитуриента об имидже вуза // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. T. 40. № 2. С. 76–84. DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10209
15. Прохоров А.В. Формирование имиджа университета средствами корпоративных медиа // Неофилология. 2022. № 30. С. 333–343. DOI: 10.20310/2587-6953-2022-8-2-333-344