Понятие «качество» в высшем образовании: от офлайн- к онлайн-формату
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-9-27
Аннотация
Понятие «качество», в силу своей многогранности и полифункциональности, используется в различных сферах деятельности. В сферу высшего образования термин пршёл в 80-е гг. XX века, но дискуссии о том, как его определять, не утихают по сей день. Учитывая масштабирование онлайн-практик на университетских программах и отсутствие единой системы обеспечения и оценивания качества в онлайн-формате, вышеназванные проблемы проявляются ещё более ярко. В статье с целью выявить смысловое наполнение понятия «качество» в онлайн-среде сопоставляются теоретический и практический уровни его функционирования в двух форматах. Основой для исследования служат работы, посвящённые обобщению традиционных подходов к переосмыслению понятия качества в высшем образовании и инструментов работы с ним в онлайн- и офлайн-среде. Прослеживается движение от разрозненных определений качества к системам их обобщения. Выявляется, какие элементы понимания качества в офлайн-формате являются потенциально применимыми в онлайн-формате. Определяются основные различия между категориями обеспечения качества в онлайн- и офлайн-форматах, выявляется их преемственность. На основе проведённого анализа предложен подход к работе с качеством вузовских онлайн-программ, объединяющий теорию и практику. Работа представляет интерес для исследователей в сфере высшего образования, а также для вузовских управленцев, заинтересованных в вопросах внутренних практик работы с качеством и культуры качества.
Об авторах
А. Э. КорчакРоссия
Корчак Анна Эдуардовна – стажёр-исследователь Центра социологии высшего образования Института образования
Researcher ID: HHM-9284-2022
annakorchak735@gmail.com
101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Т. Е. Хавенсон
Россия
Хавенсон Татьяна Евгеньевна – старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования, доцент Института образования
Researcher ID: H-6348-2015
101000, Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Список литературы
1. Alenezi M. Digital learning and digital institution in higher education // Education Sciences. 2023. Vol. 13. No. 1. P. 88. DOI: 10.3390/educsci13010088
2. Altbach P.G. Global perspectives on higher education. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 2016. 352 p. ISBN: 978-1-4214-1926-8.
3. Климова Т.А., Ким А.Т., Отт М.А. Индивидуальные образовательные траектории студентов как условие качественного университетского образования // Университетское управление: практика и анализ. 2023. Т. 27. № 1. С. 23–33. DOI: 10.15826/umpa.2023.01.003
4. Аржанова И.В., Барышникова М.Ю., Перфильева О.В. Подход к оценке магистратуры на основе показателей развития институциональной среды // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 6. С. 81–87. EDN: ZCEIYX.
5. Seaman J.E, Allen I.E., Seaman J. Grade Increase: Tracking Distance Education in the United States. Babson Survey Research Group, 2018. 46 p. URL: bayviewanalytics.com/reports/gradeincrease.pdf (дата обращения: 23.12.2023).
6. Mishra L., Gupta T., Shree A. Online teachinglearning in higher education during lockdown period of COVID-19 pandemic // International Journal of Educational Research Open. 2020. Vol. 1. Article no. 100012. DOI: 10.1016/j.ijedro.2020.100012
7. Harvey L., Green D. Defining quality // Assessment and Evaluation in Higher Education. 1993. Vol. 18. No. 1. P. 9–34. DOI: 10.1080/0260293930180102
8. Jensen H.T., Aspelin M., Devнnsky F., Gerlach J.W., Heerens N. et al. Quality Culture in European Universities: A Bottom-Up Approach: Report on the Three Rounds of the Quality Culture Project 2002-2006. EUA publications, 2006. 40 p. URL: https://eua.eu/resources/publications/656:quality-culture-in-europeanuniversities-a-bottom-up-approach.html (дата обращения: 23.12.2023).
9. Schindler L., Puls-Elvidge S., Crawford L., Welzant H. Definitions of quality in higher education: A synthesis of the literature // Higher Learning Research Communications. 2015. Vol. 5. No. 3. P. 3–13. DOI: 10.18870/hlrc.v5i3.244
10. Cheng M. Quality as transformation: educational metamorphosis // Quality in Higher Education. 2014. Vol. 20. No. 3. P. 272–289. DOI: 10.1080/13538322.2014.978135
11. Cheng M. Reclaiming quality in higher education: a human factor approach // Quality in Higher Education. 2017. Vol. 23. No. 2. P. 153–167. DOI: 10.1080/13538322.2017.1358954
12. Dzimińska M. How quality as transformation is manifested and enabled in a student vision of an ideal university: implications for quality management in higher education // Quality in Higher Education. 2022. Vol. 29. No. 3. P. 323–339. DOI: 10.1080/13538322.2022.2060786
13. Нефедова А.И. «Качество университетской жизни»: пример адаптации методики в российском университете // Высшее образование в России. 2016. № 4. C. 91–98. EDN: TPLPUB.
14. Мальцев Д.В., Репецкий Д.С. Удовлетворённость обучающихся качеством образовательных услуг технического университета // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 45–52. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-45-52
15. Сандлер Д.Г., Сущенко А.Д., Кузнецов П.Д., Печенкина Т.Е. Трудоустройство выпускников и его связь с качеством высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3. С. 73–85. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.028
16. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Дифференциация качества высшего образования и заработных плат выпускников в России // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 161-190. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-161-190
17. Ленская Е.В. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 81–95. EDN: JWJFKJ.
18. Антосик Л.В., Шевченко Е.С. Оценка влияния эффективного контракта на публикационную активность преподавателей: кейс регионального университета // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 247–267. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-247-267
19. Gormley W.T., Weimer D.L. Organizational Report Cards. Harvard University Press, 1999. 288 p. ISBN: 9780674643505.
20. Shah M. Ten years of external quality audit in Australia: evaluating its effectiveness and success // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2012. Vol. 37. No. 6. P. 761–772. DOI: 10.1080/02602938.2011.572154
21. Shuang G. Ideological and Political Education Quality Evaluation Using Fuzzy Comprehensive Evaluation. In: Sixth International Conference on Intelligent Systems Design and Engineering Applications (ISDEA). IEEE. August 2015. P. 441–444. DOI: 10.1109/ISDEA.2015.116
22. Ireland J., Mary Correia H., Griffin T.M. Developing quality in e-learning: a framework in three parts // Quality Assurance in Education. 2009. Vol. 17. No. 3. P. 250–263. DOI: 10.1108/09684880910970650
23. Coomaraswamy U., Clarke-Okah W. Quality assurance toolkit: Distance higher education institutions and programmes. Commonwealth of Learning (COL), 2009. 355 p. URL: https://open.saide.ngo/repository/opensaide/1.%20COL%20HE_QA_Toolkit_web.pdf (дата обращения: 23.12.2023).
24. Zhao F. Enhancing the quality of online higher education through measurement // Quality Assurance in education. 2003. Vol. 11. No. 4. P. 214–221. DOI: 10.1108/09684880310501395
25. Brasher A., Whitelock D., Holmes W., Pozzi F., Persico D. et al. Comparing the comparators: How should the quality of education offered by online universities be evaluated? // European Journal of Education. 2022. Vol. 57. No. 2. P. 306–324. DOI: 10.1111/ejed.12497
26. Rodrнguez J.V., Rodado D.N., Crissien Borrero T., Parody A. Multidimensional indicator to measure quality in education // International Journal of Educational Development. 2022. No. 89. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2021.102541
27. Elken M., Stensaker B. Innovative practices in higher education quality assurance. Nordic Institute for Studies in Innovation, Research and Education, 2020. 39 p. URL: https://nifu.brage.unit.no/nifu-xmlui/handle/11250/2720712 (дата обращения: 23.12.2023).
28. Harvey L., Stensaker B. Quality Culture: Understandings, boundaries and linkages // European Journal of Education. 2008. Vol. 43. No. 4. P. 427–442. DOI: 10.1111/j.1465-3435.2008.00367.x
29. Мешкова Т.А. Качество преподавания как неотъемлемая часть культуры качества в вузе // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 115–134. EDN: MVJHHX.
30. Greere A. Training for quality assurance in higher education: practical insights for effective design and successful delivery // Quality in Higher Education. 2023. Vol. 29. No. 2. P. 165–191. DOI: 10.1080/13538322.2021.2020978
31. Leiber T., Stensaker B., Harvey L.C. Bridging theory and practice of impact evaluation of quality management in higher education institutions: a SWOT analysis // European Journal of Higher Education. 2018. Vol. 8. No. 3. P. 351–365. DOI: 10.1080/21568235.2018.1474782
32. Пузанков Д.В., Степанов С.А. Совершенствование деятельности образовательных учреждений с позиций менеджмента качества // Вопросы образования. 2010. № 4. С. 42–63. URL: https://vo.hse.ru/article/view/14803?ysclid=lqmjdwloc0462708755 (дата обращения: 23.12.2023).
33. Marciniak R. Quality Assurance for Online Higher Education Programmes: Design and Validation of an Integrative Assessment Model Applicable to Spanish Universities // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2018. No. 19. P. 127–154. DOI: 10.19173/irrodl.v19i2.3443
34. Marshall S. A Quality Framework for Continuous Improvement of E-learning: The E-learning Maturity Model // International Journal of E-Learning & Distance Education. 2010. Vol. 24. No. 1. P. 143–166. URL: https://www.ijede.ca/index.php/jde/article/view/606 (дата обращения: 23.12.2023).
35. Masoumi D., Lindström B. Quality in e-learning: a framework for promoting and assuring quality in virtual institutions // Journal of Computer Assisted Learning. 2012. Vol. 28. No. 1. P. 27–41. DOI: 10.1111/j.1365-2729.2011.00440.x
36. Demir A., Maroof L., Sabbah Khan N.U., Ali B.J. The role of E-service quality in shaping online meeting platforms: a case study from higher education sector // Journal of Applied Research in Higher Education. 2021. Vol. 13. No. 5. P. 1436–1463. DOI: 10.1108/JARHE-08-2020-0253
37. Ossiannilsson E., Williams K., Camilleri A.F., Brown M. Quality models in online and open education around the globe: State of the art and recommendations. International Council for Open and Distance Education (ICDE), 2015. 52 p. DOI: 10.25656/01:10879
38. Bloch C.W., Fuglsang S., Glavind J.G., Bendtsen A. Quality work in higher education: a multi-stakeholder study // Quality in Higher Education. 2022. Vol. 29. No. 3. P. 340–357. DOI: 10.1080/13538322.2022.2123267
39. Harvey L. Critical social research: re-examining quality // Quality in Higher Education. 2022. Vol. 28. No. 2. P. 145–152. DOI: 10.1080/13538322.2022.2037762
40. Iqbal S., Ashfaq T., Azlan Bin Taib C., Rizal Razalli M. The effect of quality culture on service quality of public and private Universities: A comparative analysis // PLoS ONE. 2023. Vol. 18. No. 4. DOI: 10.1371/journal.pone.0283679
41. Dicker R., Garcia M., Kelly A.F., Mulrooney H.M. What does ‘quality’ in higher education mean? Perceptions of staff, students and employers // Studies in Higher Education. 2019. No 44. P. 1425–1441. DOI: 10.1080/03075079.2018.1445987
42. Crosby P.B. Running Things: The Art of Making Things Happen. Milwaukee, WI: American Society for Quality Control, 1986. 258 p. URL: https://alternativepressreview.org/doc/running-things-the-art-of-making-things-happen (дата обращения: 23.12.2023).
43. Tenner A.R., Detoro I.J. Total Quality Management: Three Steps to Continuous Improvement. Addison-Wesley, 1992. 192 p. ISBN: 9780201563054.
44. Petersen J.C. Internalising quality assurance in higher education / Council for Higher Education Accreditation: Occasional paper, 1999. 19 p. URL: https://www.chea.org/sites/default/files/other-content/IntlQualityPetersen_June1999.pdf (дата обращения: 23.12.2023).
45. White Paper: Higher education: meeting the challenge. London: Her Majesty’s Stationery Office, 1987. 47 p. ISBN: 0 10 101142 3. URL: https://www.education-uk.org/documents/official-papers/1987-wp-higher-education.html (дата обращения: 23.12.2023).
46. Celis S., Véliz D.A. Decade of Chilean Graduate Program Accreditation: A Push for Internationalisation and Issues of Multidisciplinarity // Higher Education Policy. 2022. No. 35. P. 133–154. DOI: 10.1057/s41307-020-00198-7
47. Henkel M. Academic Identities and Policy Change in Higher Education. London: Jessica Kingsley Publisher, 2000. 288 p. ISBN: 9781853026621.
48. Newton J. Feeding the beast or improving quality?: Academics’ perceptions of quality assurance and quality monitoring // Quality in Higher Education. 2000. No. 6. P. 153–163. DOI: 10.1080/713692740
49. Княгинина Н.В., Янкевич С.В., Тихонов Е.О. Использование принципов «регуляторной гильотины» и методов вычислительного права для анализа требований к качеству высшего образования // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 1. С. 78–100. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-1-78-100
50. Pfeffer N., Coote A. Is Quality Good for You? A critical review of quality assurance in welfare services. London: Institute of Public Policy Research, 1991. 65 p. ISBN: 9781872452364.
51. Quality Scorecard Handbook: Criteria for Excellence in the Administration of Online Programs. ed by Shelton K., Saltsman G. Online Learning Consortium, 2014. 133 p. ISBN: 978-1-934505-03-8. URL: https://onlinelearningconsortium.org/consult/quality-scorecard-interactive-tool-handbook2/ (дата обращения 23.12.2023).
52. Antonowicz D., Kohoutek J., Pinheiro R., Hladchenko M. The roads of ‘excellence’ in Central and Eastern Europe // European Educational Research Journal. 2017. Vol. 16. No. 5. P. 547–567. DOI: 10.1177/1474904116683186
53. Fischman W., Gardner H. The real world of college: What Higher Education Is and What It Can Be. The MIT Press, 2022. 408 p. ISBN: 9780262547260.
54. Tight M. Research into Quality Assurance and Quality Management in Higher Education // Theory and Method in Higher Education Research. 2020. No. 6. P. 185–202. DOI: 10.1108/S2056-375220200000006012
55. Дождиков А.В. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (критический анализ) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 12. С. 21–32. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32
56. La Rotta D., Usuga O.C., Clavijo V. Perceived service quality factors in online higher education // Learning Environments Research. 2020. No. 23. P. 251–267. DOI: 10.1007/s10984-019-092996