Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Интернационализация системы высшего образования в Казахстане (2022–2023 гг.): преемственность курса или смена ориентиров?

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-68-86

Аннотация

Цель данной статьи – оценить степень изменчивости политики Казахстана по интернационализации высшего образования в свете трансформации международной ситуации с 2022 г. Задачи включают определение особенностей интернационализации высшего образования в Казахстане и характеристику её ключевых тенденций до и после февраля 2022 г. Опираясь на определение интернационализации высшего образования, предложенные Дж. Найт, Ф. Альтбахом и другими западными исследователями, авторы отмечают относительно удачные попытки Казахстана встроиться в мировые тенденции в области высшего образования. Однако анализ научной литературы свидетельствует о сохранении в системе высшего образования Казахстана множества проблем, которые государство пока не в состоянии преодолеть самостоятельно.
На основе анализа правовой базы реформирования высшего образования в Казахстане и ивент-анализа авторы предпринимают попытку выявления ключевых характеристик интернационализации высшего образования Казахстана на протяжении его независимости. В результате были сделаны выводы о том, что курс на интернационализацию был взят страной ещё в 1990-е гг., однако до 2010 г. она носила точечный характер. Тогда же стихийно сформировалась модель импорта услуг высшего образования, в основном, из России. С 2010 г. начался второй этап интернационализации, который характеризовался большим заимствованием западных моделей и практик, хотя западное направление взаимодействия в сфере высшего образования дополняло, но не заменяло российское. В 2022 г. Казахстан осуществил форсированный переход к третьему этапу интернационализации высшего образования, характеризующемуся дистанцированием от России, совмещение импорта и амбиций по экспорту высшего образования, а также ростом конкуренции с Россией за абитуриентов.

Об авторах

А. М. Погорельская
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Погорельская Анастасия Михайловна – канд. ист. наук, доцент кафедры мировой политики

634050, Россия, г. Томск, проспект Ленина, 36



Е. Ф. Троицкий
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Троицкий Евгений Флорентьевич – д-р ист. наук, доцент, профессор кафедры мировой политики

634050, Россия, г. Томск, проспект Ленина, 36



В. С. Пакулин
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия

Пакулин Виталий Сергеевич – ассистент кафедры мировой политики

634050, Россия, г. Томск, проспект Ленина, 36



Список литературы

1. де Вит Х. Эволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образования // Вопросы образования. 2019. № 2. С. 8–34. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-8-34

2. Pogorelskaya A.M. Academic mobility for region-building and the creation of a Eurasian identity // European Journal of Higher Education. 2023. Vol. 13(2). P. 161–178. DOI: 10.1080/21568235.2022.2093240

3. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. 2003. No. 33. P. 2. DOI: 10.6017/ihe.2003.33.7391

4. Исследование по сравнительному образованию: подходы и методы: под ред. М. Брэя, Б. Адамсона, М. Мейсона; пер. с англ. М.Л. Ваховского, И.В. Разнатовского. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 472 c. ISBN: 978-5-7598-1790-1. DOI: 10.17323/978-5-7598-1790-1

5. Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8. No. 1. P. 5–31. DOI: 10.1177/1028315303260832

6. Альтбах Ф. Глобальные перспективы высшего образования: пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. А. Рябова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 548 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-1712-3

7. Ergun A. & Kondakci Y. The Internationalisation of Higher Education and Identity Construction in Azerbaijan // Europe-Asia Studies. 2021. Vol. 73. No. 7. P. 1330–1354. DOI: 10.1080/09668136.2021.1919601

8. Ahn E.S., Dixon J. and Chekmareva L. Looking at Kazakhstan’s Higher Education Landscape: From Transition to Transformation Between 1920 and 2015 // 25 Years of Transformation of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity: ed. by J. Huisman, A. Smolentseva, I. Froumin. Palgrave, 2018. P. 199-229. DOI: 10.1007/978-3-319-52980-6_8

9. Hartley M., Gopaul B., Sagintayeva A., Apergenova R. Learning Autonomy: Higher Education Reform in Kazakhstan // Higher Education. 2016. Vol. 72. P. 277–289. DOI: 10.1007/s10734-015-9953-z

10. Koch N. The Shifting Geopolitics of Higher Education: Inter/Nationalizing Elite Universities in Kazakhstan, Saudi Arabia, and beyond // Geoforum. 2014. Vol. 56. P. 46–54. DOI: 10.1016/j.geoforum.2014.06.014

11. Mhamed A.A.S., Vossensteyn H. & Kasa R. Stability, performance and innovation orientation of a higher education funding model in Kazakhstan // International Journal of Educational Development, 2021. Vol. 81. No. 102324. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2020.102324

12. Ефремова–Шершукова Н.А., Коллегов А.К., Минеев-Ли В.Е. Международное сотрудничество России и Казахстана в сфере высшего образования как фактор инновационного развития общества // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 139–142. EDN: ZCFZYS.

13. Смирнова В.А. Деятельность программы ТАСИС в сфере высшего образования в Республике Казахстан // Вестник Волгоградского университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2006. № 11. С. 159–163. EDN: KUDXTJ.

14. Леденева В.Ю., Ломакина О.В., Джунусов А.М., Бегасилов Б.Т. Образовательная политика Казахстана в условиях миграции молодёжи // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 6. С. 156–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-156-168

15. Ибатов М.К., Пак Ю.Н., Жетесова Г.С., Пак Д.Ю. Формирование университета предпринимательского типа в условиях модернизации образования (опыт Казахстана) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 154–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-154-168

16. Никитенко Е.В. Интернационализация высшего образования в России: в поисках путей развития // Высшее образование в России. 2023. № 5. С. 125–137. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-125-137

17. Azimbayeva G. Comparing post-Soviet changes in higher education governance in Kazakhstan, Russia, and Uzbekistan // Cogent Education, 2017. №4:1. P. 9–18. DOI: 10.1080/2331186X.2017.1399968

18. Семенова Т.В. Образовательное пространство современного Казахстана: проблемы высшего и послевузовского образования // Наука и современность. 2016. № 45. С. 46–49. EDN: WCCZDF.

19. Бурангулов Э. Р. Государственная политика в сфере высшего образования в современном Казахстане: особенности и тенденции развития // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2022. № 1 (74). С. 64–67. DOI: 10.54398/1818510X_2023_1_64

20. Агранович М.Л. и др. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего. М.: Логос, 2010. 274 с. ISBN: 978-5-98704-516-9. EDN: QYDWWH.


Рецензия

Просмотров: 499


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)