Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Воспитание профессионально значимых качеств в системе инженерного образования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2024-33-1-87-105

Аннотация

Система подготовки будущих инженеров должна включать особую целевую функцию формирования профессионально значимых качеств, необходимых наравне с профессиональными компетенциями, как для работы в выбранной сфере деятельности, так и для дальнейшего карьерного роста. Без чётких целевых установок профессиональное воспитание часто оказывается формальным, а подготовка инженеров – недостаточно эффективной.
Целью статьи является обоснование значимости профессионального воспитания будущих инженеров, выявление проблем формирования профессионально значимых качеств и определение условий их разрешения в системе инженерного образования. В работе рассмотрены исследовательские вопросы: что вносит профессиональное воспитание в инженерное образование, какие профессионально значимые качества дополняют знаниевую составляющую в компетенциях будущих инженеров?
Материалы и методы. В статье представлен обзор научных исследований и состояния вопроса о профессиональном воспитании будущих инженеров. Теоретической основой исследования является декомпозиция и вычленение важной составляющей системы инженерного образования – воспитания профессионально значимых качеств с её особым значением и функционалом.
Результаты и выводы. Дисциплину, ответственность, самостоятельность и самоорганизованность можно считать профессионально значимыми качествами личности будущего инженера, в том числе определяющими его уникальность в профессии. Важнейшие задачи профессионального воспитания – это оценка посильности для студента тех или иных сторон профессиональной деятельности, определение и постановка его приоритетов, развитие доминирующих профессионально значимых качеств. Подготовка конкурентоспособного специалиста возможна только в конкурентной среде. В связи с этим предложено использовать управление коллективом как механизм реализации конкурентной среды и показан вариант реализации оценочно-результативного компонента системы воспитания как элемент этой среды. Отмечено, что в век информации доминанта отношений в воспитании может быть дополнена доминантой информированности и отношений в информационном пространстве, например, в среде цифрового образовательного кластера. Формирование профессионально значимых качеств в системе инженерного образования может быть выделено в отдельный план работы в рамках единой рабочей программы воспитания или в рамках отдельной программы профессионального воспитания.

Об авторах

Д. П. Данилаев
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Россия

Данилаев Дмитрий Петрович – д-р техн. наук, доцент, заведующий кафедрой электронных и квантовых средств передачи информации

420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 10



Н. Н. Маливанов
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева
Россия

Маливанов Николай Николаевич – д-р пед. наук, доцент, заведующий кафедрой автоматики и управления

420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. К. Маркса, 10



Список литературы

1. Вяткина И.В., Хайруллина Э.Р., Махоткина Л.Ю. Педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе: монография. Казань: Изд-во КНИТУ, 2017. 196 с. ISBN: 978-5-7882-2317-9.

2. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 216–230. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.20

3. Белов В.И. Профессиональное воспитание в открытом социально-профессиональном пространстве // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. 2016. Т. 2. № 3. С. 68–71. EDN: XCOSVB.

4. Кирсанов А.А., Кондратьев В.В. Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста // Вестник Казанского технологического ун-та. 2010. № 12. С. 18–21. EDN: NCBVBV.

5. Дроботенко Ю.Б., Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2019. Т. 11. № 4. С. 30–38. DOI: 10.14529/ped190403

6. Мануйлов Ю.С. Очерк теории воспитательных систем академика Л.И. Новиковой // Народное образование. 2021. № 6 (1489). С. 61–65. EDN: GTEVMD.

7. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 67–74. EDN: JSHTAL.

8. Крылова М.А. Концептуальные подходы к профессиональному воспитанию студентов вуза // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. № 4. С. 202–213. EDN: VAVLLZ.

9. Осипов П.Н. Воспитательная деятельность в инновационном вузе: Учебное пособие. Казань: Изд-во «БРОНТО», 2019. 264 с.

10. Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 1. Кн. 2. М.: Изд-во Русская книга, 1993. С. 177–178. ISBN: 5-268-0139-3, 5-268-01424-2.

11. Баргилевич О.А. Иван Ильин о духовно-нравственных основах воспитания субъективности личности // Научные ведомости Белгородского ун-та. Серия «Философия. Социология. Право». 2011. № 20 (115). Вып. 18. С. 231–243. EDN: OMPICT.

12. Burland J.B. Reflections on Victor de Mello, friend, engineer and philosopher. Soils and Rocks. 2008. Vol. 31. No. 3. P. 111–123. DOI: 10.28927/SR.313111

13. Тома Ж.В., Пашин А.А. Профессиональное воспитание студентов в условиях вузовской среды // Современные наукоёмкие технологии. 2022. № 3. С. 186–190. EDN: GHGAKO.

14. Голованова Н.Ф. Проблема воспитания студентов в контексте модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 29–34. EDN: PALVLB.

15. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. и др. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под. ред. В.А.Сластёнина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с. ISBN: 5-7695-1513-9.

16. Шакурова М.В. Идеи Л.И. Новиковой в контексте феноменологии воспитания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1., № 4 (52). С. 23–34. URL: https://ozp.instrao.ru/images/nomera/OZP_4_52_1_2018.pdf (дата обращения: 10.07.2023).

17. Носова Т.А. Организация воспитательной работы вуза в контексте ФГОС ВПО // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 92–97. EDN: PALVNT.

18. Mudrak, S.A. Integration of professional and ecological education students of civil engineering institute: problems and prospects. In: MATEC Web of Conferences. EDP Sciences. 2017. Vol. 106. Article no. 09002. DOI:10.1051/matecconf/201710609002

19. Ильин И.А. Путь духовного обновления / Сост., авт. предисл., отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 1216 с. ISBN: 978-5-902725-92-3.

20. Шейнбаум В.С. Инженерная деятельность в контексте гуманитарного мышления // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 8-9. С. 89–109. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-89-109

21. Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Ответственность – ключевая компетенция инженера ХХI века // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 107–118. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-107-118

22. Гребнев Л.С., Кирабаев Н.С., Шейнбаум В.С., Зборовский Г.Е., Лукашенко М.А. «Высшее образование в России»: 30 лет научной рефлексии (круглый стол) // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 150–166. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-12-150-166

23. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Функционал преподавателя технического вуза: целевые ориентиры // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 3. С. 48–66. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-48-66

24. Andreev V.V., Gorbunov V.I., Evdokimova O.K., Rimondi G. Transdisciplinary approach to improving study motivation among university students of engineering specialties // Education and Self Development. 2020. Vol. 15. No. 1. P. 21–37. DOI: 10.26907/esd15.1.03

25. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н., Польский Ю.Е. Трудоустройство выпускников высших технических учебных заведений: мониторинг и регулирование // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5 (81). С. 113–118. EDN: PJBIFB.

26. Кирсанов О.И., Кирсанова Е.С. Гуманитарные науки в инженерно-техническом вузе и проблема воспитания // Высшее образование в России. 2012. № 8-9. С. 104–110. EDN: PCEJJZ.

27. Кроули Э.Ф., Малмквист Й., Остлунд С. и др. Переосмысление инженерного образования: Подход CDIO. Пер. с англ. С. Рыбушкиной. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 504 с. ISBN: 978-5-759-81466-5.

28. Гиндес Е.Г., Троян И.А., Кравченко Л.А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8-9. С. 110–129. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-110-129

29. Сажина С.Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования // Человек. Культура. Образование. 2020. № 2 (36). С. 175–184. DOI: 10.34130/2233-1277-2020-2-175-184

30. Данилаев Д.П., Маливанов Н.Н. Особенности взаимодействия предприятий и вузов в условиях цифровой экономики // Инфокоммуникационные технологии. 2019. Т. 17. № 1. С. 122–130. DOI: 10.18469/ikt.2019.17.1.18


Рецензия

Просмотров: 453


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)